Ветераны вспоминают

Феликс Цыганенко
   Шутники на ледоколе «Киев»
   __________________________

   На дизеь-электричнском ледоколе «Киев» всё-таки был особенный, в плане дружбы и сплочённости моряков – экипаж! Разве не говорил об этом такой факт: при встрече бывших ледокольщиков, даже через много лет, все они с восторгом вспоминали своё судно и экипаж?! Флаг СССР был поднят на «Киеве» в 1965 году на финской судоверфи, а списан ледокол в 1993 году. Моряки, прошедшие школу полярного ледокола, по праву считались одними из лучших в Мурманском морском пароходстве специалистами.

   Монотонные будни на трассе Севморпути моряки «Киева» скрашивали тем, что могли и подшутить над коллегой. Благо, юмористов на ледоколе хватало. Однажды, когда молодой моторист  Саша Скрипин был на ходовой вахте, в его каюту затащили в разобранном виде деревянную бочку из-под огурцов. Там же её и собрали. Вернувшись с вахты, бедолага безуспешно пытался протолкнуть бочку в собранном виде в коридор. Увы! Вспотев от усилий, Александр долго соображал: как такое могло случиться? И лишь когда старшие  коллеги, не выдержав, стали громко смеяться, Сашок понял, что над ним не просто крепко подшутили.

   Обмен презентами
   ________________

   У причала порта Корк, что на юге Ирландии, в проливе Святого Георгия, ошвартован  теплоход «Сегежа». Ирландские докеры обратились с необычной просьбой к третьему механику Радченко. Моряк как раз поднялся на главную палубу с машинного отделения - глотнуть свежего воздуха. Островные жители просили подарить…  значок с изображением вождя мирового пролетариата, Владимира Ильича Ленина. Илья Радченко – человек добрый, отзывчивый, сам-то не преклонялся перед вождём. Но почему не помочь гордым ирландцам, если уж им так по душе дедушка Ленин? И отправился он за значком в каюту помполита Балашова.

   Значки и вымпела первый помощник капитана (помполит) брал с собой для подарков сознательному рабочему классу капиталистических стран. Так что сувенир выделил с удовольствием, о чём сделал отметку в журнале рейсового отчёта для парткома пароходства.

   Значок механик Радченко вручал ирландцам в присутствии помполита Балашова. Довольные и счастливые от подарка докеры в знак ответного жеста пытались подарить Илье Радченко новые рабочие перчатки. Илья опрометчиво протянул уже руку за презентом, да во время вспомнил помполита Балашова, наблюдавшего за происходящим.
   - Спасибо, но Ленина на перчатки не меняю, - тут же нашёлся механик.
Что уж подумали работяги – неизвестно? Но положили перчатки на планшир правого борта и полезли в трюма принимать груз.

   Вахтенный матрос, лишённый идеологических догм, хоть и комсомолец, тут же оприходывал перчатки. Как только помполит скрылся в надстройке, Илья Радченко кинулся к матросу:
- Отдай перчатки! Но матрос Сергей Лябик охладил пыл механика:
- Владимир Ильич на перчатки не меняется…

   В порту Балтимор
   ________________

   70-е года прошлого столетия, порт Балтимор, США. Диаспора европейских стран полагала, что осчастливила экипаж мурманского теплохода «Шура Кобер». В нескольких больших коробках из-под холодильников «благодетели» подвезли и оставили у борта судна поношенные вещи.  Наивные люди…  они думали, что советские моряки набросятся на «секонд хенд». Однако, к коробкам никто не прикасался, пока не пошёл ливень. Только тогда третий механик Петя Криворот перетаскал коробки на судно.

   Прибывшему утром представителю диаспоры механик выразил  благодарность, сообщив, что содержимое ящиков будет использовано как протирочная ветошь. Своя,  мол, на исходе, а при бункеровке топлива, да и вообще – в машинном отделении без неё не обойтись. Так что спасибо бывшим европейским соседям, ставшими подданными США!


