Дубина наживы по пустому месту

Станислав Афонский
В городе нефтехимиков Кстове идет неравная борьба бизнеса с интересами горожан. Новыми и новыми жертвами чистогана становятся любимые кстовчанами зеленые зоны отдыха, парки и аллеи. О том, как голый коммерческий расчет берет верх над здравым смыслом, рассуждает наш постоянный автор, публицист Станислав Козлов.

Как вы думаете: что такое «пустое место»?.. Что бы не думали – скорее всего ошибётесь. Пустое место, по мнению и действиям некоторых влиятельных чиновников и даже депутатов города Кстово Нижегородской области – это парки и скверы внутри города. Так и говорят: «Ну, кому нужно это пустое место?» И тут же отвечают: строителям торгово-развлекательных центров (ТРЦ). Если же на «пустом месте» располагается ещё и дворец культуры, то его необходимо снести, чтоб, значит, не мешал пустоте. Так и сделали с ДК «Октябрь» — ровесником города, соорудив вместо него…дыру в земле. Которая так дырой и остаётся вот уже лет десять – средств на ТРЦ у частника, лакомый кусок у города купившего, не нашлось.

Следующая «пустота» оказалась на месте цветущего сквера, высаженного горожанами ровно 20 лет назад тому на площади им. Ленина прямо напротив здания мэрии. С двухсотметровой берёзовой аллеей. Сквер кстовчанам полюбился и красотой, и доступностью. В хорошую погоду свободного места на скамеечках найти было трудно. Прогуливались люди, катали детей в колясочках. Берёзовая аллея выполняла роль щита между жилыми домами и Казанским шоссе с его потоком машин, разрезающим площадь пополам.

Почему-то все несуразности происходят у нас «в один прекрасный день». Вот в такой-то день вокруг этого сквера и начали городить синий забор. В другой такой же день исчезла аллея. Вся. И с ней всё, что в том сквере росло и цвело. Как и не было. Зато зарычали экскаваторы, зазвякали ковши. На месте сквера появился огромный котлован – началось строительство нового ТРЦ плюс к нему аквапарка. И не просто началось, а с участием губернатора Валерия Шанцева – он памятную капсулу заложил в фундамент и речь торжественную произнёс, сказавши, что посетители аквапарка зайдут и в торговый центр, и чего-нибудь там купят. И ещё он рассказал о спорах, идущих в Нижнем Новгороде о строительстве и там аквапарков, — многие против. Губернатор к мнению нижегородцев отнёсся уважительно: «Конечно, последнее слово за горожанами». Хорошо и правильно сказал – у нас, по конституции, главный источник власти – народ. И он имеет право сказать своё последнее слово…

Но первого, ни последнего слов кстовчан никто и не спрашивал. Когда я вошёл на строительную площадку, чтобы задать несколько вопросов руководителю работ, тот неожиданно впал в истерику до визгливых воплей о том, что ему плевать и на вопросы журналистов, и на мнения депутатов, и на администрацию кстовскую, и на власть вообще – потому что территория строительства – частная собственность. А на ней хозяин «что хочит – то и ворочит». И получилось, что на главной площади города, возле памятника ярого борца с капитализмом, теперь находится участок частной собственности, на которую местная власть не распространяется. Вскоре глава городской администрации завил в СМИ, что и участок-то для этого ТРЦ выделяла не администрация города. То есть, местное самоуправление в городе не хозяин. А кто же? Вопрос администрации задан. Ответа пока нет.



Теперь о «забавных» сторонах дела. Блестящую капсулу наш губернатор вкладывал не в фундамент – его ещё не было. Вложил в кирпичный, в один кирпич, столбик, поставленный на пустом месте специально для этой церемонии. Через несколько дней замечательный столбик оказался на берегу огромной лужи, его случайно своротила машина и он сгинул. Вместе с блеском капсулы и её содержимым.

Гигантский торгово-развлекательно-аквапарковый центр сооружается вовсю. Рядом – в нескольких метрах, с уже имеющейся четырёхэтажной торгово-развлекательной громадой центра «Пирамида» с одной стороны и с торговым центром, тоже в нескольких метрах, с другой стороны. Весь этот премиленький букетик ТРЦ-ов будет располагаться неподалеку, метрах в двухстах, от четвёртого ТРЦ. Ради его возведения уничтожено несколько сотен деревьев вдоль того же Казанского шоссе. А ещё рядышком – «Супермаркет». Жители города недоумевают: зачем им столько супер торговых центров с пупером развлекаловок, если население города не увеличивается, а убывает? Зачем, если в «Пирамиде» на всех её этажах магазинчиков гораздо больше, чем покупателей.

Нет спора: аквапарк, вместе с рестораном «Макдональдс» в нём, – вещь хорошая. Для зажиточных. И для владельца доходно-прибыльная. Но все вместе взятые соблазнительности этого торгово-развлекательнгого монстра не заменят и не компенсируют уничтоженного дубиной выгоды сквера — доступного всем совершенно бесплатно «пустого места» прогулок и отдыха горожан. Пресловутый ТРЦ можно было бы построить в других местах – их предостаточно. Но хозяину приглянулось именно эта часть города – в центре его. Оно понятно: коммуникации-то рядышком – дешевле обойдётся строительство – дороже будет выгода.

Недавно один из чиновников признался, что очень переживал, из окна своего кабинета глядючи на уничтожаемые берёзы. Но не догадался глянуть на документ, о существовании которого, скорее всего, и не знает: «Областная целевая программа «Экологическая безопасность Нижегородской области на 2011 – 2015 годы», утверждённая Правительством Нижегородской области 16.02.2010 года. Если бы знал, да ещё и прочитал, то не сентиментально переживал бы, а действовал согласно этой замечательной Правительственной Программе, содержащей и такой благородный пункт: «Создание новых озеленённых территорий в муниципальных образованиях с целью обеспеченности жителей озеленёнными территориями до нормативных показателей». Создание, а не уничтожение!

И возник естественный вопрос: а кто в Кстовском районе контролирует неукоснительное выполнение этой программы? Покопался, узнал: есть такой «райотдел по экологическому контролю» и начальник при нём. Но ни дозвониться до этого начальника, ни застать на рабочем месте так и не удалось в течение двух месяцев. Однако выяснил, у компетентного товарища: контролем за выполнением программ экологической безопасности города сей прекрасный отдел не занимается – у него иные, более важные, функции. И подотчётен он области. При администрации контролирующего органа нет. Может быть, депутаты озаботились и создали соответствующую комиссию? Может быть, и озаботились, но и комиссии нет, и о какой-то там программе безопасности экологической депутаты не знают. И точка. «Спасение утопа… угорающих – дело рук самих угорающих». А между тем город Кстово с его нефтеперерабатывающим заводом-гигантом и другими химическими прелестями среди экологически благополучных городов России не числится.

Но есть в Кстове ещё одно «пустое место» — парк «Юбилейный», высаженный в 1987 году на берегу Волги. Его тоже собираются застраивать, хотя в генплане застройки это до последних лет не предусматривалось. На общественных слушаниях кстовчане вдребезги разнесли желание администрации уничтожить и этот зелёный массив. И администрация гласу народа вняла – решила парк застраивать, но уже без повторных слушаний. Вот вам и «последнее слово за горожанами».