Хагани, 23. Ризалит и аттик

Генадий Леонов
В анимации использованы фотографии: 

            http://www.baku.ru/photos/04/07/83/40783.jpg , http://www.baku.ru/photos/18/97/32/189732.jpg , а также фото, любезно предоставленные © Web Master сайта http://www.baku.ru
 


Начало здесь:
              http://www.proza.ru/2013/05/18/89
              http://www.proza.ru/2013/06/16/1282
             

            Прежде чем продолжить описание особенностей стиля дома, надо напомнить, что подразумевается за архитектурными понятиями, значащимися в заголовке главы. 

            Ризалит  (перевод с итальянского risalita -  «выступ») – часть здания, выступающая вперед за основную линию фасада по всей высоте. Ризалиты могут быть центральными, боковыми, угловыми. Чаще всего их расположение симметрично по отношению к центральной оси здания. 

            Аттик (от древнегреческого «аттикос»)  – стенка над венчающим здание карнизом. Он мог быть возведен на всю ширину фасада или над отдельной его частью. Аттик часто использовался в декоративных целях, завершая композицию фасада и вместе с тем скрывая расположенные за ним кровлю, печные трубы. 

            Последовательный в своем решении разнообразить и усложнить фасад дома архитектор  создал ризалит очень необычной и несимметричной формы. От традиционного ризалита в нем осталось только  то, что он является выступом в сравнении с другими частями фасада. Определить, где здесь проходит основная линия фасада просто невозможно.  Огромный запас прочности, заложенный в  несущие стены здания большой толщины, позволил архитектору уменьшить толщину стен средних и верхних этажей именно в тех местах, где по его замыслу и создавался ризалит.   

            Сложной конфигурации ризалит выделен следующим образом. 

            Начиная с карниза, отделяющего второй и третий этажи,  левая часть фасада несколько утоплена в сравнении с нижними этажами.   

            Правая же часть фасада утоплена только от карниза на границе четвертого и  пятого этажей. 

            Различие в уровнях подчеркивает карниз на  границе четвертого и пятого этажей расположенный  только до линии ризалита.   

            Так сформирован этот нестандартный ризалит, который, тем не менее, со стороны воспринимается относительно  симметричным. 

            Оптическую иллюзию этого создают балконные проемы третьего и четвертого этажа со стороны правого вертикального членения здания.  Два эркера на 3-м и 4-м этажах и каменный парапет балкона 5-го этажа только усиливают оптическое восприятие нестандартно решенного ризалита.   

            В итоге фасад здания имеет не только  визуальное членение по горизонтали и вертикали, но и по глубине. 

            Но и это еще не все! 

            Оригинально выполненный ризалит не менее оригинально переходит в двухуровневый аттик – плавно, без наличия обязательного карниза. Таким приемом архитектор подготовил и особо выделил место для размещения главного украшения здания. Но…   

            На аттике в обрамлении розеток и цветочных гирлянд  в вытянутом в длину шестиугольном поле с 1929 года (самое раннее и относительно четкое фото датировано именно этим годом) зияет пустотой место утраченного (или неустановленного?) украшения. Оно должно было венчать здание,  и нести по замыслу  домовладельца и архитектора немаловажное смысловое решение. Какое..? 

            На сегодняшний день это остается загадкой. Дом по-прежнему хранит свои секреты…    

             

Продолжение здесь: http://www.proza.ru/2013/06/16/1313