   Это вовсе не экологи!
   ___________________

   Разлив топлива, да ещё в иностранном порту – чревато серьёзными неприятностями! Нарушение Международной Конвенции по предотвращению загрязнения моря нефтепродуктами грозит судну большим штрафом. А уж затем, цепочка наказаний тянется от капитана и старшего механика до вахтенной службы в машинном отделении. Поэтому приёмка и перекачка топлива регламентированы специальными Правилами, а механики и мотористы проходят тщательный инструктаж. Понятное дело -  кому нужны эти проблемы?

   Теплоходу «Бухтарма» на обратный переход с канадского Торонто потребовалось дизельное топливо. В общем, обычная практика - плати по счёту и бункеруйся! Но тут, как раз, на соседнем причале грузился дизель-электроход «Рионгэс». Судно, как и «Бухтарма», принадлежало арктическому пароходству – не поделится ли дизель-электроход, по-братски, топливом? Если, конечно, капитаны договорятся и  будет такая зможность?..

   Всё в порядке! Топливо «Рионгэс» выделил и капитаны скрепили договорённость рюмкой столичной водки. А что? Вдали от Родины, чтобы не забыть её, родимой, вкус!..

   В общем, наладили шланги, приняв, как и положено в таких случаях, все меры безопасности. Казалось бы - никаких неожиданностей!  Но вот Костя Затонский, 4-й механик «Бухтармы»…  взял да и перепутал в машинном отделении последовательность закр./откр. клапанов. В итоге – прессанул топливо на палубу. Шухер получился грандиознейший! С палубы разлив в темпе убрали,  но больше всего опасались попадания топлива за борт. Тем более, что там плавали какие-то пятна. Была надежда, что они от автомобилей и слиты докерами с причала из шланга…

   Во второй половине дня к судну подкатил шикарный «Форд» с двумя солидными мужиками. Матрос у трапа доложил вахтенному штурману, все решили – вот оно возмездие! Полагали, что экологи нагрянули, да с репрессивными полномочиями в отношении загрязнения моря. Костя Затонский мысленно прощался с флотом…

   Слава тебе Господи – ошиблись! Оказалось, что это вовсе не экологи, а орнитологи, наблюдавшие за утками, что остались тут на зимовку. Птицы обожрались кукурузой у расположенного рядом элеватора, да так, что и взлететь не в силах! Орнитологи об этом случае поведали морякам, когда всё улеглось. Так что ожидаемые санкции, к счастью, не состоялись.


   Индусы во льдах
   _______________

   Теплоход «Юта Бондаровская» спешил в Канаду за грузом газетной бумаги на Европу. На подходе к Севен-Айлендсу судно обогнал индийский теплоход. Такой вариант совершенно не устраивал мурманчан, ибо он означал, что индусы первыми станут под погрузку. Но ведь недаром «Юта Бондаровская» - судно арктического пароходства. Корпус теплохода имел усиленный класс («УЛ»), он приспособлен для плавания во льдах.  А индусы сиротливо стояли у кромки льда, опасаясь входить в ледяное поле. Не исключено, что моряки впервые в жизни видели лёд. Так что капитан индийского судна обратился за помощью к северянам. Договорились так: «Юта Бондаровская» заводит индусов в порт, а они уступают очередь под погрузку. Обе стороны остались довольны, а капитаны по этому поводу угощались шампанським.


   Кость без мяса
   _____________

   Теплоход «Сыктывкар. Во время перехода Монреаль-Гамильтон, на борту судна находились два корреспондента канадской газеты. В канун праздника, Дня Октябрьской революции, пресса желала ознакомиться с бытом советских моряков.

   Как и положено, в те времена, огласили поздравительную радиограмму с пароходства, помполит поздравил моряков, выпустили праздничную стенгазету, ну и главное – праздничный обед со сборной солянкой и шашлыками. Вместо креплёных напитков – компот из сухофруктов.

   Вечером крутили революционные фильмы: «Ленин в Октябре» и «Выборгская сторона». А во второй половине дня потеху вызвало «шоу» по срезанию призов на верёвочке с завязанными глазами. Матрос Коля Белов, весом под сто килограммов, умудрился срезать четвертинку водки. Но это мелочи…  Взрыв смеха вызвал приз, доставшийся третьему механику Вадиму Лапушкину. Моряк отхватил огромный «масол», кость без мяса, с надписью «Были бы кости – мясо нарастёт!» Приз с запиской удивительно подходил для худого и высоченного моряка.

