Светоч Православия

Виталий Топчий
Звезду Российскую, от Киева возсиявшую, / и чрез Новград Северский в Ростов достигшую, / всю же страну сию ученьми и чудесы озарившую, / ублажим златословеснаго учителя Димитрия: / той бо всем вся написа, яже к наставлению, / да всех приобрящет, якоже Павел, Христу // и спасет правоверием души наша.
Кондак святителю Димитрию Ростовскому, глас 4

Епископ Дмитрий Ростовский (1651-1709), страстный проповедник слова Божьего и духовный писатель, почитается Русской Православной Церковью как святой. Прошло уже более трёхсот лет со дня его упокоения, а его пламенные проповеди, наполненные истинно христианской любовью к людям, неприятием зла и греховной жизни, и сегодня не утратили своего звучания.

«Зло — значит согрешить один раз или два, а горшее — это значит грешить всегда, и после покаяния делать то же, ибо грех, часто повторяемый, не только расслабляет душу, но и умерщвляет ее, не только повергает в лютую яму падения, но и засыпает ее прахом отчаяния, не только уязвляет, но и убивает, не только вредит, но и совсем губит». Разве могут эти горячо сказанные слова оставить истинно верующего равнодушным и сегодня?

В просвещённой российской среде о нём сложилась слава «Златоуста Российской словесности». Известный русский писатель И.С. Тургенев восхищался его проповедями, написанными хорошим литературным слогом. «Кто из нас не читал его творений и не умилялся теплым чувством, с которым они написаны?». А.С. Пушкин, прочитав его Четьи-Минеи (жития православных святых, предназначенные для чтения по дням месяца), не удержался от лестных слов, назвав книгу «вечно живой», дающей пищу творческому воображению.

***
Будущий святитель Дмитрий Туптало родился недалеко от Киева в местечке Макаров. Семья его была очень набожной, почитаемой за свои добродетели в округе. Отец, бравый казак Савва Григорьевич Туптало (Тунтало) служил длительное время под началом Петра Дорошенко (1627—1698), гетмана Правобережной Украины, и дослужился до звания сотника. Уже в преклонных летах, как человек искренней веры и весьма уважаемый, он стал ктитором (старостой) Кирилловского монастыря. Здоровья он был отменного и прожил более ста лет. А когда умер, упокоился в этом же Кирилловском монастыре рядом со своей женой Марией Михайловной. О своей матери Дмитрий Туптало сохранил самые тёплые воспоминания.

«В самый великий пяток спасительные страсти, мать моя преставилась в девятом часе дня, точно в тот час, когда Спаситель наш на кресте страждущий за спасение наше, дух Свой Богу Отцу в руки предал. Имела лет от рождения своего более семидесяти… да помянет ю Господь во царствии Своем небесном! Скончалась с хорошим расположением памяти и речью. О, дабы и мене таковой блаженной кончины Господь удостоил ее молитвами! И подлинно, христианская была ее кончина: ибо со всеми обрядами христианскими и с обыкновенными таинствами, бесстрашна, не постыдная, мирная. Еще же да сподобит ю Господь доброго ответа на страшном Своем суде, яко же и не сомневаюсь о Божием милосердии, и о ее спасении, ведая постоянную добродетельную и набожную ее жизнь. А и то за добрый знак ее спасения имею, что того же дни и того же часа, когда Христос Господь разбойнику во время вольные страсти рай отверзл, тогда и ее душе от тела разлучиться повелел».

Через одиннадцать лет после рождения сына семья переехала в Киев. И вот здесь благочестивый отрок Даниил (мирское имя будущего святителя) с благословения родителей поступает в Киево-Могилянскую коллегию (с 1701 года — академия). Способного к наукам спудея (ученика) заметил ректор коллегии Иоаникий Галятовский и стал его наставником. Под его наблюдением юноша успешно овладевал курсом наук.

