В коллаже заглавного фото использована фотография:
http://www.baku.ru/photos/18/97/32/189732.jpg
В третьем пункте домовой легенды, указанной в первой главе (http://www.proza.ru/2013/05/18/89 ) значится мавританский стиль, который был применен в архитектуре дома №23.
Насколько домовая легенда соответствует истине?
Какие элементы мавританского стиля присутствуют, а какие отсутствуют на фасаде дома?
На фасаде дома нет присущих мавританскому стилю стрельчатых, подковообразных и фестончатых арок.
В то же время из шести простых (циркульных) арок три арки над французскими балконами второго этажа объединены в аркаду. А это уже элемент мавританского стиля.
На фасаде дома нет и характерного мавританскому стилю обилия куполов, фризов, но достаточно много карнизов.
Есть и другие элементы, которые можно отнести к мавританскому стилю.
Прежде всего, это наличие вертикальной связки двух эркеров и балкона, которую можно сравнить с выступающими из стены мавританскими башенками.
Далее, к настенной резьбе геометрического орнамента можно отнести рустовку первого этажа.
Наличие разнообразной лепнины - также характерно для мавританского стиля. Но здесь есть один отличительный, несвойственный для этого стиля штрих.
Дело в том, что характерной особенностью мавританского стиля, как и всего искусства Востока, является отсутствие в орнаментах изображений живых существ.
На фасаде же дома под вензелем домовладельца и сейчас можно увидеть изображение женской головки.
Тем не менее, в домовой легенде архитектура дома четко привязана к мавританскому стилю, что обусловлено не наличием или отсутствием соответствующих стилю архитектурных элементов, а главной особенностью фасада, характерной только для этого дома.
Это полная его асимметрия. Если типичному мавританскому стилю характерно обилие и вычурность декора, то архитектура дома насыщена разнообразием самих архитектурных элементов.
И если нанести на дом сетку, зрительно делящую фасад на три части по вертикали и пять частей по горизонтали, то можно увидеть, что каждому членению присущ свой тип элементов, а в результате фасад дома как-бы собран из пятнадцати различных мозаичных сегментов.
Наличие или отсутствие в каждом сегменте балконов (обычных, французских, эркеров), обилие форм и оформления оконных и балконных проемов, в сочетании с разнообразным же декором, все это и могло послужить причиной отнесения архитектуры дома к мавританскому стилю.
Взять, к примеру, уже упомянутые арки. На левой части дома они сосредоточены аркадой над французскими балконами второго этажа. Остальные три расположились уже вертикально на правой части фасада, чередуясь через этаж: арка подворотни – слепая (не имеющая сквозного пролета) арка над балконом третьего этажа – широкая, на всю ширину балкона арка на пятом этаже.
В той же аркаде крайние арки опираются на устои, из которых только центральные размещены над полукруглыми пилястрами, крайние же зависли и просто выступают из стены…
Встраиваемый обычно в арку замковый камень, в аркаде расположен над арками. А над остальными прямоугольными оконными и дверными проемами этого этажа расположены те же замковые камни, но гипертрофированно-увеличенного размера. Те же замковые камни можно различить и в неглубокой рустовке над балконом пятого этажа в центральной части здания…
Описывать всю схожесть и одновременно отличия архитектурных элементов дома нет смысла, они и так видны на заглавном фото.
Но независимо от того, какой термин применить к стилю дому, налицо остается одно - оригинальность и даже уникальность творения архитектора…
Дальнейший разбор архитектуры дома продолжу в следующей главе…
(http://www.proza.ru/2013/06/16/1290)