   Канадские журналисты никак не могли понять смысл шутки с «маслом». Когда, наконец, им втолковали - физиономии газетчиков украсили добрые улыбки. Им понравился символ «Были бы кости – мясо нарастёт!» Ведь так говорили, успокаивая себя в трудный момент и настраивая на победу!

   В канадской газете, которую привезли из консульства в Монреале, была опубликована большая статья об умении советских моряков веселиться и не падать духом…


   У них не принято...
   _________________

   Начало 70-х годов минувшего столетия. Теплоход «Сегежа» - в порту Чикаго, США. У американцев праздник – отмечали «Биль о правах от 1791 года», причём юбилейную дату. Понятное дело, что порт замер. Не забыли  и про советских моряков, норовя приобщить их к национальному празднику. С этой целью, в качестве подарка подвезли в ящиках баночное пиво с символикой треснутого колокола, которым это событие и было оповещено. Так сказать «вашему столу от нашего…»…

   Казалось бы, нормальный человеческий жест со стороны администрации порта. Ан, нет, у помполита Федоткина свой взгляд на ситуацию: подарки от представителей страны с чуждой нам идеологией, означало политику соглашательства! Оправдывайся потом в парткоме пароходства и спецотделе. Короче, вахтенной службе поступило распоряжение: от пива отказаться! Спасибо, мол, но мы не употребляем – для здоровья вредно…   Удивились американцы, покачали головами и уехали. Но ящики с пивом оставили у борта судна – вдруг передумают.

   Моряки прохаживались по правому борту, на причал с пивом поглядывали, не патриотично высказываясь по этому поводу. Правда, не очень громко.  А тут дождик славный, североамериканский,  полил как из ведра. Мокнут подарки, по сему видать - капитан, наконец, проснулся…  Как бы там ни было, но дрогнул, закалённый в идейных схватках, помполит Владимир Федоткин. В общем, пивко перенесли в артелку (провизионная кладовая). Да не просто перенесли, но расщедрившись, выдали экипажу…  по баночке.

   Праздник продолжался и на следующий день. Потому оказалось евозможным вызвать таможню, опечатавшую провизионные кладовые. А у экипажа кончились сигареты - страдал курящий народ. Поскольку порт простаивал, морякам разрешили отдохнуть у озера Мичиган. Там же, на берегу, местные жители устроили пикники. Гулял американский народ! А у наших – тоска без курева, сидят и смотрят, как янки веселятся. Старший механик Сергей Коломойцев не выдержал и пошёл знакомиться  с ближайшей компанией, в надежде, что мужики угостят сигаретой. Но, не тут-то было! Это ведь не у нас, где можно «стрельнуть» сигарету у первого прохожего. У них – не принято, потому отказали…

   Конфуз на «Куйбышевгэсе»
   _______________________

   В 60-е годы был обязателен досмотр советских судов на предмет радиоактивных материалов, ненароком оказавшихся на борту. Происходило это в первых же шлюзах Великих озёр, обслуживаемых американцами. По трапу поднимались служащие в белых комбинезонах и с приборами в руках. Обязанность экипажа – предъявить все судовые помещения для проверки, в том числе и каюты моряков.

   На «Куйбышевгэсе» неожиданно для всех случился конфуз. Прибор в руках американца сработал в каюте старшего моториста Генералова, что дало повод для насмешек. Моториста «обвиняли» в укрытии и перевозке атомной бомбы. Кто бы мог подумать, что прекрасный семьянин, скромняга в быту, ветеран флота, а главное – член КПСС, мог себе такое позволить! Генералов только смущённо разводил руками, предлагая тщательно осмотреть его каюту и клялся, что ничего такого не прятал. Прибывшие к месту происшествия эксперты в лице главного механика, старшего электромеханика  и старпома после тщательного обследования прилегающих помещений, обнаружили источник излучения. Оказалось, что под палубой каюты моториста располагалась электромастерская с ящиками электроизмерительных и дозиметрических приборов. В них был использован в качестве индикатора радиоактивный элемент. Так что «обвинение» с моряка сняли, и моторист Генералов облегчённо вздохнул…