Пути Господни неисповедимы. Могли ли тогда ректор и его ученик знать, что волею Провидения они будут проповедовать слово Божье в Чернигове, и станут, каждый в своё время, архимандритами древнего черниговского Елецкого монастыря, и приложат немало усердия для расцвета Черниговской епархии. А сейчас отрок Даниил просто учился и постигал латынь, овладевал искусством пиитики и риторики, изучал творения отцов Церкви. Но его учению помешала сложная внутриполитическая обстановка на Украине.

Этот период в истории Украины-Малороссии получил название Руины. Когда украинские гетманы после смерти Богдана Хмельницкого (1657) не знали, на чью сторону преклонить голову и воевали то в союзе с Россией против поляков и турок, то с поляками и турками против России. А малороссийский народ страдал, обильно поливая своей кровью родную землю.

Тринадцатилетняя война России с Польшей (1654—1667) тяжело сказалась на положении столицы Южной Руси. Когда поляки взяли Киев, они не простили Киево-Могилянскому коллегиуму, проводнику Православия на украинских землях, его антикатолическую и антиуниатскую направленность. И отроку Даниилу после трёх лет учёбы пришлось его оставить.

Но мирская жизнь, суровая и громогласная, претит его набожной натуре, мириться с ней он не желает. Отрок уже понимает, что вне Церкви его жизнь бесцельна, и после трёх лет «вольных хлебов» уходит в Кирилловский монастырь, в котором его отец был ктитором. И целых семь лет своей жизни проводит в монастырском уединении. Здесь он принимает постриг и становится иноком Дмитрием (1668), в честь святого великомученика Дмитрия Солунского (+306), пострадавшего за свою христианскую веру при римском императоре Галерии. А уже через год он становится иеродиаконом (монахом в сане диакона) и продолжает усердно служить в Кирилловском монастыре, а потом его переводят в Густынский монастырь на Черниговщине. Так начинается черниговский период в жизни молодого иеродиакона Дмитрия Туптало.

В монастыре и заприметил молодого не лишённого дара красноречия иеродиакона черниговский архиепископ Лазарь Баранович и, посвятив его в сан иеромонаха (священника), приглашает в Чернигов проповедником в кафедральный Спасо-Преображенский собор.

Двадцатичетырёхлетний монах-священник быстро снискал славу талантливого проповедника Слова Божьего, бичующего греховную жизнь «мира сего». В своих проповедях он утешал страждущих, наставлял слабых душой в вере. Именно в Чернигове, он снискал славу второго Иоанна Златоуста (307—407), богослова, яркого проповедника христианства.

Архиепископ Лазарь Баранович, выпускник, а потом и ректор Киево-Могилянского коллегиума, прекрасно владел искусством пиитики. Талантливый стихотворец, он организовал в Чернигове поэтический кружок, который прославился на просторах Малороссии (втор. пол. XV;;—XV;;; ст.). На черниговской почве взрос поэтический талант будущего черниговского архиепископа Иоанна Максимовича, литератора Иоанна Галятовского, поэтов Ивана Величковского и Стефана Яворского. Свои труды они печатали в типографии черниговского Троице-Ильинского монастыря. Нередко их произведения были насыщены острой полемикой с противниками Православия: католиками и униатами.

Дмитрий Туптало органично влился в черниговскую поэтическую среду. Прекрасно владея даром стихосложения, он сочиняет поэтические канты — торжественные песнопения церковного содержания, и несколько драм, опять-таки, церковной тематики. Все эти его сочинения получили большую известность и не потеряли свою свежесть со временем. Некоторые из них вошли в антологию духовной поэзии «Богогласник» — первую печатную антологию духовных песен и стихов, изданную в Почаеве (1790-1791).

Здесь, в Чернигове, Дмитрий Туптало пишет и издаёт свою первую книгу «Руно Орошенное». В ней он прославил икону Ильинской Божьей Матери, написанную иноком черниговского Ильинского монастыря Геннадием Дубенским. Книгу он посвятил Лазарю Барановичу, первому черниговскому архиепископу после долгих лет польского засилья в Сиверском крае, получившем эту должность не без протекции Богдана Хмельницкого. Именно по его благословению он взялся за этот труд.

