Висячие сады Гурдона

Людмила Береснева
     Как притягательно очарование маленьких городков Прованса! Первое знакомство с ними  –  средневековый  Гурдон.  Городок-крепость на вершине скалы был похож на орлиное гнездо, и я, не веря в свои силы, подумала: «Интересно, доберусь ли я туда?»  Признаюсь, мне хотелось найти легкий способ подъема. Но когда я узнала, что узкая дорога, ведущая к крепости, укрытой облаками, называется «дорога в Рай», я, не раздумывая, вступила на каменистую тропу, позабыв про неудобную обувь, про воду, которую неосмотрительно оставила в автобусе, про боязнь высоты.
     Неспешно начала свое восхождение, пропустив вперед всю группу, чтобы никто тяжело не дышал рядом, не обступал плотной толпой, не подгонял. Сбиться с пути было невозможно – дорога только одна, и она серым серпантином уводила ввысь на вершину скалы.
     Сначала идти было нетрудно и интересно: что тебя ждет за поворотом, куда исчезает тропа? Но здесь за каждым поворотом  были однообразно серые скалы, буйно поросшие кустарником и пучками блеклой травы.
     Нестерпимо хотелось пить, а подъем в гору становился все круче и круче. Издалека я услышала шум воды. Впереди опасное место – Волчье ущелье. Тропа стала так узка, что идти нужно было по одному.  Внизу взбешенным зверем, попавшим в западню, металась по гладким валунам река Лу  (Волк). То тут, то там с гребней скал срывались в бурную реку водопады. Жадным взглядом ловлю их сверкающие на солнце струи, но к воде не подобраться.
     И вот почти на голом выступе скалы на краю пропасти вижу  горный колокольчик. Стебель его высок и крепок. Голубая рифленая чашечка напоминает нежный абажурчик,  с чуть загнутыми краями, из-под которых белеет хрупкий усик. Ни бабочка не порхает над ним, не хлопочет пчела – один-одинешенек стоит над ревущей бездной. Мне показалось, что синий глазок  цветка ласково смотрит на всех идущих к заоблачным садам, может быть, поэтому ничья рука не осмелилась прервать его хрупкую жизнь.
     С площадки над Волчьим ущельем замок на скале кажется совсем рядом, и это прибавляет силы, но дорога ведет все выше и выше.
     И вот наконец первая терраса, на которой разбит Итальянский сад.  В 18 веке тщеславному королю Людовику Ломбарскому  захотелось украсить подходы к своему высокогорному замку «висячими садами», как в Вавилоне. Для этого был приглашен опытный садовник из Версаля.  Его задача была трудна –  перенести одно из семи чудес света на высоту 758 метров над уровнем моря, тем самым превзойти «висячие сады Семирамиды».  Самолюбие французского короля тешила мысль, что  даже  великому правителю, как  Навуходоносору Второму, воплощение такого проекта было бы не под силу.
 Знали бы вы, какой это был непосильный труд!
Камнетесы выровняли несколько площадок в горе, залили асфальтом, засыпали двойным слоем битого кирпича и черепицы, потом эти террасы крестьяне покрыли толстым слоем плодородной земли,  и была  подведена  сложная система полива. Прихоть короля  стоила казне огромных денег, но сады были разбиты. Так, над Волчьим ущельем красовался вечнозеленый Итальянский сад, а на террасе выше, ближе к солнцу, – Французский.
     Странно, но Итальянский сад, несмотря на геометрически точный его рисунок одинаково круглых самшитовых кустов, не показался мне однообразно-скучным. Восхищала глаз бесконечная игра оттенков зеленого:  палитра сада живо менялась от освещения солнца.
     Французский сад получился еще интереснее: малахитовые самшитовые подковы ажурно обрамляли древние липы, чьи шарообразные кроны, щедро позолоченные осенью, ярко вспыхивали под лучами солнца. В центре сада – скульптура ангела, держащего солнечные часы.
     Но больше королевских мне понравился сад художника-пейзажиста Тоби Лу де Виан. Уже в 20 веке он заложил свой необычный сад, хотя дал ему банальное название – «Аптекарский». Среди кипарисов заблагоухали в его саду травы и цветы Прованса: особые сорта розмарина, горная лаванда, мята, полынь... Благодаря красивой идее художника, на вершине горы в тишине ты погружаешься в волны цветочных ароматов.  Как не хочется отсюда уходить!
     Но дорожка, выложенная белыми плитками, ведет нас к средневековому замку. Он оказался  скромнее и строже, чем я предполагала. Перед глазами фасад из серых огромных камней, украшенный  лишь боковыми башнями. К сожалению, экспозиция замка закрыта – разорился его владелец Лорент Негро. Всю жизнь в замке кухаркой проработала его мать, и Лорент, будучи ребенком, поклялся, что обязательно купит этот замок. Мечту свою он осуществил, став успешным бизнесменом, но вот туристы не оправдали его надежд. В замке он устроил исторический музей. Говорят, там хранятся богатые коллекции оружия, гобеленов, картин, среди которых полотна Рембрандта и А. Руссо. Но туристов здесь немного. Хотя стоит взобраться на такую высоту, чтобы полюбоваться и «висячими садами», и живописнейшими видами на французский Лазурный берег. Там, в долине,  - Ницца, Канны, Антиб, Сен-Тропе... именно туда устремляется туристический поток. А Гурдон – маленькая высокогорная деревушка – всего 300 жителей, чьи дома расположены на четырех улочках вокруг площади Виктория, названной в честь победы над сарацинами. Сегодня Гурдон гордится не только своей древней историей (он построен в 12 веке), но и тем фактом, что здесь А.Хичкок снял в 1955 г. фильм «Поймать вора»,  и именно здесь во время съемок князь Монако Ренье Третий впервые встретился с Грейс Келли, которая вскоре стала княжной сказочно богатого маленького государства на  берегу Лигурейского моря.
     Спускаться с горы оказалось еще труднее, но алчущие сердца путешественников жаждали новых впечатлений – впереди  был Сент-Поль-де- Ванс.