Германия

Владимир Лямин 3
 ГЕРМАНИЯ.

Историческая справка.

Кельтская ветвь арийской семьи народов (за исключением арийцев Индии) сохранила родовую организацию дольше, чем какая-либо другая. Клановая организация в горной Шотландии: распри и кровная месть, расселение по родам, коллективная обработка земли, верность членов клана своему вождю и друг другу. --- Ирландский септ. У кельтов --- общины вилланов во французских феодальных владениях. Далее, phis или phrara албанцев; семейные общины в Далмации и Хорватии.
Санскритские «ganas» («роды»).
Германцы: когда римляне впервые познакомились с ними, они находились на высшей ступени варварства; едва ли идея управления была у них более развита, чем у римлян и греков, когда они впервые стали известны.
Тацит. «Германия» гл.2188: «В своих древних песнях (единственный у них вид преданий и летописей) они воспевают бога Туискона, рождённого землёй, и сына его Манна как прародителей и основателей их племени; Манну приписывают трёх сыновей, по имени которых живущие ближе других к океану племена называются ингевонами, живущие внутри страны --- герминонами, а остальные --- истевонами. Некоторые, как это бывает, когда дело касается очень древних времён, утверждают, что у бога Туискона было больше сыновей, от которых произошло больше названий племён --- марсы, гамбривии, свевы, вандалы. Напротив, имя «Германия» новое и недавно вошедшее в употребление, ибо такое имя носило прежде лишь племя, которое первым перешло Рейн, прогнало галлов и теперь называется тунграми, а тогда называлось германцами {Germani} (Wehrmann, guerriers --- воин. Мало-помалу это имя стало преобладать как название не одного племени, а всего народа {ita «nationis» nomen, non gentis evaluisse paulatim}; сначала побеждённые из страха называли так все племена Германии, по имени победителей, а затем и сами эти племена стали называть себя новым именем германцев». Слово «natio» в данном тексте должно означать конфедерацию племён; каждое племя --- это род (gens), разделившийся на несколько родов. «Свевы занимают большую часть Германии, разделяясь при этом на особые народы и различаясь особыми именами» (Тацит. «Германия», гл. 38); «народы» (nations), о которых здесь говорится, --- это разные близкородственные племена или просто племена (как, например, сенека-ирокезы и т. д.), но никоим образом не народы*.
Липсиус интерпретирует это так:
«Те, которые первыми перешли Рейн, это именно тот народ, который теперь называется тунграми, а тогда назывался германцами. Это имя (то есть «Germani»), бывшее особым названием только одного natio, мало-помалу было перенесено на всех».
Полагает, что было как раз наоборот.
Это имя мало-помалу стало преобладать как название не для одного gens (этим словом обозначается здесь расширившийся род = племя), а всего «nation», причём под «natio» подразумевается весь германский народ, все племена, взятые вместе.
Древние песни являются их единственными историческими преданиями («memoriae») и летописями. То же нашли испанцы у осёдлых индейцев.
Эгингард. «Жизнь Карла Великого»: «Древнейшие варварские песни, в которых воспевались дела и войны древних царей, он записал и передал памяти потомства».
Иорнанд. «История готов»: «В их древних песнях рассказ ведётся почти в исторической манере» и т.д.
Тацит. «Анналы», кН. II, {говорит} об Арминии: «И до сих пор он воспевается у варварских народов».
Юлиан в «Антиохийской речи» называет эти песни «деревенскими песнями, подобными выкриками резко кричащих птиц»189.
Тацит. «Германия», гл. 3, говорит об их боевых песнях190: «Есть у них также песни, способом исполнения которых они воспламеняют свои сердца»; barditus употреблено здесь вместо baritus от древненемецкого bar, baren --- повышать голос; Тацит смешивает боевой клич с боевой песней.
Тацит. «Германия», гл. 5, описывает: «Страна наводит страх своими лесами или внушает отвращение болотами; для хлебов плодоносна, для древесных плодов неблагоприятна; скотом изобилует, но он по большей части малорослый; даже рабочий скот (волы) не имеет своей красы и не может похвастаться рогами; они любят, чтобы скота было много, и это единственное их богатство, которое они больше всего ценят… У них нет такого, как у нас, желания владеть или пользоваться (драгоценными металлами). У них можно видеть серебряные сосуды, полученные в подарок их послами или старейшинами, в таком же пренебрежении, как и те, которые изготовляются из глины. Правда, ближайшие к нам (живущие у римских границ) благодаря торговым сношениям ценят золото и серебро, знают и различают некоторые из наших монет и отдают им предпочтение, Но у живущих внутри страны господствует более простой и старинный способ торговли – обмен товарами. Монету они предпочитают старинную и давно известную, с зазубринами по краю или с изображением колесницы, запряжённой парою лошадей. При этом серебра они домогаются больше, чем золота, не по расположению к нему, а потому что запас серебра (argentei numi, серебряных монет) удобнее для употребления людям, покупающим предметы обыкновенные и дешёвые».
Тацит. «Германия», гл. 7: «Reges (вождей племён) они выбирают по знатности происхождения (то есть из рода, то есть из наиболее знаменитой семьи в роде и из наиболее выдающегося рода), «duces» (военачальников) --- по храбрости (как у ирокезов). И «reges» не имеет неограниченной или произвольной власти, и «duces» у них начальники больше по примеру, чем по власти… по уважению, которым они пользуются».
Там же, гл. 11: «О делах меньшей важности имеют совещание старшины, о более важных --- весь народ и т. д.» (см. дальше).
Там же гл. 12.  «Пред этим собранием можно также выступать с обвинением и предлагать на рассмотрение дела, влекущие за собою смертельную казнь… В тех же собраниях выбираются и старшины, которые чинят суд по округам и деревням. При каждом из них находится по 100 заседателей из народа для совета и для придания его решениям авторитета».
Там же, гл. 20: «Сыновья сестёр находятся у дяди с материнской стороны в такой же чести, как и у отца. Некоторые считают эту кровную связь ещё более священной и тесной и, получая заложников, предпочитают требовать (предпочитают племянников сыновьям), так как последние крепче связывают и шире захватывают домашние интересы. Впрочем, наследниками и преёмниками у всякого бывают собственные дети, а завещания нет. Если детей нет, то ближайшими наследниками являются братья, дяди с отцовской стороны, дяди с материнской стороны».
Цезарь. «О галльской войне», кН. VI, гл. 22191. «Они не особенно усердно занимаются обработкой полей и питаются главным образом молоком, сыром и мясом, и никто не имеет точно отмеренного земельного участка или собственных границ; но должностные лица и старейшины отводят родам и группам живущих вместе родственников где и сколько они найдут нужным земли и по истечении года заставляют их перейти на другое место. Этому приводятся многие причины: чтобы они, захваченные постоянной привычкой, не променяли войны на обработку земли; чтобы не старались приобретать обширные земли и более сильные не изгоняли слабых из их владений; чтобы они не строили слишком тщательно дома для защиты от холода и жары; чтобы не произошла жажда денег, из-за которых возникают партии и раздоры; чтобы поддерживалось спокойствие духа у простонародья, так как каждый видит, что его имущество равно имуществу самых сильных».
Там же, гл.23: «Величайшей славой пользуется у них то племя, которое, разорив ряд соседних областей, окружает себя как можно более обширными пустырями. Германцы считают отличительным признаком доблести племени, если соседи, изгнанные из своих земель, отступают и никто не осмеливается близко поселиться; вместе с тем они полагают, что будут благодаря этому в большой безопасности, так как устранена опасность внезапного набега. Когда племя ведёт оборонительную или наступательную войну, избираются должностные лица, которые несут обязанности военачальников, имея власть над жизнью и смертью. Во время мира нет никакого общего правительства, но старшины областей и округов (pagi) творят там суд и улаживают споры». «Старшины областей и округов» --- сахемы --- являются не военными, а гражданскими вождями, как и у индейцев; для ведения войны выбираются начальники, как и у индейцев. [Так было во времена Цезаря.]
Цезарь выше говорит о «родах и группах живущих вместе родственников». Пахотная земля ежегодно распределяется старейшинами.
Тацит. «Германия», гл. 7, говорит об организации войска: «Не случайное скопление людей составляет отряд конницы (turmam) или клин пехоты (cuneum), а семьи и родственники»; Здесь уже выступает на первое место «familia» (семья), но у Цезаря эта самая «семья» определена как род.
Тацит. «Германия», гл. 26192: «Отдавать деньги в рост и брать проценты --- вещь у них неизвестная, и это неведение лучше для них, чем запрещение. Земли они занимают поочерёдно, соответственно числу работников, и затем делят их (земли) между собою по достоинству
(у Цезаря ещё поровну);
Делёж облегчается обширностью земельной площади. Пашни они меняют каждый год, и у них всё-таки ещё остаётся земля; ведь они не борются качеством почвы и размерами своей земли при помощи труда --- они не сажают плодовых деревьев, не отделяют лугов, не орошают садов, огородов: они требуют от земли только урожая посеянного хлеба».
Марки и округа (pagus) были, вероятно,  группами селений, объединённых для целей военных наборов; они являются переходными ступенями от родовой системы к политической; группировка населения покоится ещё принципе кровного родства.
Судя по изложению Цезаря, семья, по-видимому, была у германцев синдиасмическая.

