Временный ударник комтруда

Лев Ефремов
               

           Начиная с конца 20-годов прошлого столетия в СССР государство раз-
ными методами пыталось добиться повышения производительности труда, но  не повышая при этом заработную плату работников.
Это  и организация стахановского движения и организация различных соцсоревнований. Последнее постановление Президиума ВЦСПС от 23.09.1966г. « Об улучшении Организации соцсоревнования» и следующее  Постановление ЦК КПСС  в августе 1971 г. «О дальнейшем улучшении организации соцсоревнования». Какое-то время это действовало, но к 70-80 годам превратилось в пустую формальность. Правда,Ударники Комтруда пользовались определенными льготами. Это очередь на получение квартиры, путевки в санаторий, продвижение по службе и т.д. К тому же у молодежи всегда есть стремление не быть в отстающих, а быть «как все». Иванов – Ударник, а почему я нет?
         Работает на теплоходе «Вацлав Воровский» матросом первого класса Миша Агафонов. Работает добросовестно, дело матросское знает, заочно учится в Высшем Инженерном Морском Училище. С дисциплиной все нормально – серьезных нарушений нет. Но вот мелкие – случаются. То с командирами поспорит, то в присутствии помполита  что-то не то скажет о политике. К тому же не комсомолец и не член  КПСС.  Первой ступенью к званию «Ударника Комтруда» было получение звания «Лучший по профессии». Это звание Михаил давно получил.
После «В.Воровского» работал на разных судах Пароходства, но «Ударником» так и не стал.
          Прошло время, окончил Михаил Училище, получил диплом инженера - судоводителя и рабочий диплом штурмана малого плавания. Направлен на работу на должность четвертого помощника капитана на теплоход «В.Воровский». Судно знакомое, экипаж почти не сменился.
Меняются только работники судовых ресторанов и бортпроводницы,основной состав старается держаться на этом судне. Комфортные условия, короткие рейсы, частые стоянки в Мурманске.
          В обязанность четвертого помощника капитана, помимо несения ходовых и стояночных вахт, входит ведение судовой  документации и оформление отхода – прихода судна  в Инспекции Портнадзора Порта. В это время теплоход работал на линии Мурманск – Архангельск -  Мурманск с заходами в портопункты Кольского полуострова и, иногда, на Соловецкие острова.
          В Инспекциях Портнадзора инспекторами иногда работали бывшие флотские работники,  которые на судах не смогли сделать нормальную карьеру. К молодым штурманам, оформляющим приход или отход судна из порта, они по работе часто придирались по мелочам. Поэтому
с ними надо было как-то ладить.
           В порту Архангельск Михаил часто работал с одной и той же сменой инспекторов. В 70-х  годах   продукты  были дефицитом в большинстве городов СССР, в Архангельске особенно. В Мурманске было много рыбопромысловых контор и рыбкомбинатов, поэтому  в продаже всегда была разнообразная рыбная продукция. Был и палтус, и зубатка, и треска и много другой рыбы. Попросили один раз архангельские портовые инспекторы Михаила привезти им по соленой зубатке. Привез он им по рыбине. Стоила тогда соленая зубатка 28копеек килограмм, очень дешево. Инспекторы деньги за зубатку отдали, это где-то по 1,5 – 1,7 руб., т.е. это и взяткой считать нельзя. После этого так и пошло – каждый заход в Архангельск тащит Михаил в портнадзор пару рыбин. Стоянка в Мурманске 1 сутки, надо вахту отстоять и домой сходить, и в магазин за рыбой. Магазин находится за привокзальной площадью. Покупает Михаил две рыбины, они по 5-6 кг, кладет их в две сетки – «авоськи», пластиковых пакетов тогда не было,  и тащит на судно. Из сеток течет рассол, а до судна надо пересечь площадь, затем переходной мост через железнодорожные пути и далее
до Морвокзала и судна. Путешествие не из приятных, но ничего не поделаешь, не хочется портить отношения с Архангельским Портнадзором. Зато заходит Михаил в Портнадзор и его там встречают тепло, как друга. Однажды взял Михаил в рейс жену, так инспектор портнадзора на своей автомашине свозил их за город в музей деревянного зодчества «Малые Карелы».
