Бабушка

Леонид Блохин
    Историю жизни моей бабушки писать нелегко, как историю других русских женщин, родившихся в конце 19 века. Сельская женщина всегда была в тени своего мужа. Но на ней лежало домашнее хозяйство, скотина,дети. Не надо забывать, что кроме всего прочего православные посещали церковь.

    Моя бабушка Курылёва Евдокия Федоровна родилась  в семье бессрочно-отпущенного
солдата.  Система воинского набора тех лет предполагала 20-летний срок службы для
рекрутов.

    Забирали одного молодого мужчину из 5-10 дворов. Моему прадеду Федору Матвеевичу
крупно повезло - при отсутствии войн, солдат отпускали домой, вот и его записали в
бессрочно-отпущенные. И поехал Федор Матвеев, именно так писались отчества, к
своей жене Прасковье Михайловне в родной Покров детей растить и заниматься
хлебопашеством. В марте1895-го у них родился первенец-Евдокия.

     Дуняша росла обыкновенным ребенком. В школу не ходила, не до этого было, да и
ходили в местную церковно-приходскую школу в основном мальчишки, это им грамота
нужна,а девчонкам-то зачем?

     До 11-ти лет продолжалось беззаботное детство-купание в пруду, катание на санках
зимой, игра в снежки. С 12-ти уже доверяли взрослую работу - помогать ухаживать за
скотиной, собирать сено в сенокос, вязать снопы, а девицам постарше жать пшеницу
и рожь. В 13 лет девушки считались вполне самостоятельными, ходили на поле веселой
гурьбой, по дороге пели песни, собирали цветы,  в перерывахработы плели венки из них.

    Однажды такой же веселой шумной компанией возвращались с поля после жатвы,
дело было теплым днем и, как часто бывает летом, разразилась гроза, совсем внезапно.
Она застала девушек в чистом поле. Ни кустика, ни деревца рядом. Молнии сверкают,
грохочут раскаты грома, хлещут упругие струи дождя. Вымокли насквозь, уже не пели,
не веселились, шли все той же гурьбой, держа серпы на плечах. Никто и не ожидал,
что одна из молний ударит в стайку девушек … .

    После перенесенного шока девчонки,
стали осматриваться, все живы, здоровы, только у Дуни обожжены запястья. Как
держала обеими руками серп на плече, так и обожгло обе руки, как  только волосы
не сгорели! С тех пор по-особому стали смотретьна Евдокию девчата.

     Как и все девушки  того времени, Евдокия  вышла замуж за моего деда Ивана 
Ивановича в 18 лет (ни больше, ни меньше, девицы не вышедшие замуж в этом
возрасте слыли на селе старыми девами, в каждой искали физические недостатки)
в 1913-м, как и все – на престольный праздник, на Покров.  Этот год  был самым
сытым, благополучным в дореволюционной России. Недаром советские статистики
все показателиСССР сравнивали именно с этим годом.

    В 1914-м родился старший сын Михаил. А в январе 17 года  мужа забрали на военную
службу и началась жизнь солдатки. Одной сеять хлеб невозможно, кормились только с
огорода, да корова была - свое молоко. В соседнем доме , стена к стене, жила семья
старшего брата мужа. Дядя Паня слыл в селе лошадником. Лошадей люби-ил! Вот он ивыручал лошадью при нужде.

     Дед был человеком деятельным, в 18-21 годах, как и все в селе, свободный хлебопашец,
а в 21-м опять солдат. В 22-м родилась дочь Анна. Все заботы по дому в этой полосатой
жизни ложились на плечи Евдокии. В стране гремели перемены, а в Покрове оставался
все тот же крестьянский уклад. Когда вырос Михаил, они с дедом стали ездить на заработки
в Балахну, а Евдокия опять оставалась на хозяйстве. К рождению моего отца Геннадия в
1935 году она привыкла к долгим отсутствиям мужа.

     Перед войной переехали в Дзержинск, в рабочий поселок ГОГРЭС, поближе к семье 
Михаила. Здесь жизнь была проще. Голод почувствовали в начале войны. И летом 1942,
Евдокия взяв с собой малолетнего сына, отправилась в родной дом, в Покров. Неделю
ехали на подводах, голодали. Отец всю жизнь помнил, благодарные глаза бабушки, когда
он, шестилетний мальчишка, нашел на дороге свеклу и принес ее матери…. В Покрове их
ждал забитый досками дом и некопанный огород. Но земля давала средства к
существованию. В трудные годы не давала опустить руки забота о детях и ….память.

    Мои детские воспоминания, связанные с бабушкой, ярки по сей день. Вот она вечно
хлопочет на кухне, вот сидит и шьет лоскутные одеяла или рассказывает мне разные
истории о Ное, собравшем на свой ковчег каждой твари по паре, о простом пастухе
Давиде, победившем Голиафа с помощью пращи, и ставшем царем. И только во взрослой
жизни я, прочитав Библию, понял, что бабушка пересказывала мне библейские сюжеты.
Она была неграмотной сельской женщиной, а Ветхий Завет пересказывала близко к тексту,
значит и ей в детстве кто-то читал или рассказывал его много раз,также, как она мне.

    Она умерла в 1977 году, через год после смерти деда. Большую часть совместной жизни
они были в разлуке, а теперь покоятся вместе на дзержинском кладбище, рядом, плечом к
плечу, как и положено супругам.