О сердце, благодати и молитве

Людмила Либерцева
Никогда не посещаю форумов, особенно православных, потому что даже просто стать свидетельницей споров, да еще второстепенных, не хочется. Ропот - одно из проявлений самостного состояния души человека, когда что-то "не по мне", не "по-моему хотению" или представлению. Но зато много полезного в ответах на вопросы на сайте архимандрита Рафаила Карелина или в его беседах, а так же на сайте Оптиной Пустыни в проповедях.

Отец Рафаил пишет, что современные христиане, поглощенные заботой о внешнем, забыли о
собственном сердце – центре жизни.
Проклятие нашего века в том, что мы забыли, что благодать Божия
не может соединиться с грехом.
Поэтому, несмотря на посещения храмов и святых мест, домашние молитвы и чтение духовных
книг, наше сердце остается пустым, как продырявленный сосуд, которым
черпают воду.

Сердце, отданное страстям и грехам, не может стяжать и
удержать благодати.
Человеческое сердце – великая тайна.

В сердце суммируется вся жизнь человека и переживания его души.
Царь Соломон писал: «Всяким хранением храни
сердце свое, ибо от него источники жизни».
 
Бог – огонь, который согревает сердце, а диавол холоден, как труп.
Сердце, отданное через грехи демону, источает из себя какой-то мертвящий
холод и тонкий смрад тления, которые интуитивно чувствуют окружающие
люди.
Трагедия современных христиан в том, что они забывают о главном
в духовной жизни – о хранении сердца.

Страстное сердце сопротивляется словам молитвы, отталкивает их
от себя, и молитва теряет жизненность и силу, она становится
поверхностной и мертвой. От такой молитвы человек не получает духовного
утешения, и поэтому с нетерпением ждет ее конца.
Истинная молитва невозможна без благодати, а благодать – без чистоты
сердца.
Господь сказал: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят».
Поэтому человек, не заботящийся о чистоте сердца, не борющийся с грехами
и страстями, оказывается духовно слепым, хотя бы обладал мирскими
талантами и душевными достоинствами, занимался благотворительностью,
говорил красноречивые проповеди, и даже писал бы научные апологии в
защиту христианства.
Неграмотный простец, сохранивший чистоту сердца, –
более мудр, чем теолог, который не победил своих страстей.

Наше время можно назвать безблагодатным не в том смысле, что Церковь
оскудела благодатью, а потому что человеческое сердце, отравленное
грехом, теряет способность воспринимать и удерживать благодать.

Древние христиане отличались от современных, прежде всего тем, что они
жили и дышали благодатью, явно ощущали ее действия, как бы осязали благодать сердцем
и слышали ее неизреченные безмолвные глаголы.

Без чистоты помыслов душа не может отразить в себе свет благодати.
Покаянием и исповедью, как железной щеткой нужно сдирать ржавчину греха, въевшуюся в металл сердца. Надо положить контроль ума и воли
над пятью органами чувств, особенно над зрением и слухом.

Надо знать и о следующей хитрости демона: иногда он на время
отступает от человека и тот начинает воображать, что страсти изгнаны,
духовная опасность миновала и считает себя победителем.

Такое ложное бесстрастие на самом деле – это ловушка демона, чтобы
притупить бдительность человека и захватить его врасплох, когда тот не
ожидает; особенно часто в эту ловушку попадают гордые и самонадеянные
люди, которые без послушания и отеческих советов проводят духовную жизнь.
Поэтому
надо всегда соблюдать осторожность и помнить, что демон не покидает
человека, как его тень, и будет бороться с ним до самой его смерти.

Христос нашел нас на Кресте через муки распятия, а мы должны найти
Его в своем сердце через слезы покаяния. Эта встреча с Богом подобна
новому рождению.

Тогда благодать даст крылья молитве, обновит детскую чистоту, возвратит потерянную радость,как весну души, и человек увидит свое воскресение из мертвых
еще при жизни.
(Из бесед архимандрита Рафаила Карелина)
Полностью тут:
http://karelin-r.ru/duhov/214/2.html