В предисловии книги Дмитрий Ростовский писал: «Руном орошенным именую я здесь и Пресвятую Богородицу, и чудотворный Ее образ, и эту малую книжку, по таковым благословным причинам. Пресвятая Богородица есть Руно орошенное по причине Христова воплощения, Ее чистоты, милости Ее к нам. Христова ради воплощения, ибо, как дождь сошел с Небес на руно (Пс. 71, 6), так Христос воплотился от Девы. Не повреждается руно от росы, сходящей на него, не повредилось и девство от Христа, вселившегося в Нее. «Из безсеменыя прозяб утробы, и сохранив Ю, якоже бе, нетленну» (Акафист Пресвятой Богородице, икос 7)». Лазарь Баранович ответил на эту книгу восторженными стихами.

Слава о красноречии Дмитрия Туптало ширилась далеко за пределами Черниговской епархии, его наперебой приглашают к себе православные обители Прибалтики и Белоруссии. Дар красноречия молодого иеромонаха настолько покорил прихожан и священноначалие Преображенского монастыря белорусского города Слуцк, что задержался здесь он надолго. И всё это время он читает проповеди и пишет «Диарий», записки на польском языке о событиях, потрясших жизнь Малороссии в ходе многолетней войны между Россией и Польшей.

И только по настоянию гетмана И Самойловича Дмитрий Туптало возвращается на Черниговщину и останавливается в Свято-Николаевском Крупицком монастыре под Батурином. Этот монастырь был основан ещё во времена Киевской Руси на месте, где явился образ святителя Николая. Предание сказывает, что монастырь назвали Крупицким по чудесному явлению, произошедшему во время его осады монголо-татарами. Тогда истощённым от голода инокам по их неусыпным молитвам к святителю Николаю посыпалась с неба манна.

Почему Дмитрий Туптало возвратился не в Чернигов, а нашёл пристанище именно в этом монастыре, сказать сложно. Видимо, это связано с его благоговейным почитанием иконы святителя Николая и стремлением к уединённому образу жизни. Правда, существует предположение, что у него не сложились отношения с Лазарем Барановичем, который грешил излишней опекой и наставлениями, так противными аскетическому духу Дмитрия Туптало

Так начался второй черниговский период в подвижнической жизни Дмитрия Туптало. Ему не дают долго засиживаться на одном месте, постоянно переводят из одного монастыря в другой, не забывая при этом повышать в сане. И уже игуменом (настоятелем монастыря) он опять возвращается в Свято-Николаевский Крупицкий монастырь. Пробыв более года настоятелем монастыря, он добровольно отказывается от своего сана и становится простым иноком. В своих проповедях Дмитрий Туптало призывал прихожан учиться обуздывать своё высокомерие, ибо Церковь считает гордыню большим грехом. И слово у него не разошлось с делом. Он наглядно показал, как нужно «смирять свою гордыню», и тем самым заслужил неподдельное уважение среди братии и мирян.

А вскоре в жизни Дмитрия Туптало случилось знаменательное событие. Архимандрит Киево-Печерской монастыря Варлаам (Ясинский) приглашает его в Киев (апрель 1684 года) и поручает ему написать жития всех христианских святых. Так начинается духовный подвиг Дмитрия Туптало, продлившийся 20 лет. Главным трудом всей его жизни стал многотомный труд «Книга жития святых» или Четьи-Минеи, где жития христианских святых были расписаны по дням и месяцам их прославления. В основу своей работы он положил сведения Киево-Печерского патерика, рукопись, доставленную ему с Афона, «Великие четьи-минеи», написанные московским митрополитом Макарием (середина XV; ст.), а также другие источники.

