Про выйскую икоту

Сергей Засухинпоздеев
    До прихода новгородцев на Вые жило племя чуди долгоносой, сорочины белоглазой-(местное название чуди ). Веками в нашем народе , да и до сих пор,  сохранена вера в икотников, боязнь что тебе посадят кильё (гнойный, болезненный нарыв на теле). Верили в нечистую силу, в батамушков,  шулигиных, баннич. В большой отдалённости, жили своим  миром,  верили в кару божью и верили в» знаткое слово». Боялись, что кто-то тебя может изурочить, испортить, искалечить, наслать болезнь.
 « Излешакнуться - помянуть лешего, послать в ссоре или брани кого-то к лешему. Старинная примета: если мать проклянёт ребёнка лешим, и он домой не вернется, то надо трижды прокричать в печную трубу, чтобы леший отдал ребёнка.
 « Икота - род кликушества, нервная болезнь, теперь изредка встречающаяся. Распространена главным образом среди женщин. Больные в припадках, этой болезни, выкрикивают диким голосом бессмысленные возгласы и крепкие ругательства.  Выйские крестьяне считают икоту действием поселившегося в человеке нечистого духа и убеждены, будто знающиеся с нечистой силой могут напускать, гонять, нагонять икоту разными способами, например: с ветру, по ветру, по следу или по науке (как бы из любви к искусству), - что называется , по местному говору , напускать порчу, портить, испортить человека. Если кто болен икотой , то говорят : выкрикать  стал или стала (сто бесов у ей животы гложут, оттого и выкрикать стала), икота долит, сердцу надрывно. Местные жители различают следующие виды икоты: икота говоруха - менее сильная, в которой больные не выкрикивают, а говорят, но на вопросы не отвечают(это называется икота говорит, икотой говорить); немая икота ,в которой страждущие ,лишаясь способности говорить, издают лишь невнятные, отрывистые крики; смертная икота - смертельная, в которой больной, как выражаются, бьется, бьётся и помирает (от конвульсий).Чтобы икота не пристала, не надо лешакаться, лучше матюкаться.


                Говорунья, я …

     Было бы для  меня большим разочарованием, с детства проживать на Вые, общаться с местными жителями и не встретить среди них того, кому была посажена икота. Признаюсь, такие  мученики там иногда попадаются. Только их «странное» поведение я сначала объяснить себе не мог, пока мне не открылась одна бабка.
   Однажды сидели мы с бабушкой в её избе, попивали из кипящего самовара чай, мирно беседовали. Поначалу  невдомек мне было, что в  наш разговор вслушивается ещё кто-то. И вот, вероятно вспомнив какой-то весёлый случай из жизни, собеседница озорно на меня взглянула и рассмеялась.  Вытерла кончиком платочка смешливую слезинку, что-то хотела произнести, да  запнулась и сильно, с захлёбывающимся надрывом икнула. Затем икнула ещё несколько  раз. И  быстро-быстро  заговорила, совершенно, чужим голосом.  Говорила она совершенно другими словами, к нашей беседе никакого отношения не имели.
Видно было, что хозяйке неловко перед гостем. Чтобы успокоить непрошенную икоту, делала над собой усилие,  но та не унималась.
Я всячески старался  не обращать внимания на тяжёлое состояние хозяйки. Отвернулся к окну и стал любоваться открывшимся видом на деревни, которые виднелись вдалеке. Они непрочной цепочкой разбежались по противоположному  берегу реки.
Тем временем собеседница с недугом справилась, поднялась со стула и вышла за дверь. Быстро вернувшись, села за стол, и пожаловалась:
 « Она не любит, моего веселья».
 « Кто не любит» ? - удивился я.
 «Икота моя не любит веселья. Она любит только мучить. Ещё девкой была, с той поры и маюсь головой. В больнице смеряют давление – а оно нормальное. А голова-то сильно  болит, и тошнит всё время. Икотник, что посадил икоту, давно уж умер. Зато  награда, его,  до сих пор во мне обитает. Врачам  её не вылечить, только  «знаткой» человек поможет.
 « Вы к нему обращались»?
 « Обращалась, да всё без толку. Словами-то меня икотник  испортил, словами и лечить надо».
 « Помогло»?
 « Немного полечало. Одно хорошо, что по дикому  не реву. Говорунья я»...