Написано К. Марксом в конце 1880 – начале марта 1881г. 
«КОНСПЕКТ КНИГИ ЛЬЮИСА Г. МОРГАНА «ДРЕВНЕЕ ОБЩЕСТВО». КАРЛ МАРКС, Т. 45, С. 369 – 371.

Таким образом, из информации, показанной в «конспекте», следует, что германцы жили родовыми общинами, брак у них был парный, счёт происхождение точно неизвестен, но очень сильно похоже на систему брачных отношений ирокезского общества со счётом происхождения по материнской линии. Вот эти племена в IV непрерывно вторгались в Западную Римскую империю. Ослабевшее рабовладельческое государство не могло сдержать натиска «варваров». В V веке германцы расселились по всей территории империи: вандалы --- в Северной Африке, вестготы (западные готы) --- в Испании, остготы (восточные готы) --- в Италии, франки --- в Галлии, англы и саксы --- в Британии. Так начинается история зарождения феодально-экономической формации. Способ зарождения довольно прост: война, захват чужой территория, установление на захваченной территории политической власти.
 
Отступление. В прошлой рукописи, где речь шла о противоположных системах государств, я говорил об учебники для 6 класса, «что в этом учебнике есть одна существенная ошибка в определении происхождения классов». Затем была сделана поправка: «До этого завоевания феодальное государство образоваться не может: ни один народ не позволит совету племени и Высшему совету союза племён поработить себя. Это --- исключено!». Вот теперь необходимо показать как «с младых ногтей» вбивается в голову идеология обмана.
Начнём с первой страницы. «В то время как в древности греки и римляне жили рабовладельческим строем, у германцев сохранялся первобытнообщинный строй. Но к началу средних веков у них возникло неравенство и стали зарождаться классы». «ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ», стр. 9, Учебник для 6 класса. Вот так, с первой страницей вбили в голову шестиклассников «неравенство». Равенство может быть только перед общим законом, установленным для всего общества самим народом! На ранних ступенях развития общий закон принимался народом на общем собрании путём голосования. Например, у германцев, как это повествует история, старейшины созывали собрание народа. «Вооружённые мужчины из разных деревень в лунную ночь сходились на обширной лесной поляне. Собрание решало важнейшие дела: объявляло войну и заключало мир, выбирало вождей, разбирало споры между общинниками и их проступки. Оно судило по древним обычаям, которые передавались от отцов к детям. На собрании только знатные люди, а рядовые члениы племени звоном оружия одобряли или громкими криками отвергали их предложения». Так что без согласия народа ни один закон пройти не мог. В наше время таким собранием является референдум. А вот действует он или не действует --- это уже другой вопрос, который можно пока оставить в стороне. Между людьми с самого рождения существует неравенство: один родился весом 4 кг., другой еле-еле дотягивает до 3 кг. Один трудится на себя с ленцой, другой находит счастье в «жарком» труде --- как говорят теперь «трудоголик». Одна семья может быть богаче, другая --- беднее. Один род может быть более  прославленным в своей истории, другой --- менее, остаётся простым родом. Одно племя занимает благоприятную территорию, другое менее благоприятную. И так далее. Читаем далее на стр. 12 определение: «С развитием хозяйства у германцев совершился переход от родовой общины к соседской и появилось неравенство». Второй раз вбили в молодые умы «неравенство». Читаем на стр. 15 определение причины зарождение классов: «Переход земли в частную собственность усилил неравенство среди франков, содействовал зарождению классов». Вот, пожалуйста, вбили в «младые» головы причину образования классов. И, наконец, итог неравенства и частной собственности на землю: «С появлением частной собственности и зарождением классов у франков образовалось государство». Вбили идею образования государства в головы ребятишек-шестиклассников в полной мере, теперь они урок не забудут.