Дмитрий Туптало, аскет по натуре, всегда стремился к уединению, чтобы в келейной тиши найти так нужное ему наитие для духовной работы. Но Провидению было угодно в очередной раз испытать прочность его веры. Его опять отправляют настоятелем в Свято-Николаевский Крупицкий монастырь (1686—1692). И Дмитрий Туптало печётся о монастыре, по его неусыпной заботе в нём появляется частица мощей святой великомученицы Варвары. Однажды она явилась ему во сне и упрекала его в нерадении, что он совсем мало молится.

Монастырь процветал, однако за хозяйственными и иными монастырскими заботами Дмитрий Туптало не забывает о житии святых. Именно в Свято-Николаевском монастыре он заканчивает первую половину Четий-Миней, состоявшую из двух книг, где жития православных святых описаны с сентября по февраль. Первая книга была напечатана в типографии Киево-Печерской лавры (Киево-Печерский монастырь стал лаврой в 1688 году) в 1689 году, вторая книга вышла через шесть лет.

И опять ему не дают спокойно работать, опять переводят игуменом из одного монастыря в другой. За неполных три года он успел побывать в монастырях Глухова, Киева и Чернигова. Вся эта череда переводов заканчивается игуменством в Свято-Преображенском монастыре Новгорода-Северского. На черниговской земле Дмитрий Туптало заканчивает свою третью книгу Четий–Миней, которая была издана в Киево-Печерской лавре в 1700 году.

Игуменством в Новгороде-Северском заканчивается период жизни Дмитрия Туптало, связанный с Украиной. В Черниговской епархии он провёл в общей сложности 19 лет, и три из четырёх книг своего капитального труда Четьи-Минеи, который не потерял своего значения и в наше время, он написал на черниговской земле.

Не будем подробно касаться дальнейшей судьбы Дмитрия Туптало, скажем лишь, что Пётр ; пожелал его видеть митрополитом Тобольским и всея Сибири, а посему он был вызван в Москву (февраль 1701 года). Как оказалось, Украину он оставил навсегда. Начался новый, относительно непродолжительный период его жизни, продолжавшийся до самой его кончины. Слабое здоровье не позволяло ему отправиться в далёкий Тобольск, и он получил назначение в Ростов (1702). Здесь он проводит свои последние годы, заканчивает четвёртую книгу Четий-Миней (1705). Здесь в Троицом соборе Свято-Яковлевского монастыря он нашёл своё упокоение (1709). Русская Православная Церковь не забыла своего верного подвижника и через 48 лет после его смерти прославила в лике святых (1757). Так он стал святителем Дмитрием Ростовским. Ныне рака с мощами святителя находится в Зачатьевском соборе Спасо-Яковлевского монастыря Ростова.

Поминальными его днями стали 23 мая / 5 июня (собор Ростово-Ярославских святых); 21 сентября / 4 октября (день обретения мощей); 28 октября / 10 ноября (день кончины).

В Черниговской епархии о Дмитрии Ростовском сберегается добрая память. Ковчег с частицей мощей святителя хранится в церкви архистратига Михаила, что находится в селе Полонки под Прилуками. И в других храмах Черниговщины, где служил святитель, находятся частицы его мощей. Православные искренне верят, если помолиться у иконы святителя, посвятившего свою жизнь описанию жития подвижников христианской веры, принявших мученическую кончину, но не отказавшихся от Бога, многие жизненные невзгоды отвернутся.

«Люди приемлют пользу не столько от изреченных слов, сколько от добрых дел учителя своего и от добродетельной его жизни. Глас дел громче и действеннее, нежели глас слова. Учителю, прежде всего, потребно самому быть прилежным исполнителем Закона Божия, исполнителем добрых дел, и затем уже учить других».

«Говорящий, а не делающий, подобен грому, бывающему в облаках без дождя во время засухи».

«Любовь есть едина от неведомых сердечных таин тайна, самому токмо Богу, сердца и утробы испытующему, известна».

Вот этими выдержками из проповедей святителя Дмитрия Туптало и хочется завершить свою статью.


Статью с фотографиями можно посмотреть здесь: http://rusedin.ru/2013/06/16/svetoch-pravoslaviya/