Хагани, 23. Мавританский стиль?

Генадий Леонов
  В коллаже заглавного фото использована фотография:

            http://www.baku.ru/photos/18/97/32/189732.jpg



            В третьем пункте домовой легенды, указанной в  первой главе (http://www.proza.ru/2013/05/18/89 ) значится мавританский стиль, который был применен в архитектуре дома №23. 

            Насколько домовая легенда соответствует истине? 

            Какие элементы мавританского стиля присутствуют, а какие отсутствуют на фасаде дома? 

            На фасаде дома нет присущих мавританскому стилю стрельчатых, подковообразных и фестончатых арок. 

            В то же время из шести простых (циркульных) арок три арки над французскими балконами второго этажа объединены в аркаду. А это уже элемент мавританского стиля. 

            На фасаде дома нет и характерного мавританскому стилю обилия куполов, фризов, но достаточно много карнизов. 

            Есть и другие элементы, которые можно отнести к мавританскому стилю. 

            Прежде всего, это наличие вертикальной связки двух эркеров и балкона, которую можно сравнить с выступающими из стены мавританскими башенками.   

            Далее, к настенной резьбе геометрического орнамента можно отнести рустовку первого этажа.   

            Наличие разнообразной лепнины  - также характерно для мавританского стиля. Но здесь есть один отличительный, несвойственный для этого стиля штрих. 

            Дело в том, что характерной особенностью мавританского стиля, как и всего искусства Востока, является отсутствие в орнаментах изображений живых существ. 

            На фасаде же дома под вензелем домовладельца и сейчас можно увидеть изображение женской головки.   

            Тем не менее, в домовой легенде архитектура дома четко привязана к мавританскому стилю, что обусловлено не наличием или отсутствием соответствующих стилю архитектурных элементов, а главной особенностью фасада, характерной только для этого дома. 

            Это полная его асимметрия. Если типичному мавританскому стилю характерно обилие и вычурность декора, то архитектура дома насыщена разнообразием самих архитектурных элементов.   

            И если нанести на дом сетку, зрительно делящую фасад на три части по вертикали и пять частей по горизонтали, то можно увидеть, что каждому членению присущ свой тип элементов, а в результате фасад дома как-бы собран из пятнадцати различных мозаичных сегментов.   

            Наличие или отсутствие в каждом сегменте балконов (обычных, французских, эркеров), обилие форм и оформления оконных и балконных проемов, в сочетании с разнообразным же декором, все это и могло послужить причиной отнесения архитектуры дома к мавританскому стилю. 

            Взять, к примеру, уже упомянутые арки. На левой части дома они сосредоточены аркадой над французскими балконами второго этажа. Остальные три расположились уже вертикально на правой части фасада, чередуясь через этаж: арка подворотни – слепая (не имеющая сквозного пролета) арка над балконом третьего этажа – широкая, на всю ширину балкона арка на пятом этаже. 

            В той же аркаде крайние арки опираются на устои, из которых только центральные размещены над полукруглыми пилястрами, крайние же зависли и просто выступают из стены…   

            Встраиваемый обычно в арку замковый камень, в аркаде расположен над арками. А над остальными прямоугольными оконными и дверными проемами этого этажа расположены те же замковые камни, но гипертрофированно-увеличенного размера. Те же замковые камни можно различить и в неглубокой рустовке над балконом пятого этажа в центральной части здания… 

            Описывать всю схожесть и одновременно отличия архитектурных элементов дома нет смысла, они и так видны на заглавном фото. 

            Но независимо от того, какой термин применить к стилю дому, налицо остается одно - оригинальность и даже уникальность творения архитектора… 

            Дальнейший разбор архитектуры дома продолжу в следующей главе…   
            (http://www.proza.ru/2013/06/16/1290)