Вместо того, чтобы дать чёткое определение возникновения классов, которые образуются в результате завоевания чужой территории и установления над населением, проживающим на этой территории, политической власти, советская история нам говорит: нет-нет, классы образуются с появлением имущественного неравенства и частной собственностью на землю. Это, по-видимому, для того, чтобы с огородов крестьян можно было брать налоги, как во времена Хрущёва. А ведь учебник получил первоначально в 1973 году «ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРЕМИЮ», а затем был удостоен 1-й премии на открытом конкурсе учебников по истории. По-видимому, заслужил поощрение от государства как аппарата насилия и принуждения за «правильную трактовку происхождения классов и государства». Вот так академики работают на аппарат насилия и принуждения. Но может быть такое определение дано именно из-за того, что ещё ребятишки --- чего они понимают? Ничего подобного! Берём «пособие по истории СССР, для поступающих в вузы», Высшая школа 1985 год. Поступающие в ВУЗ --- это уже, можно сказать, взрослые люди. И вот на стр. 23, «Образование древнерусского раннефеодального государства» читаем: «Образование государства у восточных славян было связано с ростом производительных сил, выразившимся в дальнейшем распространении и совершенствовании земледелия. Рост земледелия дал возможность накапливать излишки продуктов. Выделившаяся в VIII --- IX вв. родоплеменная знать обладала всеми привилегиями, которые давало богатство. Кроме того, в её руках находилась передаваемая по наследству власть».  Откуда появилась в руках знати власть над своими соплеменниками? С неба, что ли упала? Можно только руками развести. Попробуйте у студентов, кандидатов наук, докторов наук найти простое и чёткое формулирование образования классов и государства. Не найдёте!

Такие маститые писатели-историки как Волкогонов, Медведев и другие говорят много о власти, но, ни один из них не говорит о происхождении власти, о причине, которая даёт власть эксплуататорскому классу, что такое власть и как она даётся, нам историки-писатели ничего не скажут. То же самое касается и образование государства нового типа, как потом выясняется неофеодального государства в России --- советской власти. Могут много и подробно говорить о том, как взяли в свои руки большевики почту, банки и так далее, но причину спрячут подальше, так, чтобы не разобрались. Говоря о гражданской войне, будут говорить, что не большевики первые начали, но о причине промолчат. Вместо того, чтобы просто и ясно сказать, что причиной гражданской войны стал арест временного буржуазного правительства, вам первоначально будут говорить о меньшевиках, эсерах, капиталистах и тому подобное, а главную причину --- арест временного правительства --- сделают побочной, второстепенной, и не причиной вовсе, а так себе --- эпизод и не более. Неофеодальные государства зарождаются, в отличие от феодальных государств, путём гражданской войны с частью собственного населения. Гражданская война, в отличие от образования феодального государства путём военных действий на чужой территории, происходит на своей, общей территории. Жестоко подавляются все несогласные, и таким образом приобретается власть на этой территории и поддерживается властвование таким же вооружённым способом --- полицией, тайной полицией, специальной вооружённой полицией, у всех этих людей в голове деньги, дремучесть и тупость профессионального полицейского мышления: виновен --- невиновен, и --- как власть сказала. Эта та же юридическая казуистика --- «или – или», без всякого исследования тонких граней, опосредованных действий, переходов и так далее, а что сверх того, то от лукавого. По телевизору развернулись шоу: «за» и «против»; с одной стороны и с другой стороны; бьют друг друга фактами из истории; приводят примеры из прошлого, побивая настоящее; берут примеры из настоящего, побивая прошлое. Это игра --- настоящее словоблудие, которым прочищают мозги «глупым» гражданам. Этим словоблудием занимается просвещённая академическая часть безответственных людей, способная лишь на «говорение».  Между прочим, стало известно, что  господин Акунин собирается писать «ИСТОРИЮ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО». Ждём-с! Итак, формулирую ещё раз образование классов и государства на кровнородственной основе: Феодальная экономическая формация возникает путём завоевания чужой территории и установлением над населением, проживающим на этой территории, политической власти с последующей эксплуатацией покорённого народа. Это общий закон всей мировой истории в деле  происхождения  феодально-экономической формации!

Как только территория захвачена военным путём и установлена политическая власть над населением, вот только тогда можно эксплуатировать покорённый народ, проживающий на этой территории, вот только тогда можно брать с населения дань для победителей, и только тогда можно покорённое население превратить в крепостных рабов. Между прочим, римляне покорённые племена переселяли на свою собственную территорию, превращая их в рабов. Так что закон и для рабов и для крепостных крестьян один и тот же: завоевать чужую территорию, покорить население, установить над населением политическую власть и превратить это население в экономически зависимую от феодалов рабочую силу. Так что если не придавать большого различия между прямым рабством и крепостным правом, а рассматривать дело лишь со стороны образования государства, то этот закон также верен и для рабовладельческих государств. Ещё раз повторяю: политическая власть с неба не падает, политическая власть завоёвывается! В России это завоевание политической власти произошло особенно наглядно: первоначально в 1917 году  «могучей кучкой» профессиональных революционеров путём переворота была захвачена верховная власть, то есть было арестовано буржуазное правительство и проведены другие значимые «эксы», что и явилось причиной начала гражданской войны.  Затем, путём гражданской войны была поставлена окончательная точка в завоевании  власти на остальной территории.  На местах посредством начальных чиновников --- без роду, без племени ---  вместо феодалов была поставлена неофеодальная власть, развившаяся со временем в неофеодальные структуры. Книга Восленского --- «номенклатура», всё это подтверждает в довольно ясной форме.  Таков общий закон для образования феодального и неофеодального государства --- аппарата насилия и принуждения для покорённого населения. Что касается более ранних форм организации власти, то здесь следует заметить, что, например, у конфедерации племён (союза племён) земля принадлежит этой конфедерации, а власть принадлежит народу этой конфедерации. Чужой является та земля, которая принадлежит другим племенам и другим конфедерациям. И превратить землю одной конфедерации в принадлежность другой конфедерации можно только военным путём, путём завоевания. Другое дело в том случае, когда народ со всеми своими советами сдаёт свою территорию без боя с противником, заранее зная, что война будет проиграна.
Но это частности, которые всегда остаются в памяти народа, и со временем долг будет «платежом красен».

