Злоречие

Людмила Либерцева
В советское время литературная критика тем считалась интереснее, чем острее в выражениях, чем насмешливее и ранимее обличала недостатки. Не знаю уже какими теперь словами можно охарактеризовать язвительные перепалки в СМИ и в прямом эфире. Бывало, и мне приходилось писать критические статьи, которые вызывали обиды, а я считала, что обижаться могут не зрелые ещё авторы. Да, собственно, так и считается.
Постепенно, приобретая православное мировоззрение, я стала ощущать некоторую дистанцию в применении насмешливой интонации, или резкости в выражении того или иного мнения.
Критика очень востребована в литературе и искусстве, но она требует глубины знаний, такта и тонкого чувства границ души оппонента, которые невозможно нарушить, не задев его личности. А ведь критикуется не личность, а творчество.

Если обратиться, например, к Библии, то в "Числах" читаем про пророчицу Мариам, и преподобный Ефрем Сирин приводит случившееся с нею:
Мариам покрылась проказою,
как снегом (Чис. 12, 10), будучи
осуждена за одно злоречивое слово.
И если Мариам — пророчица —
понесла наказание за злоязычие,
то какой род наказания постигнет
употребляющих без разбора хульные слова,
когда и правда Мариам,сказавшей, что было действительно,
не одобрена потому только,
что выразилась она злоречиво.

Если кто и справедливо употребит
злоречие, то правда его исполнена
неправды.
 
...уничтожается и вера,
если будет внимать прорицаниям;
уничтожается благотворительность,
если возымеет гордыню;
уничтожается единомыслие, если появится в нем
насмешливость; уничтожается и
пост, если будет при нем место
осуждению других; уничтожается и любовь,
если возмущена ревностью.
Вникай в естественные
вещи и у них учись предлагаемому
в Писании.
(Симфония по творениям прп.Ефрема Сирина)