           Проработал Михаил на теплоходе в должности четвертого помощника месяца три и вызывает его однажды капитан:
- Михаил Юрьевич, вот в Бассейновом Комитете Профсоюза дали мне двенадцать бланков удостоверений «Ударника Комтруда». Вы узнайте у нашего  предсудкома, кто у нас на судне Ударники и заполните эти удостоверения, потом принесете мне на подпись, ну, а кому не хватит – возьмем после рейса еще.
          Пошел Михаил к председателю судового комитета профсоюза, а его работу вел второй радист.
- Василий Иванович, дайте мне список наших судовых Ударников.- И объяснил зачем.
-  Миша, нет у меня этих списков. Никто их ни ведет. Просто на судовом собрании, если надо у кого- то отметить хорошую работу, или, наоборот,наложить взыскание, то мы спрашиваем у моряка или начальника его службы и  на это ориентируемся. А зачем тебе бегать и расспрашивать, мы же людей знаем, давай судовую роль, по ней мы с тобой и определимся.
          Стали просматривать судовую роль, по ней точно определили одиннадцать Ударников, двенадцатого  определить не могут.
- Миша, а ты, что разве не Ударник?- Удивился предсудкома. – Ты и матросом был работящим, порядочным, да, и сейчас работая помощником капитана, к тебе никаких замечаний нет. Давай тебя и впишем двенадцатым. 
- Вроде неудобно как-то,- думает Михаил.
- Да брось ты голову забивать всякой дурью, побереги нервы для чего-то
стоящего,- советует старший товарищ.
         Так стал Михаил «Ударником коммунистического труда». Получил удостоверение и нагрудный знак к нему. Проходил он в Ударниках около месяца.
        Во время очередного захода т/х «В.Воровский» в порт Архангельск
и оформления прихода судна в Инспекции Портнадзора на вахте была незнакомая смена инспекторов. Так что обошлось без доставки соленой рыбы. Стоянка теплохода в порту чуть больше суток. Утром пришли, на следующий день в 1600 отход. Все помощники капитана кроме Михаила соломбальцы, у всех в Архангельске семьи, до следующего утра  они уходят домой. На судне из судоводителей остаются только вахтенный четвертый помощник и капитан.
        На линии Мурманск – Архангельск – Мурманск  теплоход заходит в
портопункты, в том числе и в Гремиху, где находится крупная военно-морская  база. Железной дороги там нет и все  грузовые и пассажирские перевозки осуществляются морским транспортом. Во время стоянки в Архангельске вечером около судового берегового трапа собираются пассажиры. У них на руках билеты на судно, указаны каюты, места в них.
На морвокзале гостиницы нет, ночевать можно только сидя на скамейках, и то, если есть свободное место. Все просят пропустить их на судно,хотя бы до утра.  Тут и женщины с детьми и морские офицеры. Кто просит со слезами, кто требует, грозя всякими карами. Всем надо объяснять, что до намеченного времени начала посадки пускать на судно пассажиров  вахтенной службе строго запрещено. Утром перед началом посадки готовность кают к приему пассажиров проверяется судовой комиссией. Проверяется, как проводницы произвели приборку в каютах,наличие постельного, белья, сантехническое оборудование и т.д.
          Вот вечером стоит Михаил у судового трапа, на причале несколько десятков пассажиров, пассажировместимость теплохода пятьсот человек, и всем пытается объяснить, почему не может пропустить на судно. В это время по громкой связи из Морвокзала просят вахтенного помощника капитана пройти в Инспекцию Портнадзора. Она находится в здании Морвокзала и окна выходят на причал, т/х «В.Воровский» у них прямо под окнами.
           На борту из судоводителей один только Михаил, остальные разошлись по домам, капитан ушел в город. Обычно после швартовки около судового трапа береговые службы устанавливают городской телефон. В эту стоянку телефон установлен не был. Второй раз объявляют о просьбе вахтенному штурману прибыть в Портнадзор. Михаил забеспокоился, может что-то не в порядке. Осмотрел швартовы, противокрысиные щитки. Все на месте, из шпигатов ничего не вытекает. Смотрит, а на кормовом флагштоке флаг не спущен, а время уже 20.30. Согласно « Уставу службы на судах  морского флота СССР» государственный флаг СССР спускается с заходом солнца, а в портах, где солнце летом не заходит, флаг должен спускаться в 20.00. Посылает Михаил вахтенного матроса срочно спустить флаг. Флаг спущен, опять по трансляции требуют вахтенного помощника в Портнадзор. Посылает Михаил матроса:
- Объясни им, что сейчас на судне я один из судоводителей и покинуть судно  не имею права. Вернется из города капитан, я к ним приду.