Вот после этого отступления, можно переходить опять к теме образования и развитие феодально-экономической формации в Западной Европе. Напомню, что после смерти Карла Великого его наследники вели друг с другом непрерывные войны. Феодальное общество без войны жить не может, потому что война --- это политика феодалов и их вождя, какой бы титул он ни носил. В 843 году, после одной из таких войн, три внука Карла Великого заключили между собой в городе Вердене договор о разделе империи. Правда, договор при феодализме мало что значит. Позднее на этой территории, как свидетельствуют историки, образовались три больших государства: Франция, Германия и Италия. Но и эти государства не были едиными. Каждое из них распалось на крупные феодальные владения, а сами эти владения разбились на множество мелких. Наступило время феодальной раздробленности в Западной Европе. Меня в большей степени интересуют Германия и Италия, но отвлечься от мелких образований вряд ли получится, как я думал в начале. Так что придётся скоротечно повторять историю государств Западной Европы. На этой огромной территории все будущие государства так были связаны друг с другом, что трудно ухватиться за какое-либо главное звено, чтобы последовательно вытянуть всю цепь событий. Судя по информации различных источников, можно кратко дать картину разложения империи Карла Великого. Разложение империи прогрессирует при Людовике Благочестивом. Людовик делит империю между сыновьями, сохраняя за собой верховную власть. Сыновья начинают войну против отца. После смерти Людовика Благочестивого в 840 году, сыновья начинают воевать между собой. Далее, Карл Лысый и Людовик Немецкий заключают в Страсбурге договор против старшего брата Лотаря, к которому перешла императорская корона, и который хотел на деле осуществить свои императорские права.

Страсбургская присяга --- это первый дипломатический документ, составленный не по-латыни и не по-гречески, а по-немецки и по-французски (романски). Лотарь пошёл на уступки, и в 843 г. В Вердене был заключён знаменитый договор о разделе империи между тремя братьями. Формально признавалось существование империи, или, вернее,  сохранялся императорский титул, который достался старшему --- Лотарю. Но земли империи были разделены на три части линиями, идущими с севера на юг. Запад --- «королевство западных франков», то что потом стало называться Францией, --- получил Карл. Восток --- «королевство восточных франков», которое потом стало называться Германией, --- получил Людовик. Лотарю досталась часть между владениями Карла и Людовика, обширная полоса земель от устья Рейна до устья Роны, и стала называться Италией. Раздел был совершён чисто механически и очень неудачно. Особенно это относится к части Лотаря, заключавшей в себе страны богатые, плодородные и населённые, но разноязычные, с разными экономическими и политическими связями. Эта часть была лёгкой приманкой для соседей, и её слишком трудно было защищать. За Верденским договором последовали новые столкновения и новые договоры.
Состояние феодальных структур вполне понятно. Согласно общему закону, который господствует при феодальной организации власти, чем слабее король, тем сильнее местная власть. Укрепление феодальных структур осуществляется при слабой центральной власти. А что говорить в данном случае, когда титул императора сохранился, но этот титул был формальным. Конечно, местная власть --- феодальные структуры империи будут укрепляться, воевать между собой, и дробиться далее. Закон действует в полную силу. Например, в XV веке немецкий народ уже подметил этот закон и говорил: «Немцы забыли, что у них есть император». Вот такие дела, понимаешь…

Реформация в Европе.

Германия как источник классовой борьбы и начало реформации в Европе.  Слабость центральной власти по отношению к местной власти --- в данном случае слабость императора в отношении своего класса феодалов --- укрепляет феодальные структуры на местах, а это укрепление, в свою очередь, полностью ложится на плечи крестьян, которых угнетают эти феодальные структуры. Круг замкнулся.
Уже в XIV веке феодальные структуры эксплуатировали крестьян не только барщиной, но также брали с них оброк продуктами, а так как развивалось денежное хозяйство, то не упускали случая, чтобы не наложить на крестьян денежный оброк, который со временем станет главным бременем для крестьян. Усиливался гнёт церкви. Например, в Чехии, где был большой наплыв немецких купцов и мастеров, которые захватывали в свои руки городское самоуправление, главе церкви, архиепископу пражскому, принадлежало 14 городов и 900 сёл. Значительную часть доходов духовенство пересылало в Рим. В поговорку вошла продажность католического духовенства. Говорили, что в Риме продают церковные должности, как свиней на рынке. «Если бы Христос пришёл в Рим, с ним не стали бы говорить без взятки». Возмущение крестьян и городской бедноты назревало уже давно, --- по мере укрепления феодальных структур на местах, а значит и по мере усиления гнёта. Если в начале XVI века в Германии развивалась промышленность в крупных городах по Рейну и верхнему Дунаю, процветала буржуазия, состоявшая из купцов, владельцев мануфактур и рудников, то с крестьянским населением дело обстояло иначе. Крестьяне кроме феодальных повинностей, платили налоги князю и десятину церкви. Напротив, богатые семейства из буржуазии, например, семья Фуггеров и другие буржуазные семейства участвовали в снаряжении экспедиций в Америку, вели торговлю в колониях. Эти семейства владели серебряными и медными рудниками в разных частях империи. Должниками семьи Фуггеров были римский папа, германский император, многие короли и князья. Конечно, по сравнению с буржуазией Англии и Франции буржуазия Германии была малочисленной, но она постепенно приобретала своё общественное значение.

Церковь продолжала быть главной идеологической опорой феодально-экономической формации и самой крупной феодальной структурой. К этой идеологической опоре феодализма накопилось много претензий у всех классов, в том числе и у самих представителей феодальных структур, разделившихся надвое.
Понятно, что буржуазии как владелице денег церковь казалась слишком дорогой, поэтому она требовала «дешёвой церкви». Классу городской бедноты и наёмным рабочим, которых породила буржуазия, церковь нужна была «как пятое колесо в телеге». Крестьяне как бывшие собственники общинных земель хотели сами выбирать в каждой деревне для себя священников. Крестьян тянуло к тому, что когда-то было, но прошлое вернуть невозможно. Феодалы разделились: одни Князья хотели, чтобы церковь в каждом княжестве подчинялась не папе, а Князю. Рыцари мечтали захватить церковные земли. Были разделены и представители самой церкви, которые также хотели её реформы. В 1517 году папа посла в Германию монахов с ворохом индульгенций. На рыночной площади можно было слышать их зычные голоса: «Гоните монету! Спасайте ваших родных и близких! Как только на дне моей кружки зазвенит монета, душа грешника окажется в раю». Даже для учёных монахов стала очевидна логика идеологического обмана! Против этого обмана выступил Мартин Лютер, профессор университета в городе Виттенберге. Мартин Лютер своим выступлением против этого обмана всколыхнул всю страну, по словам Энгельса оно было подобно «удару молнии в бочку с порохом». Выступление Лютера было началом реформации --- борьбы за переустройство церкви. В реформации приняли участие большинство горожан, крестьян, рыцарей и часть князей, а также учёные священники --- Томас Мюнцер (1493 – 1525).

