Центр занятости самих себя

Вадим Слуцкий
               

Около года тому назад Петрозаводский центр занятости переехал в новое здание.

Он занимает теперь первые два этажа большого, длинного, как перрон, шестиэтажного дома по ул. Мерецкова. Если зайти внутрь, впечатление солидности учреждения ещё усиливается. Евроремонт, огромные чёрные жидкокристаллические экраны при входе, на втором этаже – маленький зимний сад. Неторопливые, прекрасно одетые сотрудницы: их очень много, как правило, гораздо больше, чем посетителей. Действительно, очень основательное учреждение!
Но раз мы решили с ним познакомиться, давайте выясним, как же здесь помогают безработным гражданам.

Формально я безработный. Я писатель: работаю за своим письменным столом. Поэтому у меня были все основания зарегистрироваться в качестве безработного и испытать, таким образом, всю эту систему на себе. Что я и сделал. Оказалось очень интересно!
Сначала надо записаться на приём и ждать вызова. Я прождал всего ничего: около часа. Хотя кого ждал, так и не понял: никакой очереди не было.
Специалиста по занятости, к которой я попал, зовут Лидия Владимировна Мацулёва. Это молоденькая девушка, холёная, прекрасно одетая. Вся процедура постановки меня на учёт заняла около часа. Я заполнил множество анкет, отпечатанных на прекрасной белой бумаге очень хорошего качества.
Правда, для чего нужны все эти анкеты, я так и не понял. Но я не специалист, как вы понимаете.
Лидия Владимировна продиктовала мне, что именно, кроме уже представленных документов, я должен принести. Именно продиктовала: она говорит, как очень строгая учительница начальных классов.
После всей этой бухгалтерии с канцелярией начался собственно процесс помощи мне в поиске работы.
Лидия Владимировна, не торопясь, залезла в базу данных в своём новеньком компьютере. И извлекла из неё две вакансии. Однако я уже знал о них.
В холле стоят автоматы, и каждый может ими воспользоваться. Ровно о тех же вакансиях сообщают посетителям специалисты.
Итак, две вакансии. Лидия Владимировна распечатала мне два направления на работу. Очень солидные направления, с печатью администрации петрозаводского городского округа. Они действительны в течение всего только 3-х дней с момента выдачи!
Она объяснила мне, что я должен в течение 3-х дней зайти в эти учреждения. Там должны в направлении написать, что они решили.
Также она выдала мне карточку посещений, где был указан назначенный мне день и час следующего визита к ней – примерно через неделю.
Я съездил в оба учреждения, и в обоих мне сказали, что вопрос будет решаться накануне 1 сентября (это педагогические учреждения).
А теперь остановимся на минуту и задумаемся. А если бы я просто посмотрел в базе данных Центра – для чего достаточно воспользоваться автоматическим терминалом в холле – какие есть вакансии и – не поехал (поехал-то я, чтобы направления отдать), а просто позвонил – то какой был бы результат?
Ответ прост: результат был бы ровно тот же самый.
Ни одно учреждение не принимает в расчет при приёме на работу, есть ли направление Центра занятости или нет. Подходит им работник – его берут. А направление роли не играет.
Если пользоваться только терминалом с базой данных в вестибюле Центра или просто искать вакансии в Internet, то не надо стоять в очереди и не надо никуда ездить. Посмотрел, какие есть вакансии, позвонил – и всё более-менее ясно.
Если же записываться на приём в Центре занятости, регистрироваться, получать направления, то в смысле поиска работы результат тот же. Вот только времени надо затратить гораздо больше.
В чём же тут смысл? В том, чтобы занять безработных интересными, познавательными поездками по городу (кстати, проезд в маршрутке у нас стоит 20 руб. в один конец)?
Ответить на этот вопрос я смог только тогда, когда узнал о системе начисления пособия по безработице.
Я работал в течение предыдущего года – до обращения в Центр занятости – только 17 недель. Чтобы получить пособие выше минимального, нужно проработать не менее 26 недель. Так что пособие мне назначили именно минимальное.
Это правило тоже очень любопытное. Понятно, что труднее свести концы с концами как раз тому, кто уже долгое время не может найти работу. Вот именно ему-то и платят МИНИМАЛЬНОЕ пособие. А максимальное (к слову, это – 4900 руб.) может получить тот, кто как раз сравнительно недавно потерял работу и при этом прилично зарабатывал, - то есть как раз тот, кому оно не особенно нужно.
Может быть, вам это кажется нелогичным? Нет, логика тут есть. Какая – я попытаюсь объяснить потом.
Минимальное пособие – 850 руб. Разумеется, тут сразу включается воображение: хочется представить себе, что же можно купить на 850 руб. в месяц. Но я уверен, что у читателей тоже богатое воображение, поэтому предоставляю эту увлекательную работу им самим.
Могу только уточнить: я за ЖКХ + телефон и Интернет плачу в среднем около 5 тыс. руб. в месяц.
Но самое интересное – это правила начисления вот такого удивительного пособия. Начисляется оно, только если у безработного НЕТ НИКАКИХ ДРУГИХ ДОХОДОВ. Если несознательный гражданин встал на учёт в Центре занятости, ему на банковскую карту капает пособие – цельных 850 рубликов в месяц! – а потом выясняется, что у него есть побочный доход: скажем, он расклеивает рекламные листовки или занимается репетиторством – то данный противозаконный гражданин может быть привлечён к административной ответственности и оштрафован на сумму до 120 000 руб.
Правда, любопытно? 850 – и 120000! Мышь и слон. Мышь достаётся голодному безработному от щедрот родного государства, дабы поддержать его в нужде, а слона сам этот безработный должен отдать государству, если его уличат в том, что он – помимо 850 руб. – заработал ещё что-то.
Но даже если счастливый безработный сумеет скрыть от бдительного государева ока тот факт, что ему, дабы не умереть с голоду, приходится ходить налево, кое-что всё же подрабатывая, и он сможет безнаказанно пользоваться своим пособием – например, покупать на него сигареты (судя по размеру пособия, оно предназначено именно для этого), - всё же его безоблачное счастье недолго продлится. А именно – год. Потом пособие платить перестанут. Совсем.
Если пособие исчисляется, исходя из размера зарплаты, то первые 3 месяца оно составит 75% от заработка (но не более 4900 руб.), следующие 4 месяца – 60%, а затем (до года) – 45%.
Опять-таки здесь интереснее всего не суммы (выше потолка – 4900 руб. – всё равно не взлететь), а логика. Чем дольше вы без работы, тем меньше вам следует платить. А потом – совсем перестать.
Понятно, если вы не явитесь к назначенному часу к специалисту Центра и у вас не будет уважительной причины (больничного или справки от врача), – или явитесь, но без отметок в направлениях – то пособия вам не видать, как ушей.

