Путешествие из Лабинбурга в Москву и обратно...

Елена Мерсалова
       Путешествовать любят все, я, конечно, тоже. Но в моей жизни, за последние лет восемнадцать, далёких путешествий не было совсем. Живя в курортном месте нашей страны, в Краснодарском крае, его ещё называют Кубанью, наезжала эпизодически  на его побережье, во всемирно известный, благословенный город Сочи, и - не дальше...
       Кстати! От сочинцев я узнала забавную штуковину: сочинцы не считают себя кубанцами! Что вы-что вы! Кубанцы, по их мнению - это жители городов, расположенных в пойме реки Кубань. А Сочи... ну, Сочи! - это же почти Европа! Так и говорят о своих гостях: - Они приехали с Кубани!... Весьма уморительно было мне об этом узнать...

       И вдруг! Застоявшиеся будни моей жизни были взорваны! В далёкое (да не простое, а романтическое!) путешествие я собралась почти внезапно! Я ехала - в Москву! В которой я не была аж с 1993 года! Помните, что было в том году, в октябре, кажется 3-го числа? Правильно, путч, захват останкинского телецентра...
В поезде, стоявшем на пути у платформы, готовом к отправке, к выезду из столицы, было включено радио и мы, пассажиры услышали прямую трансляцию репортажа из останкинского телецентра, где шли настоящие бои! Были слышны звуки стрельбы, очень взволнованные, да что там взволнованные, испуганные голоса дикторов...
Перепугались и все пассажиры нашего поезда. Я уже рисовала себе страшные картины захвата поезда, какие-нибудь аресты, пленение...
Но, поезд благополучно-вовремя отправился и все мы поехали по домам...

       В нынешнее путешествие я собралась буквально в одночасье, билет покупала меньше, чем за сутки до отъезда, поэтому, естественно, мне досталось боковое верхнее место, но это не было для меня неприятностью!
Лишь только, попав в вагон, я взгрустнула. Впечатление было: будто я попала в крематорий... Это же было в июле, у нас, на Кубани было под плюс 37 градусов! В вагоне же было намного больше сорока градусов...
       Скажите мне кто-нибудь, почему при постоянно повышающейся цене на железнодорожные билеты, наши российские вагоны не оборудованы кондиционерами???!!!...
Открывающиеся на пять сантиметров окна (такая конструкция!) не приносили никакого облегчения! Представляете, что испытывают пассажиры на верхних полках?..
Я категорически не могла заставить себя залезть на это ложе...
Меня буквально потрясало, что некоторые люди могли заснуть и спать!.. в этом замкнутом раскалённом пространстве...
Я же блуждала по вагону, пересидела на всех нижних, ещё не занятых пассажирами местах, на мусорке в тамбуре, где находится туалет, там было какое-то подобие сквозняка.
Лишь под утро (ну, надо же полежать, отдохнуть в горизонтальном положении!) я взгромоздилась на предназначенную для меня полочку, но уснуть так и не получалось. Так и  валялась-металась по этой полочке и недоумённо смотрела на спящих соседей... как им удавалось спать???.. Я буквально была в предсмертном состоянии.

Фотография соответствует тематически описываемой мной ситуации, но...запечатлённые на фото пассажиры (пассажирки), видимо, едут зимой, укрыты одеялами до самого носа, в одежде с длинными рукавами...
Нам же хотелось снять с себя кожу...

На одной из станций в вагоне появилась бабулька, в возрасте явно на финише восьмого десятка, но довольно бодрая, весёленькая... Идут вместе с сопровождающей её проводницей по проходу и останавливаются... в нашем купе. У бабули - верхняя полка! Оказывается, как и я, взяла уже то, что было свободно, в день отъезда. Проводница, исполнив свои обязанности по сопровождению, стала удаляться, бабуля же заявляет:
     - А я вот здесь посижу, -
уверено собираясь расположиться на нижней, застланной постелью полке, на которой лежит пассажирка, имеющая на это право согласно купленному билету. Но не тут-то было! В ответ на намерение старушки раздался возмущённый голос лежащей на этой нижней полке совсем молодой женщины:
       - Где это вы посидите?!.. Ничего подобного! Не будете вы здесь сидеть! Это не общий вагон, я не желаю, чтобы кто-то сидел на моей полке! И вообще: как вы могли отправиться в дорогу с билетом на верхнюю полку?!.. В вашем возрасте?!.. Да я и в своём возрасте (!) никогда (пусть в меня стреляют!) не поеду на верхней полке! А поеду тогда, на когда будет билет на нижнюю полку!
       Во как! Бабуля под-растерялась, стала что-то лопотать про то, что нужно было срочно ехать... и был только такой билет... и что, вот доживёшь до моих лет, поймёшь... но никто в купе ничего не собирался понимать. Все и без того были убиты вагонным душегубством, а тут ещё такой сюрприз в виде этой бабульки...
Побрела бабушка к проводнице. Нам, ввиду отдалённости нашего купе от купе проводников, не было слышно о чём там шёл разговор. Через несколько минут идут обратно вместе. И идут они, оказывается, в другой вагон, где проводница гарантированно обеспечила бабушку нижним местом!.. Ещё через несколько минут проводница вернулась за бабушкиным огромным чемоданом и потащила его (благо он был на колёсиках!) туда, где нашлось для бабули нижнее место. То есть, свободные (не проданные???...)нижние места в поезде - имелись!