Отрывки из сочинений Лютера и Мюнцера.
1.Если мы вешаем воров, казним разбойников, сжигаем еретиков, то почему же
 не броситься с оружием в руках на этих кардиналов, пап и всю римскую свору,
почему не обагрить рук их кровью, с тем чтобы спастись от них как опаснейшего
пожара.
2.Германия должна перестать быть княжеской и дворянской, потому что, покрытая
дворянскими гнёздами, она представляет собой разбойничий очаг.
3.Смотрите, главная причина ростовщичества, воровства и разбоя --- наши господа
и князья. Они захватывают себе что вздумается: рыбу в воде, птицу в воздухе,
растения на земле, --- всё должно принадлежать им. И после этого они --- князья ---
распространяют среди бедняков заповеди божьи и говорят: бог повелел --- не укради!
Но для себя они этот запрет не считают обязательным. Поэтому они и притесняют
всех людей, разоряют и грабят бедных земледельцев, ремесленников и целый свет.
Господа сами виноваты, что бедный человек становится их врагом. Так говорю я!
4.Простой люд нужно успокоить и указать ему, чтоб он воздержался от мятежа
и ничего бы не предпринимал без повеления начальства, без указаний законной
власти. Тот, кто хорошенько вник в моё учение и понял его, не примкнёт к возмущению;
не этому я учил. 
 
 Конечно, Мартин Лютер не этому учил своих учеников. В отличие от Англии и Франции Германия ещё не объединилась в одно государство. Не было ни общих законов, ни общей для всей империи казны и армии. Владения крупных феодалов-князей и большие города были независимыми, они чеканили свою монету, сами судили население и собирали с него налоги. Тем хуже было для крестьян! Слабый император и раздробленность страны делали своё дело в отношении крестьян: антагонизм стал невыносим!  И в начале 1525 года вспыхнуло восстание крестьян, которое представляет собой, как и все крестьянские войны, классовую борьбу угнетённого класса против класса феодальных насильников. Эта классовая борьба может вспыхивать в виде войны, а может затихать и проявляться в более «мягких тонах»: поджоги, разбои, грабежи и прочие приятные во всех отношениях акции в деле борьбы с «законной властью». В войне с крестьянами обособленные друг от друга феодалы объединились --- вспомнили свой первоначальный способ завоевания общинных земель. К тому же у феодалов были наёмные войска. Наоборот, крестьяне разъединились, защищая свои общинные земли и очищая их от феодальной скверны. Конец был предрешён: объединившиеся феодалы разбили обособившихся друг от друга группы крестьян общинников. Число погибших в этой войне составило 100 тысяч человек --- для того времени огромная цифра.
Распространение реформации за пределами Германии
            и борьба с ней католической церкви.

  Даю параграф 54 из замечательного учебника «ИСТОРИЯ СРЕДНХ ВЕКОВ» за 6 класс полностью. Если из этого учебника убрать ложную идеологию, то лучшего информатора не найдёшь --- просто и ясно по-детски.
«1. Успехи реформации. Современник сказал, что весть о выступлении Лютера против продажи индульгенций «в четыре недели облетела весь христианский мир». Вслед за Германией реформация началась и в других странах Европы. Католическая церковь теряла былую власть. Всюду осмеивали её невежественных служителей, печатали карикатуры на папу и духовенство.
В Северной  Германии  князья  провели в своих владениях реформу церкви по образцу, предложенному Лютером. Они закрыли монастыри, захватили земли церковных феодалов. Князь стал главой церкви в своём княжестве. Всех сторонников реформации называли протестантами, а новую церковь --- протестанской.

Реформация Лютера была выгодна и богатым горожанам. Церковь стала более «дешёвой»: были отменены пышные обряды, почитание икон, многочисленные церковные праздники. Священники внушали трудящимся, что они должны беспрекословно выполнять распоряжения князя и покорно работать на богачей. В Англии, Дании и Швеции реформацию провели короли при поддержке дворян. В этих странах дворяне получили значительную часть земель, отобранных у церкви. Реформацию в Швейцарии и Нидерландах провела богатая и влиятельная буржуазия. Её не удовлетворила реформа церкви, проведённая в Северной Германии Лютером в интересах князей.

2. Кальвинистская церковь. Протестантскую церковь в городе Женеве в Швейцарии возглавил бежавший от преследований француз Жан Кальвин. Кальвинистская церковь состояла из отдельных церковных общин. Эти общины возглавляли выборные люди из самих богатых горожан. Проповедники убеждали верующих, что надо усердно, не покладая рук, трудиться ради накопления богатств; кто разбогател --- тот «божий избранник», значит, ему обеспечена дорога в рай. Кальвин оправдывал ростовщичество и рабство в колониях. Чтобы развлечения не отвлекали людей от накопления денег, кальвинисты запретили игры и танцы, ношение нарядной одежды. За нарушение этих правил виновных сурово наказывали.
В Женеве был установлен строгий надзор за поведением горожан: все были обязаны посещать церковь, рано вечером гасить свет, чтобы на рассвете приступить к делам. Кальвинисты так же сурово преследовали и сжигали на кострах своих врагов, как и католики. Недаром в середине XVI века Женеву называли «протестантским Римом», а Кальвина --- «женевским папой».

3. Борьба пап с реформацией. Значительная часть феодалов продолжала считать католическую церковь наиболее надёжным помощником в борьбе с выступлениями народных масс. Римский папа получил поддержку германского императора, королей Испании и Польши, князей Южной Германии. С их помощью католическая церковь перешла в наступление против реформации.
Во многих странах инквизиция ещё более жестоко, чем прежде, преследовала, пытала и сжигала на кострах всех, кого подозревала в отступничестве от католической веры.
Чтобы помешать  верующим читать враждебную церкви литературу, папа издал список запрещённых для католиков книг. Впоследствии этот список постоянно пополнялся, в него были включены лучшие произведения литературы и научные труды, которых боялась церковь. На городских площадях пылали костры из книг. По словам современника, если бы удалось собрать все сожжённые книги на одну площадь, то «пламя костра поднялось бы выше, чем во время знаменитого пожара Трои».
 В борьбе с реформацией католическая церковь пользовалась любыми средствами, даже массовым истреблением своих противников. Во Франции, где к реформации примкнуло много дворян и горожан, католики устроили резню протестантов. Их вождей заманили в Париж на свадьбу сестры короля. Католики заранее вооружились и пометили белыми крестами дома, где жили протестанты. В августовскую ночь 1572 года (накануне дня св. Варфоломея) на колокольне одной из парижских церквей раздался гул набатного колокола. По этому сигналу католики бросились истреблять протестантов. Их убивали прямо в постелях, выбрасывали из окон домов на камни мостовой, не щадя ни женщин, ни детей.
Волна массовых убийств прокатилась и по другим городам Франции. За две недели было перебито свыше 30 тысяч человек. Это избиение протестантов было названо Варфоломеевской ночью. Папа римский не только одобрил эти убийства, но в память о них приказал выбить медаль и устроить в Риме иллюминацию.

