Открытое письмо Светлане Лось

Майя Уздина
 Для чего я пишу?

Уважаемая Светлана! В рецензии  на Ваше творчество, опубликованной в 13-ом выпуске рубрики «Таланты и поклонница»  в рубрике, посвященной авторам нашего сайта, я увидела причину  Вашей работы, сформулированной Вами же такими словами:  «Читатель, хоть изредка, но заходит на мою страницу, читает мои рассуждения и соображения, а иногда и сопереживает, и делится собственным  сокровенным…   Тогда и наступает  момент человеческого единения.  Духовное одиночество  хуже физического.  Оно убивает.  Вот потому и пишу, так мне кажется.  И, скорее всего, не я одна…»


Конечно,  это немаловажная причина очень близка мне. Я тоже бесконечно благодарна читателям, которые заходят на мою страницу. А уж когда мы общаемся с ними  в их рецензиях и моём ответе, тогда  мы начинаем чувствовать друг друга. Переписываемся, посылаем интересные материалы, делимся сложностями, получая на  вопросы ответы. И это огромное счастье – иметь виртуальных друзей. Однажды такой, ставший очень близким другом человек, сказал мне: «Я каждый день утром смотрю твою страницу». Значит, каждый день мы здороваемся. Потому что я тоже заглядываю к друзьям просто поздороваться.


 Трудно передать, какое потрясение я недавно испытала, встретившись с виртуальным автором, о котором довольно давно писала в ранее вышедшем выпуске «Талантов и поклоннице», Зинаидой Синявской. Я считаю это настоящим чудом - превращение виртуального друга в живого, к которому можно прикоснуться, который знает о тебе больше, чем любой приятель, знакомый или родственник. Она читала не только мои очерки, она знает рецензии, написанные мною и мне. То есть - всё обо мне.
Из другого конца страны она приехала  встретиться со мной.


Но я возвращаюсь к Вам, Светлана. Теперь уже к словам, сказанными в рецензии на поэта.


«Подозреваю, что большие художники и мастера своего дела отдали жизнь служению искусству, а в житейском нашем понимании, то есть по-человечески, ничего особенно их не отличает от нас с вами. Более того, если в трамвае или метро вы нечаянно наступите гению на ногу, то по его реакции никогда не догадаетесь, что перед вами гений. Особо одарённые, талантливые, гениальные люди, мне кажется, большого количества друзей никогда не имели, близкими были непоняты при жизни и даже после смерти, следовательно, для нас интересны не воспоминания друзей и знакомых о великом человеке, а то, что этот человек сделал.

Ну что мне с того, скажем, что Бродский много курил или был скуповатым по жизни? Что Пушкин был всю свою жизнь в долгах, но при этом попросил перед смертью морошки? Что Достоевский был игрок, а Толстой портил дворовых девок?
С другой стороны, существует масса воспоминаний, которые базируются на постулате: великий человек велик во всём, что тоже вызывает у меня сомнения. Потому что народная мудрость гласит: Бог в две тарелки не даёт.
Я не настаиваю на своей правоте, но вопрос, что меня занимает давно, таков: зачем они нужны, эти воспоминания о великих людях?»


Прочла и задала себе такой же вопрос: А зачем я пишу? Я пишу о замечательных авторах, живших в одно время со мною. Время не менее трудное, чем сейчас.

 Мои воспоминания - это воспоминания о моем времени. Вначале я не ставила задачу, рассказывая о людях, с которыми я общалась или о которых упоминала, дать исчерпывающий материал. Но со временем, получая рецензии, я поняла, что надо говорить о писателях и то, что может быть не всем известно. Тем более, что с появлением интернета, я смогла узнать новые подробности об этих людях, переосмыслить многое. И думаю, людям, интересующимся названными мною именами, мои записки могут открыть незнакомые подробности.

Кроме того,и это немаловажно, все мои персоналии принадлежат определенному времени.  Их взаимоотношения со своим временем я тоже старалась понять и отразить.


Я ведь не знакома с различными профессиями. И читатели, занимающиеся своим специальным делом,  могут не знать того, что известно мне.
Совсем не обязательно им искать материалы в энциклопедиях и справочниках, в зарубежных журналах и архивах.


Уважаемая Светлана, я не прошу Вас читать много. Но возьмите самые известные имена – Юрий Левитанский и Борис Слуцкий. Найти их просто. В алфавитном указателе «Книжного окошка» надо нажать на указанные ссылки. И ответьте мне потом, было ли Вам интересно?


А ведь в этом указателе есть имена поэтов, о которых раньше либо вообще умалчивалось, либо говорилось мало. Открываю указатель  и перебираю имена-  Александр Аронов.  С ним  виделась раньше, устраивала его вечер, но еще не было его гениальных стихов, появившихся потом. Татьяна Бек-прекрасный поэт, дочь знаменитого прозаика, на пике своего творчества ушла по своему желанию из жизни. Георгий Владимов, остановлюсь на этом имени. Многие ли читали его переписку с Сергеем Довлатовым?  Юрий Влодов - белый раб, сколько членов Союза Советских писателей за тарелку супа и ночлег использовали его стихи, подписывая их своими именами? Фридрих Горенштейн, многие ли знают о выдающемся писателе? Какие сценарии фильмов он создавал,какие потрясающие романы! А хорошо ли Вы знакомы с Леонидом Зориным? Ему скоро 90, а начал публиковаться он в 10 лет. А ведь знаете и любите фильм «Покровские ворота», сценарий к которому писал этот замечательный драматург и писатель.Его спектакли,знаменитые спектакли , шли по всей стране.Цензура жестоко расправлялась со всеми авторами, но они создавали шедевры.

 Перечисление имён заняло бы много времени. Не стоит этого делать.  Я благодарна своим читателям. Даже неизвестные,  они  читают  и читают много. Значит, интересно. Поэтому я и  рассказываю  все, что знаю и то, чему была свидетелем.

С уважением и благодарностью за вопросы.

Между прочим, я читала, что оставляя квартиру ремонтировать,Иосиф
Бродский дал ремонтникам открытый чек, сумму просил
вписать по окончанию ремонта, по усмотрению рабочих.Это о мнимой жадности поэта.
Да ещё- операцию сердца Юрию Левитанскому оплатил Иосиф Бродский.

Примечания: Очерки  рубрики "Книжное окошко" почти все удалены модераторами.
Заново создала рубрику "Современники".