В Иерусалиме хочется плакать у каждой стены

Юрий Красавин
СТУПЕНИ НАЗАД

В старом Иерусалиме у каждой стены хочется скорбеть и плакать

В Иерусалим приехал 7 мая – как раз накануне Дня города. Есть такой праздник и у древнейшего поселения мира, насчитывающего около шести тысяч лет существования. В ходе столь длинной истории кто только не завоевывал эту территорию: персы, римляне, македонцы, крестоносцы, египтяне, османы, англичане... Если сильно углубляться в прошлое, то можно просто утонуть в фактах. Ни речки, ни моря в Иерусалиме нет, но город стал священным для трех религий – иудаизма, христианства и ислама.

До по сей день он не поделен между национальными диаспорами так, чтобы все были довольны. Достаточно напомнить, что и Израиль, и Палестинская автономия официально считают город своей столицей, не признавая такого права за другой стороной. Большинство стран мирового сообщества не спешат переводит сюда свои посольства из Тель-Авива.

В автоматном режиме

Приезжающие в крупнейший город Ближнего Востока туристы первым делом обращают внимание на обилие молодых людей и девушек в военной униформе, которые дежурят здесь постоянно на самых важных перекрестках и высотах. Боевое автоматическое и холодное оружие израильские призывники не сдают в казармы, а носят с собой, свободно заходя с ним в автобусы, поезда и трамваи. Местные жители к этому давно уже привыкли, а вот впервые приезжающих сюда путешественников такое положение вещей немного коробит. Верующие и интересующиеся историей люди едут в Израиль с самыми мирными намерениями, но так получается, что культурные достопримечательности им приходится рассматривать под дулами огнестрельного оружия.

В Иерусалиме меня любезно согласился принять преподаватель математики из местного университета. Саар живет в общежитии, где у него есть лишняя комната. Иногда он соглашается пустить в неё каучсерфера –  любителя  принципиально ночевать не в гостинице, а у простых людей. Дело тут  не только в экономии – так лучше выяснить как живут и что думают граждане другой страны, полнее удовлетворяя тем самым своё туристическое любопытство. «В России полицейские никогда не выставляют напоказ табельное оружие. Зачем провоцировать? Если ты с ножом — на тебя пойдут с ружьем» – делюсь мнением с гостеприимным хозяином об увиденном. «Согласен с тобой, – спокойно отвечает Саар, – но у нас пока нельзя по-другому». Это «пока» растягивается на десятилетия.

Путь с Французского холма, где расположены здания университета, до Старого города решаюсь пройти пешком. «Это два километра по жаре», –    предупреждает Саар. На карте всегда просто, а на деле пришлось под палящими лучами солнца спуститься с одной горы и подняться на другую. Но все же к святыням – лучше пешком, чем на автобусе.

Via Dolorosa

Минут сорок пешей прогулки – и передо мной древняя серокаменная стена. Когда-то через её Золотые ворота в город вошел человек и мессия по христианской вере, имя которого знают, пожалуй, все люди на земле –  Иисус Христос.

Пройдя через Цветочные ворота оказываюсь в лабиринте жилых кварталов мусульманской зоны. В одном из закоулков мне сразу показали на выход. Это для туристов старый Иерусалим – город с массой достопримечательных мест, а для жителей мусульманского и других кварталов это дом родной. Как и тысячи лет назад, женщины здесь вывешивают бельё, мальчишки гоняют по дворам, а рыночным торговцам надо продать фрукты, поделки, сувениры.... Наивно думать, что из исторического центра жителей лучше было бы выселить.

В Иерусалиме всё очень непросто и лучше ничего не трогать. Например, ключи от храма Гроба господня с 1192 года хранятся в одной арабской семье, причем право отпирать и запирать дверь принадлежит другой мусульманской династии.  Эти права на протяжении веков передаются в обеих семьях от отца к сыну. А сделано так с тем, чтобы ни одна из многочисленных христианских конфессий не могла первенствовать. 

Не двигать, не ремонтировать и не изменять ничего в храме без согласия всех шести конфессий – таково соглашение между христианами, символом соблюдения которого служит недвижимая лестница на фасаде храма. Такие объяснения удалось подслушать, присоединившись к группе экскурсантов. Их здесь бродит много, но в основном по улице  с надписью Via Dolorosa.

