Цель оправдывает средства?

Жанна Пестова
Отзвенели в школах последние звонки, сданы экзамены.   Выпускники  готовятся стать абитуриентами и студентами, прикидывают шансы на поступление в высшие  и средние специальные учебные заведения. Родители и учителя  готовят очередные речи о важности правильного выбора, о том, что любая профессия почетна.  А перед этим был сложный год. Сложный и для ребят, сложный и для родителей. Выбор учебного заведения, формы обучения, учеба на разных подготовительных курсах или с репетиторами. Все это требует сил и денег.  Но кто же пожалеет денег для будущего благополучия своего ребенка? Ведь надо же получать образование! Бывает, что к этому подключается и детское: «Зачем же вы меня родили, если  содержать не можете?».
 Заметили как изменился вопрос с течением времени? Раньше спрашивали: кем ты хочешь стать? Теперь: куда собираешься поступать? И зачастую выбор  учебного заведения превращается в своеобразную гонку амбиций.
  Приложено немало усилий, средств , потрачено время и вот он – вожделенный диплом. А дальше что?
 Общеизвестно, что далеко не все выпускники могут устроиться на работу по специальности.  Рынок перенасыщен модными профессиями экономистов, юристов, психологов. Без опыта, без протекции найти работу по этим специальностям практически невозможно. Опыта у выпускников вузов, естественно, быть не может.  И через год-другой-третий устроиться на работу по специальности будет еще сложнее, чем сразу после вуза. И  убирают девочки свои дипломы в ящичек, и устраиваются на работу секретарями, продавцами.  А молодые люди идут в охрану. Или в ту же торговлю – продавцами и консультантами.  Стоило тратить столько сил и средств для этого?  Окупаются ли расходы на такое образование? Дико звучит? Ничуть, если вдуматься.
 Не так давно мне довелось разговаривать с будущими выпускниками. Умными, амбициозными, как большинство молодых людей.  Я им задала простой вопрос: согласны ли вы с мнением, что цель оправдывает средства? «Да» - чуть не хором ответили они. И пояснили: «Достигнутая цель должна оправдать те средства, что были потрачены на ее достижение». Вот так.
  Средства, потраченные на получение образования, должны оправдаться. Иначе такое образование не имеет смысла.  Так может лучше сразу оценить свои и своего ребенка возможности и способности, и не тратить впустую деньги, время, силы, а выбрать профессию, пусть и не модную, не так красиво называющуюся, но такую, которая сможет  «кормить» и  вашего ребенка и его семью.
 Все мы хотим, чтобы нас обслуживали, обеспечивали нашу жизнь хорошие специалисты. И так привычно говорим, что врачи не лечат, учителя не учат… Но ведь это чьи-то дети, которых любящие родители, используя деньги и связи – выучили и пристроили.   Есть у меня такая знакомая. Врач по образованию и специальности. Больных – не любит, они ее раздражают. Зато она замечательно печет пирожные. Говорит: если бы сейчас выбирать профессию, не стала бы никого слушать, стала бы кондитером. Когда-то мама с папой настояли, чтобы дочь пошла в медицину. Она и пошла. Закончила, устроилась на работу. Все вроде бы благополучно. Но – как ни пафосно это звучит – общество приобрело никудышного врача и потеряло хорошего кондитера.   
 В советские времена любили повторять : у нас любой труд почетен. Люди рабочих специальностей гордились своим положением, получали вполне приличную зарплату.  И жили ничуть не завидуя специалистам с высшим образованием. Существовал баланс, относительно рациональное распределение сил. Сейчас же – правительство бьет тревогу – не хватает рабочих высокой квалификации, да и не высокой, просто квалифицированных рабочих не хватает. А без них восстановление производства невозможно. И не только. Нельзя прожить без сантехников, электриков, плотников….  Без почтальонов и уборщиц.