4. Орден иезуитов. В 1540 году для борьбы с реформацией было создано «Общество Иисуса», или орден иезуитов1. [1 В середине века орденами называли организации монахов; иезуиты --- от латинского слова «Иезус» --- «Иисус».] Основателем ордена был испанский дворянин Игнатий Лойола. Папа объявил, что цель иезуитов --- «вернуть заблудшие массы в ограду церкви».
Орден иезуитов был организован по-военному; в нём существовала суровая дисциплина. Во главе ордена стоял генерал, подчинявшийся только папе. Младшие члены ордена были обязаны, не раздумывая, выполнять приказания старших. В правилах ордена говорилось: «Если церковь определила, что вещь, кажущаяся нам белой, черна, мы сразу же должны признать её чёрной». Иезуиты были шпионами и послушными исполнителями воли римского папы. Они внимательно выслушивали признания верующих, а потом все ценные сведения сообщали в Рим главе ордена.
В отличие от других монахов иезуиты не имели монастырей. Они одевались в обычную одежду и вели себя так, чтобы ничем не выдать своей принадлежности к ордену. Пронырливый иезуит, с насторожённым слухом, вкрадчивым голосом и льстивой улыбкой, умел змеёй проскользнуть в самую узкую щель.
Лестью и обманом иезуиты старались завоевать доверие королей и министров, знатных и богатых людей, подчинить их своему влиянию. Но если какой-либо правитель выступал против папы, они пускали в ход кинжал и яд, расправлялись с ним руками наёмных убийц. Члены ордена считали, что в интересах церкви можно совершать любое преступление, даже убийство.
Мошенничеством и спекуляциями орден иезуитов накопил огромные богатства. Иезуиты имели земли, предприятия, корабли и даже колонии в Южной Америке. В колониях на полях и в рудниках на них работали местные жители, обращённые в рабов.
С помощью иезуитов католической церкви удалось подавить реформацию в Польше, Чехии, Италии, Южной Германии. В тех странах, где католическая церковь победила, феодальные порядки сохранились намного дольше, чем там, где одержала победу реформация.

«Поучения  игнатия  лойолы».

Нужно не только хотеть так, как хочет начальник, нужно чувствовать
так же, как он.
Подчинённый должен смотреть на старшего, как на самого Христа, он
должен повиноваться старшему, как палка, которая повинуется всякому
движению, как шар из воска, который можно видоизменять и растягивать.
Папе надлежит повиноваться без всяких разговоров, даже ради греха,
и надо совершить грех, если начальник того требует».

ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ. Стр. 230 – 235.

Здесь чётко показано, что иезуиты --- тайная полиция принадлежащая папе. И вывод прост: церковь 1540 года в Европе была преступной идеологической и политической организацией в недрах феодально-экономической формации европейских государств.  Да и каждое отдельное феодальное государство как аппарат насилия и принуждения мало чем отличается от церкви.

Германия 1848 – 1870-е годы.

В результате поражения революционного движения в 1848 года Германия продолжала оставаться раздробленной. «В 1848 г., --- признался как-то прусский король Фридрих-Вильгельм IV, --- нас совсем было положили на лопатки». В 50-х годах положение было иное, прусские помещики удержали государственную власть, то есть отстояли свою классовую структуру и сохранили свой аппарат насилия и принуждения. Боясь повторения революционного движения, король сохранил в Пруссии конституцию, которая выражала в форме юридического закона господство помещиков. Но дело не в конституции, а в реальном соотношении сил господствующих классов: помещиков и буржуазии. В эпоху развития промышленности Германия значительно отличалась от средневековой Германии. В средневековой Германии, например, во времена «Священной Римской империи», она состояла из 360 государств. Теперь она состоит из 38-ми государств. Но эти государства ещё предстоит соединить воедино. Но как? Феодальные государства могут соединяться только путём военных действий, лишь путём захвата территории одного государства другим государством. И во главе соединённых государств будет править феодальными структурами победитель. Начнём с обзора революционного движения в Германии. 

Революционное движение в Пруссии --- март 1848 год.  В 1845 – 1846 гг. вследствие картофельной болезни и неурожая поднялись цены на продукты. Голодные толпы расправились с торговцами картофелем, которые, пользуюсь голодом, вздували цены. Толпы врывались также в пекарни и силой брали печёный хлеб. Так было в Берлине, Хемнице и других городах. В 1847 г. наступил промышленный кризис. Начали останавливаться фабрики. Стало известно, что во Франции началась революция, и это стало искрой для восставших, для дальнейшего развития революционных событий. В марте 1848 г. в Берлине происходили грозные демонстрации. Наследный принц Вильгельм отдал приказ стрелять в народные сборища. В ответ на это улицы покрылись баррикадами. Против баррикад было двинуто 14 тысяч регулярных солдат и 36 пушек, но сопротивление рабочих войска сломить не могли. Король Фридрих-Вильгельм IV обратился с воззванием «К возлюбленным берлинцам», в котором просил прекратить борьбу и заверял, будто всё кровопролитие произошло оттого, что у двух солдат «ружья выстрелили сами собой». Король, испугавшись дальнейшего развития событий, удалил войска из столицы. Когда убитых во время баррикадных боёв проносили мимо королевского дворца, на балкон по требованию народа вышел виновник этих жертв --- король. Бледный, трясущийся от страха, он вынужден был обнажить голову перед телами убитых рабочих.

В мартовских боях 1848 года победили рабочие и ремесленники, а победой воспользовалась буржуазия, которая в революционном движении не участвовала вообще. Король назначил министерство, которое возглавили крупные фабриканты, и объявил выборы в Национальное собрание. Новое, буржуазное министерство не сместило ни одного старого чиновника, не тронула старой прусской полиции, армии, стало защищать короля. Говоря современным языком, феодальное государство --- аппарат насилия и принуждения был для буржуазии просто «крышей», под которой буржуазия чувствовала себя в безопасности, и не несла за всё, что творилось в Пруссии, никакой ответственности. Берлинские рабочие на собрании потребовали организации министерства труда с представителями от рабочих, а также созыва парламента на основе всеобщих и прямых выборов. В ответ на требования рабочих буржуазия обратилась к королю с просьбой вернуть войска в Берлин. Войска с готовностью были возвращены. Спрашивается, кому нужна такая буржуазия, какому классу? Никакому классу: ни крестьянам, ни рабочим, ни феодалам и государству феодалов! Весной 1848 года в Пруссии началось широкое крестьянское движение, но прусское собрание отклонило проект об уничтожении крестьянских феодальных повинностей и этим оттолкнуло крестьян от себя. В ноябре 1848 года король разогнал прусское Национальное собрание. Депутаты не решились призвать народ --- рабочих ремесленников и крестьян --- к сопротивлению и покорно разошлись.

