Кавказский рассказ 1, 2, 3, 4

Олег Самсонов 3
                1
               
     В зеленых горах Кавказа живут эти люди. Люди гордые и по-детски наивные… 
     Взгромоздился старик на большую гору над синей равниной моря. С длинным носом – орлом стоит на вершине. Кричит соседу:
     – Ора,* Ардо! Ты кричал мне? Что хочешь?
     – Колючками интересуюсь. Сад очистил от них? – что есть мочи кричит сосед с другой горы.
     – Какой там!.. Рублю, выкорчёвываю, землёй засыпаю проклятых – всё без толку. Никак не могу уничтожить их!
     – А зачем, скажи, нам уничтожить их? Много ежевики** можем собирать, если окультурить эти кусты.   
     – Тонкий вопрос поднимаешь. Научный. 
     – Несомненно… Дальше спрашиваю. Как с вином у тебя?
     – Первое уже в бочке… Нектар, а не вино!
     – Вечером приходи!
     – Нет! Сегодня я приглашаю. Моё новое вино пробовать будем.
     – Дело к тебе имею.
     – Это другой разговор. Как штык буду.
     – О женщинах поговорим. Не забыл еще, как к женщинам под юбки лазят? Кхе-кхе!
     – Тебя научу!
     – Посмотрим.
     Так покричав, расходятся старики. А завтра чуть свет новая перекличка…


                2               

Люди горские – 
            живут горстками,
И до старости – 
            всё подростками…

Их дома, их быт простой
Разделяются верстой.

И кричит сосед соседу,
Зазывая на беседу:   
               
«По горам через ущелье
Поспеши на угощенье!»

Тот летит! спешит с поклажей!
Быстро так не сможет каждый.

Пуд еды понёс по горам
Как какой-нибудь килограмм!

Спуск окончен – и снова гора,
За спиною ущелья дыра.

На крутую ступает тропу,   
Трубки маленький хобот во рту.

Вверх на гору идет не спеша,
Твердой поступью, ровно дыша.   
               
Долог путь старика по тропе,
Старый китель успел пропотеть.
               
Но всему наступает конец.
Вот соседа и дом наконец.

Грохот музыки, танцы, веселье!
Дом построил сосед – новоселье!   


                3         

И выходит  с т а р и к  на поляну перед самым домом соседа. Много собралось  г о с т е й  на поляне. Мужчины расселись за длинными столами, на;скоро сколоченными из досок и покрытыми прозрачной плёнкой.  Женщины их обслуживают. Здесь же над костром весит  котел, в котором варятся куски жирной баранины, неистребимое благоухание которой разносится по столам, уставленным бутылками с вином и чачей и  дымящимися кругами горячей мамалыги.***  Шум и гам за столами.  О т е ц  поднимается  с наполненным рогом. Старик подходит к нему.

     О т е ц (к старику). Проходи, сосед! Садись рядом. (Тихо к нему же.) Георгия надумал женить. От тебя скрывал. Не хотел тебя в расходы вгонять. Да вижу, ты всё равно не пустой пришел. (Всем.) Тише, дорогие гости! Не только дом новый позвал вас смотреть. Сына хочу женить. По нашему обычаю его здесь нет. И невесте его, Марии, тоже до свадьбы не положено с ним видеться. Сами знаете…  Я что хочу сказать?.. Выпьем за молодых! Вы здесь все почтенные гости. Молодёжь сидит за другим столом. За ваше здоровье, почтенные! За старых и молодых! За молодых и за старых! За молодых!.. Сегодня они в разлуке. Но скоро встретятся, и начнется для них новая жизнь! Такая же счастливая, какую прожили мы с вами, дорогие гости. Выпьем за них! Они сейчас – главное. (Залпом осушает рог.)   

     Вслед за хозяином и гости выпивают свои стаканы… И взвилась над горами музыка. И содрогнулись деревья мощными голосами поющих. И  заходила ходуном земля под ногами танцующих…



         


                4               

     А в это самое время к берегу горной реки по тропинкам с соседних гор вместе с дорожными камешками  скатывались  в и н о в н и к и  т о р ж е с т в а, Г е о р г и й  и       М а р и я. 
               
