Еврейское счастье новожитомирян

Борис Дубман
       Я, как коренной житомирянин, был уверен, что древний город Житомир  единственный в мире населенный пункт с таким необычным названием. Оказалось, что это не совсем так. На карте Днепропетровской области в Криворожском районе обнаружил еще и новый Житомир. Так и называется — Новожитомир. А на старой карте Херсонской губернии — Ново-Житомир (именно так, с дефисом). 

       Открываю словари и энциклопедии на Академике: «Новожитомир (укр. Новожитомир) — село, Красинский сельский совет, Криворожский район, Днепропетровская область, Украина. Основано в 1847 году под названием Ново-Житомир в качестве казённой еврейской земледельческой колонии. В 1930 — 1939 входило в состав Сталиндорфского еврейского национального района. Прежние названия: Репетин, Репетино, Новый Житомир, Ново-Житомир. Население по переписи 2001 года составляло 343 человека. Село Новожитомир находится на левом берегу безымянной речушки. … Уроженцы — Касьяник, Михаил Давидович (1912-2005) — советский гимнаст и тренер, заслуженный мастер спорта СССР и Касьяник, Моисей Давидович (1911-1988) — советский штангист и тренер, заслуженный мастер спорта СССР». А в Российской еврейской энциклопедии нахожу: «Колония была создана в осн. переселенцами из Житомира». Так вот почему жители колонии ее назвали Новым Житомиром. Да, житомирянин — это не прописка, а состояние души!

       Что же побудило в далеком 1847 году евреев-житомирян, не имевших опыта крестьянского труда, покинуть свой родной город и переселиться на целинные земли Херсонской губернии? И главное, нашли ли они там свое счастье? Для ответа пришлось углубиться в историю еврейских земледельческих колоний Херсонской губернии, Гражданской войны, коллективизации, Второй мировой войны, в архивные материалы Херсонского Губернского статистического комитета, а также прочитать воспоминания, статьи и очерки об этом селе.

       Идея привлечения евреев к земледельческому труду появилась в правительственных кругах России на рубеже XVIII - XIX веков. За тридцать лет правления императора Николая I увидело свет огромное количество правительственных указов о евреях - около шестисот! 13 апреля 1835 года Николай I утвердил очередное "Положение о Евреях". В этом "Положении" Николай I декларировал свое намерение привлечь большое число евреев к земледелию. Для тех евреев, кто соглашался перейти в земледелие, предусматривались серьезные льготы. Переселенцы наделялись землей. Их освобождали на 10 лет от платежей всех податей, на 25 лет от рекрутской повинности, от платежей всех недоимок, образовавшихся до перехода в земледельцы. Правительство поощряло богатых евреев к тому, чтобы они привлекали своих бедных единоверцев к переселению и занятию земледелием. Богатым евреям за это давались привилегированные звания, которые в ту пору высоко ценились.

       Ранней весной 1847 года из девяти с половиной тысяч житомирских евреев порядка семидесяти семей из городской бедноты, получив деньги на путевые издержки, тронулись на подводах в длинный и изнурительный путь в Херсонскую губернию. Это была тяжелейшая дорога: малые дети, больные и старики без крыши над головой в холод и весеннюю слякоть. Весь этот путь длиной более 600 километров обильно полит горькими слезами.

       Поселили житомирян в Криворогской волости при балке Широкой (правый приток реки Каменка) на месте бывшего хутора Репетин. Домов для жилья не было. Новые земледельцы, которые в немолодом уже возрасте впервые взялись за плуг, в короткий срок должны были научиться пахать целинную землю, которую могла поднять лишь упряжка из четырех волов. С водой им тоже не повезло. Речушка летом пересыхала, и пришлось сделать несколько запруд.

       Есть такое понятие — "еврейское счастье". С лёгкой руки классика еврейской литературы Шолом-Алейхема это словосочетание вот уже более века гуляет по миру. Он заложил в него сугубо негативный смысл. Нечто вроде рокового невезения или даже беды. В 1848 году "случился совершенный неурожай не только хлеба, но корма для скота, почему лишились рабочего скота". Глубокой осенью этого же года колонисты, наконец, вселились в свои дома, многие из которых оказались непригодными для проживания и "от того в оных зимою был несносный холод. Сверх сего несчастья приключились разные повальные болезни: не было дома, в котором не оплакивали бы умерших родителей или детей; многие, даже целые семейства в краткое время кончили свою жизнь от холода и жажды".

       Несмотря на многочисленные трудности, колония развивалась. Перепись населения 1858 года зарегистрировала в колонии 436 человек (69 дворов), еврейский молитвенный дом и баню. Постепенно, если не сами переселенцы, то их дети привыкли к сельскому образу жизни, их быт наладился, материальное положение укрепилось, смертность и болезни пошли на убыль, появились успешные хозяйства.