Именно по ней, по пути Долороса – две тысячи лет назад последний свой путь на земле проделал Иисус. На стенах есть пометки где он споткнулся в первый, где во второй раз, где женщина из толпы вытерла пот с его лица, а где просто поклонилась сыну Божьему... Всего на Скорбном пути насчитывают девять таких остановок, остальные пять – в храме Гроба господня. Завернув с улицы в келью, неожиданно для себя оказался в … темнице Иисуса. Отсюда его, пленника, повели на казнь. Еще немного пройдя, прочитал на входной двери – «Место рождения девы Марии».

В Старом городе скорбеть и плакать хочется у каждой стены, не только там, куда идут евреи. Кстати, путь к Стене плача открыт для всех. Еще на подходе русского туриста, правда, безошибочно вычисляют в толпе и тянут к раввину, приговаривая на чистом русском: «Не бойся, это быстро и бесплатно». Не успеваешь и опомниться, как на руку наматывают кожаные ремни с коробочками и начинают читать ветхозаветную молитву. Потом только интересуются национальностью матери, бабушки и просят передать привет. «Великий Новгород? К раввину Якову сходи».

А вот проход к мусульманской святыне – мечети Аль-Акса на Храмовой горе, чей золотой купол виден практически отовсюду в городе, закрыт. С какой стороны ни пытался пройти к достопримечательному месту, неизменно натыкался на военизированных стражников. Незримые границы в Иерусалиме тем не менее на замке.
На мороженое
Исследуя древний город дальше, захотел выйти к Сионским вратам, откуда, как показано на карте, открывается великолепный вид. Поворачиваю  в переулок направо, а там мальчишки. Двое самых старших бросают мяч и подбегают ко мне. «Дяденька, что вы ищете – мы поможем!» – говорят на английском. Такие вот молодцы! Соглашаюсь, но замечаю, что ведут они меня совсем не в том направлении по сравнению с картой. «Мы знаем куда!» – уверены юные обитатели Вечного города. Они уже поинтересовались из какой я страны и как меня зовут. «Меня зовут Мохаммед, а его Иса», – представляется самый бойкий. Иса – Иисус с арабского. Ну надо же, думаю, если на путь правильный меня выводят люди с такими именами, то день должен быть удачным. «Вам теперь прямо до конца и потом направо», – показывает Иса. «С вас десять шекелей. Каждому!», – категорично заявляет Мохаммед и протягивает руку. Приходится раскошеливаться — таких сумм детям хватит на мороженое.

А впредь надо быть умнее, потому что, как выяснилось, совсем не к тем воротам вывели меня мальчишки. Яффские ворота наиболее востребованы туристами, а потому любой житель Старого города покажет вам путь именно к ним, чего бы вы не спрашивали.

Выйдя из лабиринта, сажусь отдохнуть. Потихоньку начинает темнеть. Где-то неподалеку слышен бой барабанов и крики. Шум приближается и вдруг вижу, что оказался в эпицентре уличных событий. Человек сто прилично одетой молодежи, с крохотными кепочками на головах, распевая  песни и размахивая израильскими государственными флагами, устремляются к Яффским воротам. Вокруг них уже кружат телерепортеры. Мне не  хочется становиться героем сюжетов на израильском телевидении, а потому спешу ретироваться.

Для этого приходится преодолеть два кольца в момент образовавшихся полицейских кордонов, из которых людей наружу выпускают, а вот обратно ни в какую. У заградительных решеток снаружи напирает совсем другого вида молодежь. Слов не понять, но выкрики «Аллах акбар!» слышны громче всего.

Х Х Х

Вечером обо всем увиденном рассказал Саару. Он все выслушал спокойно, но когда рассказал ему историю про то, как в ресторане с меня затребовали 20 шекелей (около 180 рублей) за поход в туалет, заметил: «Ну вот, а ты спрашивал почему у нас молодежь с автоматами ходит. Надо было  полицейскому пожаловаться – деньги вернули бы, потому что нельзя так с туристами».

Впечатления от прогулки по древнему Иерусалиму получились тяжелыми. «Может, мне надо было в зоопарк лучше сходить?» – спросил у Саара уже перед прощанием. «Хорошая идея! – ответил он. – Есть у нас очень хороший зоопарк – библейский. Приезжай ещё – в следующий раз туда сходишь».

Опубликовано также:
http://novved.ru/obshestvo/24135-2013-06-12-06-37-28.html