     М а р и я. Ну, как?.. Едешь?
     Г е о р г и й. Завтра утром, когда Солнце встанет из-за горы, меня уже здесь не будет.
     М а р и я. Решил все-таки. Отец знает?
     Г е о р г и й. Нет.   
     М а р и я. Бежишь… Едешь учиться в университет, чтобы потерять лучшие годы жизни за книгами! Зачем?.. С детства мы с тобой росли вместе. Вместе босиком бегали, вместе наказывали нас. Что теперь скажу твоему отцу?.. Матери что скажу?.. Сляжет несчастная, когда узнает!    
     Г е о р г и й. Вернусь на коне – не то говорить будешь! Не с пустыми руками еду. Могу совершить переворот в науке.… Ты думаешь, почему Звёзды разлетаются от центра Большого взрыва ускоренно? А невидимая темная энергия? Откуда она? На эти вопросы нет удовлетворительного ответа. Я могу ответить на эти вопросы… Все родственники ахнут, когда узнают об этом.         
     М а р и я (смотрит на него пристально). Ты сумасшедший. Разве об этом должен думать мужчина перед свадьбой?.. Езжай! Никто тебя здесь не держит.      
               
                Молчание.

     Г е о р г и й. И поеду! (Смотрит на насупившуюся Марию.) Пойми. Я бы не ехал. Ты думаешь, мне  хочется? Но какая-то сила подхватила меня и тянет туда... Тебя вот никуда не тянет… Счастливая! Бегаешь по двору босиком. То с грязной тряпкой, то с ведрами. И ничего тебе больше не надо.   
     М а р и я. Всё, что мне надо, я найду здесь. 
     Г е о р г и й. Где? В старом котле, в котором ты варишь мамалыгу?      
     М а р и я (вспыхивает). Хотя бы!.. Ты думаешь, в горах живут одни глупцы? Те, кто не смог устроиться в городе? Да?.. Ошибаешься! Мы самые счастливые люди. Мы живем в красоте, пьём родниковую воду. Едим чистую пищу – дары наших гор, не осквернённые химикатами. А наше янтарное вино? А наше веселье? Такое веселье разве возможно в городе?.. А люди? Да они могут тебе рассказать такое, что ты не найдешь ни в каких книгах.
     Г е о р г и й. Ты говоришь о наших старцах?.. Кто их сейчас слушает. Патриархат на Кавказе умер.
     М а р и я (тихо). Ты никогда не вернешься сюда больше.       
     Г е о р г и й. Вернусь… Сдам вступительные экзамены и приеду. И отпразднуем мы с тобой свадьбу.
     М а р и я. (Криком вырывается из нее женское естество.) Нет! нет! Ты никогда не вернешься сюда больше!.. Как я тебя ненавижу! (Стучит кулаком по его груди.)
     Г е о р г и й. Я вернусь. Слышишь? вернусь. (Хочет обнять девушку.)
               
                Мария вырывается и убегает.

(Кричит вдогонку.) Я вернусь, вернусь! Верь мне. (С грустью, тихо.)  А может быть, и не вернусь. Кто знает? (Окидывает взглядом горы и смотрит на дорогу, за которой на солнце смеётся море.)

     И побежала грусть прочь от него по этой дороге. И заплясала в душе его радость. И 
крикнул он горам: «Я еду учиться!» – И ответили ему горы: «…еду учиться!..»

……………………………………………………………………………………………………

* Простецкое обращение.
** Ягода, похожая на малину, растёт на высоких колючих кустах, обвивающих заборы, деревья, сплошной стеной стоящих вдоль дорог.
*** Крутая кукурузная каша.

    Н у  а  я е д у  в п р о т и в о п о л о ж н о м  н а п р а в л е н и и: к г о р а м!  к  м о р ю!..  Д о  о с е н и!  П о к а.  О л е г  С а м с о н о в.