       По данным "Списка населенных мест Херсонской губернии", изданного Губернским статистическим комитетом в 1896 году в Ново-Житомире «Дворов 53. Жителей 457 (муж. 235, жен. 222). Еврейский молитвенный дом. Школа (10 м., 5 д.). Баня. До уезднаго города 180 верст. Земская почтовая станция Кривой Рог в 23 верстах, ст. ж. д. Пичугино в 12 верстах, пароходная пристань Малыя Гирлы в 60 верстах». А в Еврейской энциклопедия Брокгауза и Ефрона, изданной в 1906—1913 годах: «Ново-Житомир — еврейская земледельческая колония Херсонской губернии. Жители занимаются преимущественно земледелием. В 1898 г. наличных семейств земледельцев 65; наличных душ 369; надельной земли 1223 дес.; во владении наличных семейств 675; дес. Имеется (1910) колон. еврейская школа». После 1905 года колония Ново-Житомир называлась просто - село Новожитомир, но прежнее название ещё долго употреблялось.

       Начавшаяся 1 августа 1914 года Первая мировая война тяжким бременем легла на колонию. Значительная часть мужского трудоспособного населения была призвана на военную службу. Многие из них погибли или в результате ранений стали инвалидами. По данным Всероссийской сельскохозяйственной переписи 1916 года в Новожитомире числилось 792 жителя, на 135 хозяйств приходилось 1985 десятин надельной земли.

       В период Гражданской войны Новожитомир подвергался нападениям погромщиков. По сведениям местных жителей и данных правительственных учреждений 22-26 марта 1919 года банды повстанцев при участии окрестных крестьян разгромили колонию, убили 4 евреев. Пришедшие красногвардейцы прекратили погром. Второй погром, 7—8 мая 1919 года, совершен григорьевцами. Местные власти бежали, а отряд самообороны не смог противостоять. В результате погрома — 14 убитых и 2 раненых. Третий погром, 17—18 августа 1919 года, учинен наступавшим отрядом Шкуро: 5 изнасилованных.

       Следующий удар по колонии нанес разразившийся в 1921—1922 годах в Южной Украине голод. Причины такого страшного бедствия были разруха в результате Гражданской войны, политика военного коммунизма и, наконец, страшная засуха, погубившая урожай. С 1929 года началась коллективизация, раскулачивание и высылка "кулаков", репрессии против "националистических элементов" и представителей (мнимых и действительных) различных партийных уклонов.

        В 1930 году Новожитомир вошел в состав Излучистского еврейского национального района, в том же году переименованного в Сталиндорфский. В 1931 году в Новожитомире проживало 880 человек, из них 750 евреев. Сталиндорфский район был одним из наиболее пострадавших в Днепропетровской области во время массового голода 1932—1933 годов. 12 января 1933 года Днепропетровский обком партии рапортовал ЦК КП(б)У о выполнении Сталиндорфским районом общего годового плана хлебозаготовок (вымели из амбаров все под метелку), а уже 25 февраля 1933 года секретарь Сталиндорфского райпарткома М.Н. Кипер (репрессирован, расстрелян в 1938 году) информировал Днепропетровский обком КП(б)У о тяжелой продовольственной ситуации, многочисленных случаях смерти от голода, отчаянии колхозников, дошедшем "до крайних пределов", о случаях, "когда родители оставляют детей и удирают". В 1938 году в селе была закрыта еврейская школа.

        В первые же дни войны в июне 1941 года началась мобилизация. На фронт ушли все военнообязанные. 16 августа 1941 года Новожитомир был захвачен фашистами. После оккупации было создано гетто. Евреи использовались на сельскохозяйственных работах и строительстве дороги Кривой Рог – Днепропетровск. Весной 1942 года трудоспособные евреи были помещены в трудовой лагерь соседнего села Широкое, где продолжали работать на строительстве дороги. Евреев из гетто после посевных работ 30 мая 1942 года вывели в соседнее село Златоустовку и там, в балке, расстреляли. Узников трудового лагеря в декабре из Широкого через Софиевку погнали в лагерь села Любимовка, где они были уничтожены. На этом и закончилось "еврейское счастье" переселенцев из Житомира. Евреи в Новожитомире больше не живут.

Борис Дубман
Июнь 2013



Иллюстрации:
Первая слева — Село Новожитомир. Слева на фотографии запруда, справа – село. Фото 2011 года. Автор — Vladimir PS.
Вторая — Памятный знак у села Златоустовка на братской могиле жителей села Новожитомир и окрестных сел, расстрелянных фашистами 30 мая 1942 года. Фото 2011 года. Источник – http://il4u.org.il/dnepro/files/2011/09/3b2.jpg