При всей привычке к нашему удивительному – и невероятно самобытному – государству я не сразу мог догадаться, в чём тут дело. Почему, если человеку тепло, ему надо дать одеяло, а если ему холодно – отнять все тёплые вещи, сопроводив сие действие пинком под зад – на мороз?
И всё же, как мне кажется, я понял наших мудрых чиновников. В этих удивительных правилах начисления пособий по безработице и оригинальных методах «помощи» безработным в поиске работы ярко проявляется их мнение о собственном народе – то есть, в сущности, о самих себе, ибо – что они такое, если не органическая часть этого самого народа?
Дело в том, что установившие эти правила – отнюдь, между прочим, не монголо-татары, а истинно русские люди – считают ВСЕХ БЕЗРАБОТНЫХ ЖУЛИКАМИ, которые, намеренно отлынивая от работы (как мужик у Салтыкова-Щедрина), хотят урвать у государства дармовое пособие.
Именно на борьбу с такими паразитически-иждивенческими устремлениями наших сограждан и направлен Федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации».
Теперь – когда мы ИХ поняли – всё встаёт на свои места.
Действительно: почему платить надо меньше тому, кто дольше без работы? Всё верно: он дольше уклоняется от работы – его нужно строже прищучить! Почему, если человек уже год безработный, ему вообще не надо платить? Тоже всё правильно: а хватит с тебя, дармоед! Пшёл отсюда, быдло, чего рот раззявил на государеву денежку? А вот – шиш тебе!
Всё абсолютно логично.
У наиболее пытливых читателей может возникнуть законный вопрос: а чего же это наши думцы и чиновники такого – не слишком-то высокого – мнения о российском населении? А очень просто: ОНИ СУДЯТ ПО СЕБЕ. По-другому просто не умеют.
Знаете, почему сталинские следователи объявляли полезных советских людей «врагами народа»? Потому, что сами эти следователи как раз и были врагами народа. У психологов это называется «проекция», когда человек приписывает другим свои худшие качества – и бескомпромиссно борется с ними, но не в себе, а в других.

Другая причина всех этих странностей: Центры занятости в России существуют… для самих сотрудников этих Центров. То есть это просто кормушки для сотен и тысяч бездельников, у каждого из которых – тёплый, уютный кабинетик с компьютером и приличная ЗРЯПЛАТА, а работа не пыльная и не требующая ужасно высокой квалификации.
Для всех этих тружеников безработные – как коровы для оводов.
То есть как раз сами сотрудники Центров занятости жаждут, фактически ничего полезного не делая, жить на дармовщинку – и им это прекрасно удаётся. Поэтому они и подозревают в том же самом всех и каждого – и, прежде всего, безработных, с которыми имеют дело.

Честно говоря, никогда бы не поверил, что подобный бред может быть успешно воплощён в реальность, если бы не увидел всё это собственными глазами и, так сказать, не попробовал на зуб.
Часто говорят, что Россия – авторитарная страна. Мне же кажется, что Россия скорее похожа на сумасшедший дом, причём именно в тот момент, когда весь медперсонал уже месяц беспросыпно отмечает день рожденья главного врача, а больные – во главе с наиболее активными представителями буйной палаты – резвятся на свободе.
Какой авторитаризм? Это и есть самая настоящая СУВЕРЕННАЯ ДЕМОКРАТИЯ РАБОВ.

Что до безработных, то мой им совет таков: смотрите объявления в Internet и бесплатных газетах – и то, и другое есть в библиотеках. Если город ваш достаточно большой, работу вы обязательно найдёте. А Центры занятости, по-моему, лучше обходить стороной.