Записки сумасшедшей учительницы. 2 продолжение

Любовь Папкова-Заболотская
Урок литературы в шестом классе. Ученик пересказывает главу из повести "Капитанская дочка" о разговоре Петруши Гринёва и Емельяна Пугачёва:
- А он сказал... А он ему сказал... А он говорит...
- Кто ОН? Называй имена,- говорит учительница в который раз.
Мальчишка продолжает:
- Он спросил его...
- Пугачёва! - с досадой, возвысив голос, поправляет учительница.
На третьем ряду растерянно поднимается спокойная девочка Оля Пугачёва, не понимая, почему её назвали так раздражённо.
Класс, сообразив курьёзность ситуации, смеётся.

Урок литературы в восьмом классе. Школа находится в посёлке Красный завод, по-простецки все называют его Спиртзавод, потому что с Екатерининских времён здесь из отборной пшеницы делают спирт. Изучается Чехов и его поездка на Сахалин. По патриотическим преданиям, считается, что в заметках о дороге через Сибирь Чехов упоминает посещённый спиртзавод именно здешний. Хотя подобный был и в Мариинске. Учительница не преминула об этом сообщить ребятам.
Отвечающий ученик рассказывает, как Чехов ехал в кибитке, дорога была тяжёлая, он устал...
- Ну, и? - вопрошает учительница, надеясь на рассказ о посещении спиртзавода.
Мальчишка повторяет:
- Дорога была тяжёлая. Он устал...
- Ну, и? - опять вопрошает ещё настойчивее учительница.
Мальчишка смотрит на класс, ожидая подсказки. Но все молчат.
- И что же? - снова спрашивает уверенная в патриотических чувствах подростка учительница.
- Ну, и... вывалился из кибитки! - сообщает отчаявшийся юный сочинитель.
Класс падает на парты от хохота.

 Во время оголтелой перестройки, когда на школу мало обращают внимания, открывается творческая свобода. Создаются школа-театр, школа эстетического направления, школа русской национальной культуры.
И уроки проводятся в форме игры то в аукцион, то бродят по придуманным станциям, государствам.
Наша учительница литературы выдумывает уроки-интервью, уроки-концерты, уроки-конкурсы.
В десятом классе проводится урок-суд над Базаровым "Нужны ли Базаровы России?"
Свидетели играют Павла Петровича, Николая Петровича, Аркадия Кирсановых, Анну Сергеевну и Фенечку. Их по очереди опрашивают  прокурор Максим и адвокат Юля. Свидетели подготовились кто лучше, кто хуже. Но вот с заключительным словом выступают защитник и обвинитель. Речь у обоих блестящая, со знанием текста. Звенит звонок. Учительнице нужно подвести итог, но разошедшиеся артисты переходят на личности:
- Это вы, либералы, спокойно смотрите на курящих девчат, на предательство в дружбе, оправдываете наркотики, наконец,- кричит Юля.
- А вы, революционеры, всех критикуете, у всех недостатки находите,- едко парирует Максим.
- Ребята, успокойтесь! Вы молодцы! Так вошли в образ! - останавливает их режиссёр урока, гордясь успехом. Но ребята не останавливаются.
Класс притих, серьёзно наблюдает за поединком. На перемену никто не спешит. Растерянная, учительница, наконец, повышает голос, когда Юля кидает в Максима книжкой. Это летит без всякого уважения Иван Сергеевич Тургенев.
- Прекратите! Всё! Урок окончен! Все свободны.
 Ребята уходят. Учительница, расстроенная неожиданным концом урока, который казался таким интересным, сидит за столом, уставившись взглядом в растрёпанного, брошенного Тургенева. Подходят к ней две девочки и объясняют: 
-  Юля и Максим дружили и совсем недавно поссорились. Они сами выбрали себе роли и, помните, так рвались их исполнить.
- А ещё они сыграли суд из "Санта-Барбары". Видели?
 Жизнь подростков конца 20 века ворвалась на урок по произведению 19 века. Вот вам и отцы, и дети.
И нескончаемый сериал про далёкий город Санта-Барбара вдохновил влюблённых подростков.