         Сходил в Портнадзора матрос и докладывает:
- Михаил Юрьевич, там на тебя очень  озлобились. Говорят четвертый помощник, а вообразил себя великой шишкой, сам явиться не соизволил, послал вместо себя матроса.
          Возвращается из города капитан, Михаил, как и положено по службе докладывает:
- Михаил Гансович, на судне все нормально, никаких происшествий нет, только вот  Портнадзор требует, чтобы я прибыл к ним  в инспекцию. Но у  меня с ними хорошие отношения, думаю, просто хотят со мной пообщаться.
- Ну, что же Михаил Юрьевич сходите, пообщайтесь.
           Поднимается Михаил в Инспекцию Портнадзора. В кабинете сидят его знакомые инспекторы, которым он постоянно возил рыбу. Михаил заулыбался, понял, что они хотят что-то попросить у него. Ну это, как обычно со всякими контролирующими органами. Ан не тут то и было.
Лица у обоих инспекторов серьезные, не улыбаются:
- Михаил, ты что думаешь, что четвертый помощник капитана может себе позволить игнорировать вызов инспекторов портнадзора и как барин послать вместо себя на разборку матроса?
           Пытался Миша объяснить ситуацию. Что с пассажирами морока, да вы в окно и сами видите. Пытался объяснить, что не мог в этой ситуации оставить у трапа одного матроса. Со спуском флага, да, получилась задержка. Виноват. Договориться мирно не получилось. Может у инспекторов, как в ГАИ есть план по нарушителям, а может просто надо было им показать свою ретивость Руководству, но закончился разговор следующим:
- Завтра к 0900 вы обязаны явиться к капитану порта для разбора нарушения  «Устава службы», при себе иметь рабочий диплом.
          К рабочему диплому раньше выдавался  Вкладной Талон, в котором по сторонам талона были цифры, соответствующие различным нарушениям и, в которых,  в случае нарушения, ставились проколы.
Три прокола одной цифры и рабочий диплом отбирался.
         На следующее утро идет Михаил к капитану порта Архангельск.На душе муторно. Работал, старался, учился, добивался и вот - на тебе.За что? Принял его зам. капитана порта. Выслушал объяснения Михаила, прочитал рапорт инспекторов:
- О вашем нарушении я сообщу в вашу Службу Безопасности Мореплавания. Пусть там решают вопрос о дисциплинарном взыскании.
 - И на том спасибо,- думает  Михаил.
Через некоторое время на т/х «В.Воровский» собирается совещание комсостава, на котором среди прочих вопросов стоит вопрос о наложении взыскания на четвертого помощника капитана. Докладывает  капитан Каск Михаил Гансович:
- Из Архангельского портнадзора пришла бумага о нарушении четвертым помощником капитана Устава службы. Своевременно не был спущен государственный  флаг. Мы все знаем Михаила Юрьевича, как дисциплинированного работника и знаем ситуацию в Архангельске, когда действительно при работе с пассажирами  можно и упустить время спуска флага. Но пришло
Указание из нашей Службы Безопасности Мореплавания и мы должны отреагировать, а те уже ответят в Архангельск.
          Второй радист, предсудкома, спрашивает:
- Михаил Юрьевич, а вы по итогам соцсоревнования какое имеете  звание?
           Миша растерялся и ляпнул:
- Ударник Комтруда.
А на душе как- то очень противно стало. Хотелось послать всех и уйти, но люди- то рядом все нормальные, просто правила такие существовали в те времена.
           От председателя судкома поступило предложение:
- За нарушение Устава службы предлагаю лишить Михаила звания Ударника комтруда.
           Предложение было принято.
Обидно, конечно, было Михаилу, что так получилось.Добиваться еще раз этого звания он не стал.
          Прошли годы и уже работая капитаном, Михаил Юрьевич узнал,что это высокое   звание «Ударник Коммунистического Труда» осталось только в Корейской Народно- Демократической Республике, которая продолжает строить коммунизм в своей стране.