       Почему бы железнодорожным службам не разработать Устав, в котором учесть все этические стороны, все возрастные нюансы?..
Или это правильно, когда на нижних полках едут молодые пассажиры, а верхние продаются старикам?!..


       В первом купе поезда, боковые места заняты тюками с постельными принадлежностями и на нижнем из них периодически отсыпаются проводники, а их личные купе заняты нелегальными пассажирами, которые выходят оттуда по разным нуждам только после соблюдения проводницей особого ритуала: она их выпускает по одному с опасливыми озираниями вокруг: не маячит ли кто-то поблизости из начальства...
       Пока проводники бодрствовали, я восседала на нижнем месте среди мешков с постелью. В сравнении с верхолазными манёврами, это было почти блаженство...
Хоть я и утыкаюсь почти всё время в журнал с любимыми судоку, а всё же невольно приходится созерцать жизнь окружающих меня временных моих попутчиков.

       Приближаемся к какой-то станции. Вижу: молоденькая девушка начинает собираться на выход.
А всё движущееся, шевелящееся всегда, ведь, привлекает взгляд... Собирается не спеша, медленно, обстоятельно, ровненько складывает простнынки, наволочку, относит их проводнице. Так же медленно, очень аккуратно укладывает свои вещи по сумкам... нравится мне эта её неспешная обстоятельность. Но от этой девушки меня отвлекло что-то другое... я про неё забываю. Подъехали к станции, поезд остановился и внимание всех пассажиров, конечно, переключается на то, что за окном, на перрон, там же такая желанная вольная воля, воздух и много чего интересного происходит под окнами вагона... Поезд стоит совсем недолго, буквально пару-тройку минут и трогается... и тут в нашем вагоне возникает какое-то суматошное беспокойство: мужчина в соседнем купе, там, где собиралась на выход девушка, кинулся к её месту, схватил что-то из-под полки с полу и побежал к открытому окну возле титана с кипятком и выкинул это что-то в окно! Ну, естественно, народ начал проявлять неистовое любопытство: что же это было?..
А, оказалось, та самая девушка, крикнула этому мужчине с перрона, чтобы он выбросил в окно забытые ею кроссовки! А, ведь, так обстоятельно собиралась...
Поезд уже укатил на какие-то многие метры от перрона, когда кроссовки были выброшены в окно.
Сижу и представляю, как девушка будет по бездорожью пробираться за кроссовками... забавно!

       Когда на Кубани начинается страшное пекло: под +40 градусов, я, сидя дома, и слушая сводки прогнозов погоды по стране, всегда поражаюсь, что в Москве, Санкт-Петербурге и во многих других районах Центральной Полосы России называются температуры, которые мне кажутся невероятными! Где-то вокруг +20 градусов!.. И я всегда произношу одну и ту же фразу: "Ну, вот, живут же люди!.."
А когда я оказалась в Москве, убедилась: действительно, температура была "человеческой", вполне удобо-прожиточной: чуть больше +20 градусов. Очень понравилась мне, не могла не понравиться такая чудесная погода! И правда, ведь..., живут же люди!
А путешествие должно ещё продолжиться на север, в Тверскую область!

       Поехали мы туда, как мне объяснили, в очень удобный для выезда в область и дальше день: в понедельник! Большинство населения на работе, и потока рвущихся на отдых граждан нету, он начинает образовываться только к вечеру пятницы. И мы проехали свой путь всего за три с небольшим часа без малейшего сучка-задоринки! А сколькими красотами мне удалось полюбоваться за этот короткий промежуток времени... Всё-таки путешествие на автомобиле выгодно отличается от путешествия на поезде!

       Я была радостно поражена сияющими куполами Сергиева Посада, монументальностью тамошней кремлёвской стены! Очень милыми показались спокойные, несуетливые улочки этого русского городка.

       Проезжали мимо Королёва, где расположен всемирно известный, прославленный Звёздный городок космонавтов!

       Очень порадовал роскошной пышностью лесов заповедник Завидово.
Ну, все вы, конечно же, знаете, что в нём отдыхают и охотятся наши с вами слуги... Нам же, ввиду "непрестижности" этого места появляться там не пристало. Зачем же нам подрывать свой гегемоновский авторитет? Демократия демократией, но всё же хороводиться вместе со слугами... не гоже это!