Революционное движение в Австрийской империи.  Австрийская империя --- монархия Габебургов состояла из многонациональных феодальных образований. Из 37 миллионов жителей империи на 1847 г. 18 миллионов составляли славянские народа: чехи, словаки, поляки и др., 7 миллионов --- австрийские немцы, 5 миллионов --- венгры (мадьяры), остальные --- итальянцы и румыны. Развитие буржуазных отношений в Австрии --- свобода торговли и равенство перед законом --- особенно тормозилось тем, что там существовал национальный гнёт крестьянства феодальными структурами. Господствующей нацией были австрийские немцы. В зависимом положении от немецких властей империи находились венгры, итальянцы и славяне. В то же время венгерские помещики сами угнетали славянских крестьян. Одним предложением --- немцы угнетали всех, остальные нации --- друг друга. В Австрийской империи, особенно в Венгрии и в большинстве славянских областей, продолжало процветать крепостное право. В меньшей мере оно было развито в Чехии и немецких областях. Но даже в Чехии барщина доходила до 104 дней в году. Налоги в пользу государства брали с крестьян даже за сбор грибов и за погребение покойников. В 1775 году в Чехии восстали десятки тысяч крестьян, но австрийские войска подавили это восстание. В 1821 году в Чехии опять произошло крупное крестьянское восстание. Четыре месяца держались восставшие крестьяне против правительственных войск.

Австрия крайне отставала от передовых стран Европы по развитию своей промышленности и транспорта. В Австрийской империи, например, первая железная дорога была построена в 1828 г., а через 12 лет, в 1840 г., там было 145 км железных дорог, т. е. в год строили 12 км. В то же время в Англии железнодорожная сеть увеличивалась в год на 90 км, во Франции --- на 42 км, в Пруссии --- на 30 км. Крепостное право, цеховая система в городской промышленности, произвол помещиков и чиновников, жесточайший национальный гнёт толкали народные низы Австрийской империи к революции. Известие о провозглашении в Париже республики дошло до Австрии в конце февраля 1848 года. Мощное революционное движение развернулось в столице австрийской монархии --- Вене. 13 марта 1848 года улицы Вены покрылись баррикадами. Дворец императора был окружён восставшими рабочими и ремесленниками. По требованию народа австрийский министр иностранных дел Меттерних, возглавлявший реакционное австрийское правительство более 30 лет, был уволен в отставку. Опасаясь за свою жизнь, он бежал. Император составил министерство из либеральных чиновников.

В апреле правительство опубликовало конституцию Австрийской империи, по которой вводилось две палаты --- аристократический сенат и палата депутатов. Особой оговоркой в конституции рабочие лишались избирательного права. Но рабочие потребовали, чтобы им дали это право. В мае в Вене произошли вооружённые выступления рабочих, ремесленников и студентов. В результате этих выступлений рабочие (мужчины)  получили избирательные права, верхняя палата была уничтожена и было объявлено, что рейхстаг (парламент) сам установит политическую форму правления (т. е. монархию или республику). В деревне австрийские крестьяне повсеместно восставали и прекращали несение феодальных повинностей. В марте 1848 года вспыхнули восстания также и в Венгрии. Крестьяне начали захватывать помещичьи земли. Венгерский парламент объявил Венгрию независимым государством. Австрийский император сам не мог справиться с революционным движением и обратился за помощью к Николаю I. Этот «жандарм Европы» охотно двинул в Венгрию стотысячную армию. «Не вмешался бы, --- писал Николай I, --- ежели бы своя рубаха не была ближе к телу, т. е. если бы не видел врагов не одной только Австрии, но и всемирного порядка и спокойствия, врагов, которых истребить надо для нашего же спокойствия».

Огромная царская армия вместе с императорскими австрийскими войсками задушили венгерскую революцию. Командиры венгерской армии, взятые в плен, были повешены. Жестоко расправились и с крестьянами. В венгерской деревне орудовали карательные экспедиции, военные суды. В эти дни русский революционер демократ Н. Г. Чернышевский записал в своём дневнике: «Друг венгров, желаю поражения там русских и для этого готов бы был многим пожертвовать».
Напомню, что буржуазная революция завоёвывает свободу и равенство: свободу торговли и равенство всех перед законом. Для феодального государства свобода торговли и равенство всех перед законом неприемлемы: для князя свой закон, для крепостного крестьянина --- свой. Свобода и равенство также не пользуются популярностью и у неофеодальных государств, правда, с небольшими оговорками, здесь правят чиновники и они не равны простому народу, которым они правят.
Итак. Революция в Австрийской империи не свергла монархию, не привела к уничтожению национального гнёта. Эта революция, как и революция в германии (Пруссии), осталась незаконченной. Но всё же эта революция способствовала ликвидации крепостного состояния крестьян, ускорила рост промышленности и рабочего движения.

«Объединение» Германии.

После 1848 г. в Пруссии и других германских государствах быстро развивалась крупная промышленность. За одно десятилетие, по выражению К. Маркса, Германия превратилась из земледельческой страны в промышленную страну. О быстром росте городов свидетельствует увеличение числа рабочих в Берлине за эти 10 лет с 50 до 180 тысяч. Но территориальная власть находилась в руках феодальных структур, и государство --- аппарат насилия и принуждения также находился в руках феодалов. Это было феодальное государство, и буржуазия находилась под контролем этого государства.  Слово «объединение» я взял в кавычки, потому что лукавые историки пишут «Объединение Германии». В действительности никакого объединения феодальных государств не существует вообще. Только захват чужой территории военной силой и установление на захваченной территории политической власти победителя. Здесь в борьбе за земельную собственность брат убивает брата, внуки отца воюют друг с другом и так далее --- из поколения в поколение. Ничто не забыто! Это крестьяне могут забыть историю своих королей и императоров, императоры и короли свою историю хорошо помнят. Пруссия --- национальное феодальное государство, Австрийская империя --- многонациональное феодальное государство. Объединение между двумя феодальными государствами в принципе невозможно. Говоря о феодальном государстве, я имею в виду лишь господство земельной собственности, а не какой-то другой. Например, существует азиатский способ производства, о котором историки мало что знают.  М. С. Восленский говорит о существовании азиатского способа производства, но в данном случае речь идёт не об этом способе производства. Пусть первоначально историки постараются потрудиться изучить этот способ производства, если он вообще когда-то существовал. Итак, речь идёт о господстве земельных или  территориальных собственниках --- феодалах.

