От свидетеля событий

Евгений Сухов 2
    Многие люди моего поколения, проведя свои самые активные годы в прошлом столетии, не могли знать содержание серьёзных и важных событий, которые проходили в государстве в их молодые годы. Эти события доносились к ним и к другим гражданам бывшего СССР по отдельным строчкам или небольшим заметкам в центральной прессе.
Большинство граждан в СССР в 50-е годы выписывали газеты и журналы, но читая их вряд ли можно было узнать интересные детали из жизни, как самого государства, так и его руководителей.
    Одним из таких, полутёмных эпизодов стал визит Генерального секретаря ЦК КПСС Никиты Сергеевича Хрущева в Англию, в апреле 1956-го года.
    Эта поездка Главы нашего Государства была весьма необычна уже в том, что совершалась она на самых современных, в то время, боевых кораблях и начиналась она из порта Балтийска, который находится около нашей военно-морской базы  на Балтике - Кронштадт.
    В походе участвовали три боевых корабля: крейсер "Орджоникидзе" и два эскадренных миноносца "Смотрящий" и "Совершенный".
    15 апреля 1956 года, отряд из этих кораблей покинул гавань Балтийска и взял курс на английский Портсмут.
    На борту крейсера, помимо Н.С.Хрущева находились ещё и Председатель Совмина СССР Н.А.Булганин, члены правительственной делегации, а также виднейшие учёные и конструкторы. В числе последних, были авиаконструктор А.Н.Туполев и ещё мало кому известный И.В.Курчатов.
    Следует отметить, что на период похода, на 17-е апреля выпал День рождения Н.С.Хрущева и члены делегации вместе с Главой государства отмечали эту дату в море, во время похода.
    Все корабли были достаточно быстроходные. Рассчитывая день и час прибытия наших кораблей в Портсмут, англичане исходили из известных им, по данным их же разведки, технических возможностей советских кораблей.
    Отряд наших кораблей подошел к базе Портсмут рано утром 18-го апреля. В море, не далеко от порта их встретил английский эсминец "Виго", в сопровождении которого наши корабли подошли к причалам Портсмута.
    Тот факт, что отряд прибыл в Портсмут рано утром 18-го апреля, был уже определенной сенсацией для англичан, т.к. наши корабли существенно опередили расчетное время прибытия. Уже не первый раз была показана очень высокая быстроходность наших боевых кораблей и это не могло не заинтересовать английскую морскую разведку.
            Справка: В октябре 1955г. крейсер "Свердлов"(аналог крейсера "Орджо-
                никидзе") с группой кораблей прибыл с дружеским визитом в
                Портсмут. В тот момент была показана высокая быстроходность
                и способность тяжелого корабля класса крейсер "Свердлов"   
                проходить через отмели глубиной всего 4 метра! В тумане он
                отклонился от курса, дважды прошел над отмелью и вернулся
                опять в строй кораблей.
    Главной задачей, которую необходимо было решить английской морской разведке,
было копирование подводных обводов корпусов и гребных винтов наших кораблей.
    Срочно подбирались и готовились агенты для этой тайной и важной операции. Но
внешняя разведка СССР тоже "не дремала" и получила сообщение о готовящейся
акции. Об этом было сообщено командованию отряда наших боевых кораблей.
    Для выполнения этого задания был отобран отставной капитан второго ранга
Лионел Крэбб. Он был ветераном суперсекретной 12-й флотилии британского Флота. В
годы Второй мировой войны он успешно руководил обороной британской военно-морской
базы Гиблартар от итальянских боевых пловцов и он по праву считался одним из лучших подводных разведчиков Англии. Он участвовал во многих успешных боевых
операциях и всегда выходил "сухим из воды", за что имел много боевых наград.
    Но получив это задание, он, явно, был очень взволнован. Он понимал степень риска и ту опасность, которой подвергалась его жизнь. И перед выполнением этой операции он написал письмо своей матери, в котором сообщил, что получил очень
серьёзное и опасное задание, равного которому он не помнит.
    Командование наших кораблей также готовилось отразить возможные выпады бри-
танской разведки. Все экипажи были приведены в состояние повышенной готовности.
Круглые сутки у бортов кораблей стояли надувные плоты и дежурили команды боевых подводных пловцов. С бортов кораблей велось круглосуточное наблюдение за близлежащим водным пространством.
    Но после швартовки в порту, по требованию английской стороны, наши корабли должны были заглушить паротурбинные главные энергетические установки, на запуск которых требовалось более одного часа времени. Наша сторона заглушила установки
на эсминцах, но оставила в рабочем состоянии, в готовности к срочному ходу, паротурбинную установку на крейсере "Орджоникидзе".
    Местные жители, англичане, нескончаемым потоком шли на экскурсию на наши корабли и с большим интересом вникали в жизнь и быт наших военных моряков.
 Экипажи дружелюбно встречали всех гостей, знакомили их с жизнью на корабле и в то же время боевые вахты вели неусыпное наблюдение за морем.
    И вот, в один из дней, рано утром, вахтенный увидел, что между нашими кораблями, на несколько секунд, показалась голова подводного пловца и сразу же скрылась в воде. Прозвучала команда: "Человек за бортом!" Командир крейсера, получив такую информацию, срочно дал команду: "Полный вперёд!" Заработали винты корабля, а буквально через несколько секунд позже прозвучала команда: "Стоп машины!"
    Корабли стояли у пирса и были пришвартованы к берегу стояночными канатами.
Кроме того, каждый корабль обладал громадной собственной массой. Поэтому, за несколько секунд работы корабельных винтов они, практически, только натянули свои крепежные канаты и не сдвинулись с места стоянки. Но, громадный объём воды около судна и тем более под ним, был мгновенно втянут  и пропущен как через гигантскую
 мясорубку вращающимися лопастями винтов.
    Вслед за командой: "Стоп машины", была подана ещё одна команда для наблюдателей за водой на корме: "Смотреть кровь!"
    Через короткое время наблюдатели сообщили: "Видим кровь!" После этого поступила команда: "Отбой тревоге!", но наблюдение за водой не ослаблялось ни на
 секунду.
    На другой день в английской прессе появилось сообщение, что на одном из пляжей
 вблизи морского порта, было обнаружено изуродованное тело подводного пловца, но без головы и фрагментов рук. Опознать это тело сразу никто не смог. И только позже,
после ухода наших кораблей из Портсмута в английской прессе появилась короткая заметка о трагической гибели морского разведчика Крэбба.
    27 апреля 1956 года в 14 часов 15 минут отряд наших боевых кораблей отдал швартовы и ушел в море, покинув британскую морскую базу Портсмут. Все корабли благополучно дошли до родного Балтийска.
    Весь личный состав кораблей был награждён и поощрён Главным командованием ВМФ СССР.
    Эта история до сих пор является тайной страницей противоборства разведок двух
стран: СССР и Англии.
    Поведал же мне её один из старших морских офицеров, в прошлом мой сослуживец,
непосредственный  участник данного морского похода, награждённый знаком "ЗА ПОХОД
В АНГЛИЮ". И у меня нет никаких оснований не доверять ему.