        Но, и на наши, народные, леса мне довелось наглядеться. Хотя, эта формулировка, наверное, ошибочная. Есть ли они в наличии, народные-то? Расхапали всё, поделили на личные владения и ответственных за леса, почему-то не стало, а чистить лес, ухаживать за ним..., да что это вы такое говорите?!.. Картина, скажу я вам, весьма ужасающе-удручающая.
       И такие, с преобладанием сухих деревьев, с позволения сказать, леса, похожие на дикие, инопланетные заросли, начинаются сразу после Кавказской железной дороги  и тянутся до самого подмосковья...
       В деревушке, конечном пункте нашего путешествия, мне довелось познакомиться с лесником-егерем в одном лице - Димой. Он много лет работал в Лесничестве или Лесхозе в вышеуказанных должностях, пока эти хозяйства, множество их по всей стране, не были благополучно уничтожены...
А когда за Димой были закреплены многие сотни гектаров леса, он чистил его, ухаживал за маленькими ёлочками и берёзками, помогая им подрастать и лечил обитателей леса - зверей... Я выразила ему свою личную благодарность за его благородный труд.
В разговорах был сделан намёк на то, что лесные пожары - это дело рук тех, кто загребает пал (сгоревший лес) или за бесценок или по бросовой цене, чтобы потом продать его каким-нибудь китайцам в десять раз дороже... Ведь во время пожара сгорают лишь ветви деревьев, а стволы остаются практически невредимыми... Смекаете?.. Значит, дальнейшие их транспортировка и переработка уже значительно облегчены... ветвей-то уже нет...
       А ещё из-за загрязнённости лесов, об этом я сама, лично, видела телерепортаж по местному телевидению, Тверскую область постигла ещё одна напасть: стали частыми случаи заражения зверя вирусом бешенства! Взбесившиеся лисы, кабаны забегают в деревни и создают угрозу здоровью и жизням жителей деревень!
Дима самолично пристрелил уже несколько бешеных лис прямо на улице деревни и возле своего двора! От него же я слышала, что собираются возрождать Лесничества. Ну, в общем, как всегда и во всём у нас в стране: жить по-порядочному - это не для России, сначала надо создать то, с чем потом придётся бороться! А без борьбы...ну, что это за жизнь?..

       Уезжая с Кубани, заметила: в связи с переводом стрелок часов, в 21 час уже - густые сумерки, а в 22 - уже полная темнота, это было в конце июля. Приехав в Москву, а особенно в Тверскую область, была слегка поражена: там в 21 час того же самого московского времени - ещё совсем светло, а в 22 - довольно прозрачные сумерки и даже в 22-30 - ещё не полная темнота... Удивительно! И небо! Я уже третий раз за свою жизнь видела другое небо! другие созвездия над головой, другое расположение уже знакомых, виденных на Кубани звёзд... А больше всего меня сбивало с толку расположение частей света! Потом догадалась: это от того, что при образовании поселения, дома строятся в зависимости от местного ландшафта и окна домов в двух разных поселениях не могут располагаться одинаково, то есть смотреть точно в одном направлении. Я привыкла к тому, как восходит солнце относительно окон моего дома, а выезжая в другие места всегда прихожу в замешательство, пытаясь понять где восток, а где всё остальное... Везде это бывает по-разному! Говорят, что захоронения делают, всегда точно определяя где восток, якобы покойники должны лежать точно ногами на восток. И кресты на куполах храмов устанавливаются строго в направлении восток-запад. Надо как-то приспособиться по Солнцу всё это определять.

       В милой деревушке среди настоящих лесов мы провели без малого три недели..., дивных три недели, пролетевших, как один миг...

       Едем домой. Помните, я писала, что из Москвы в Тверскую область мы доехали за три с небольшим часа... а обратно, из области в Москву ехали 8 часов! Мне довелось увидеть и побывать в треклятых московских пробках! Впечатление: на МКАДЕ находятся автомобили со всех стран мира... Даже в обозримом глазом пространстве я видела одновременно до десятка различных регионов на автомобильных знаках...
       Меня провожают с Казанского вокзала. Поезд - меньше, чем через час. Обратный билет мною взят не был, поэтому, подойдя к кассе, слышу уже знакомую мне информацию о том, что имеются только боковые верхние полки...
       Поезд "Москва-Нальчик", вагон - 15-й, время отправления 19-50, число - 11 августа 2011 года...
       Подходим к вагону. Нас встречает дородная, крашено-блондинистая проводница - Марина. Очень радушная и словоохотливая, она задаёт мне вопрос:
       - Хотите нижнюю полочку? - ласково так...,  я, оторопев, говорю:
       - Хочу.
       - Но, только, вы же понимаете... мы их продаём...
       - И сколько эта "услуга" стоит?..
       - 500 рублей...
       Не слабо, да?..
       - Я подумаю, - отвечаю...
       Есть над чем подумать...Так, ведь?..И продавала эти самые нижние полочки Марина не один раз за время, пока ехала я...

       И вот я в Лабинске! Лабинчане, гордитесь и знайте: МЫ ЖИВЁМ В РАЮ !!! В сравнении с Москвой...