Законом 1850 года было уничтожено безвозмездно два десятка второстепенных крестьянских повинностей. Но все сколько-нибудь значительные феодальные повинности, в том числе все виды барщины, крестьяне должны были выкупать. Прусские помещики получили значительные денежные средства от крестьян, выкупавших свои повинности и земли. Высокие цены на хлеб в 50-х годах облегчили прусским помещикам переход к капиталистическому способу производства в земледелии: применение машин и наёмного труда. Таких помещиков называли юнкерами. На фоне медленного и мучительного разорения большинства крестьян и ухудшения положения батраков из среды крестьян стал выделяться слой гроссбауэров --- так называемых кулаков.  Но большинство прусского крестьянства было обречено на десятилетия мучительной кабалы и эксплуатации. Прусские земельные собственники завели даже свою полицию в имениях и могли по своему усмотрению бросать крестьян в тюрьму. Так обстояло дело в сельском хозяйстве Пруссии.

Подготовка к войне. Бисмарк. Прусские короли издавна считали первостепенной задачей увеличение армии. Ещё в XVIII веке Пруссия по населению стояла на тринадцатом месте в Европе, а по количеству солдат --- на четвертом. Пруссия была одним из главных противников революционной Франции. Потерпев  жестокое поражение от войск Наполеона I, Пруссия весьма ослабла. Но в середине XIX века в связи с быстрым промышленным развитием она опять усилилась и правившие в ней помещики и король стали готовиться к войне с Австрией и Францией. Прусские феодальные структуры стремились в этих войнах подчинить себе другие германские государства и встать во главе новой Германии. В 1861 году умер король Фридрих-Вильгельм IV, впавший в последние годы в идиотизм. Престол перешёл к его брату Вильгельму I. Новый король увеличил армию и начал её перевооружать.  Первым министром он назначил Бисмарка. Отто Бисмарк (1815 --- 1898) сыграл большую роль в политической жизни германии. Крупный политический деятель, ревностный защитник интересов прусских земельных собственников и промышленности, заклятый враг рабочих и крестьян. Важнейшей задачей Бисмарк считал починить всю Германию под управление Пруссии. При этом он считал необходимым уничтожить сопротивление Австрии и Франции путём войны с ними. В 1862 году Бисмарк заявил в ландтаге (парламенте): «Великие вопросы эпохи разрешаются не речами и не голосованием большинства, но железом и кровью». Он утверждал, что для Германии главное --- не конституционные порядки, а усиление армии. Бисмарк знал, что говорил.

Образование Северогерманского союза. В 1862 году Пруссия начала войну против Австрии. В несколько дней австрийская армия была разгромлена лучше вооружёнными и обученными прусскими войсками. После победы Вильгельм I хотел «поставить Австрию на колени» и въехать на коне во главе своих войск в Вену, но Бисмарк помешал этому. Собираясь воевать с Францией, Бисмарк настоял на сравнительно лёгких условиях мира для Австрии. Он не хотел в следующей войне иметь врага в тылу. Австрия только лишалась Венеции в пользу Италии и уплатила Пруссии небольшую контрибуцию. Но при этом Австрия должна была выйти из Германского союза.
Теперь из государств Северной Германии образовался Северогерманский союз во главе с Пруссией. В 1871 году, после франко-прусской войны, «объединение» Германии «сверху» было завершено. Пруссия, победив в войне Францию, встала во главе Германской империи. Только так осуществляется внешняя политика феодальных структур: война, война и ещё раз война.

От войны к войне, от Бисмарка до Гитлера.

Германская буржуазия исторически оказалась очень трусливой, а потому большой любительницей делать свои эксплуататорские дела под «зонтиком» феодальных структур. Впрочем, и русская буржуазия того же порядка, а современная псевдо буржуазия ещё трусливее времён буржуазии при Николае II.  Современная псевдо буржуазия прячется под «зонтиком» неофеодальных структур, вороватая, гнилая, наглая, циничная и алчная. Воспитанная под крылом советских партийных «боссов», отдалённая от рабочего класса, привыкшая жить на привилегиях, на ничегонеделании и на «марксистко-ленинских» принципах: взять власть над населением в свои руки, удерживать эту власть и на этом основании обогащаться. С этим и пришла эта «элитная плеяда» в новый мир, распределив национальное богатство между собой, считая себя «избранными» и назвав себя – не шутите – элитой. Теперь эта «элита», которая осознаёт, что она обокрала народ, вынуждена прятаться за территориальную власть чиновников. Чиновники --- территориальная власть и «элита» попали дружно в исторический капкан, из которого этим товарищам господам уже не выбраться. Вот так и германская буржуазия в эпоху буржуазных революций попала в капкан феодальных структур, из которого можно было освободиться лишь посредством больших военных катастроф. И военные катастрофы случились, не заставили себя долго ждать: первая военная катастрофа случилась в 1914 году, вторая --- 1939.

В 1888 году Вильгельм I умер. Императорский трон унаследовал его сын, Фридрих III, но он правил всего 99 дней и тоже умер. После его смерти императором стал его сын --- Вильгельм II, который правил до 1918 года. Через два года Вильгельм II отправил Бисмарка в отставку. Оба  эти государственные деятели обладали сильным и упрямым характером, что исключало возможность их сотрудничества. Период от Бисмарка до Гитлера интересен тем, что существовало в Германии два господствующих класса, которые делили общество надвое. Этими господствующими классами были феодальные структуры во главе со своим вождём Вильгельмом II, и буржуазия. Территориальная власть находилась в руках феодальных структур, и они управляли обществом; в руках буржуазии находилось управление производством материальных благ. Своеобразное двоевластие и соответственно само государство --- верховная власть, которой принадлежали вооружённые силы, полиция, тюрьмы и тому подобное, --- было довольно противоречиво, и не поддаётся обычным историческим методам изложения. Историкам всё ясно, у них всегда есть своё мнение и, как правило, противоречивое: сколько историков --- столько и мнений. Для меня же, глупого, на каждой ступени развития общества возникают вопросы, на которые необходимо дать ответ. По крайней мере, дать ответ самому себе.  Для понимания образования государства важным является само начало этого общественного явления, которое даёт возможность разобраться, кому принадлежит власть в обществе, и за какие заслуги господствующий класс получил эту власть. А главное --- «Как?». Как образуется феодальное государство теперь хорошо известно. Следующий этап --- переход власти из рук феодальных структур в руки буржуазии. Именно поэтому Германию пока надо оставить в стороне, и хорошенько разобраться первоначально в превращении феодального государства в государство буржуазное. В этом отношении Англия является главным претендентом на первое место, хотя и является всего лишь второй после Нидерландов. Так что переходим к Англии.
Наука познания --- предмет противоречий, без ошибок и возврата к их исправлению не существует. Такова практика.

Владимир Николаевич Лямин.  16 июня 2013 г.   11. 00.