Самая лучшая профессия

Рита Аксельруд
             

      Яркое майское солнце грело совсем по-летнему. На школьном стадионе шёл урок физкультуры. Когда я поднималась по ступенькам высокого крыльца, как раз прозвенел звонок, и мне навстречу выбежала стайка маленьких девочек в коротких юбочках и в светлых футболках. Они узнали меня, заулыбались и весело поздоровались:
- Здравствуйте, Римма Григорьевна!
Я ответила  на приветствие и с удовольствием вошла в прохладный школьный
вестибюль.

  У одной из колонн стоял дежурный пятиклассник Дима с красной повязкой на рукаве клетчатой рубашки. Увидев меня, он шагнул навстречу, поздоровался и сказал:
- А к нам в школу приехал выпускник, который здесь учился сорок лет назад!
- Где он?
- Там, - Дима махнул рукой, показывая на дверь учительской.
 
Я вошла в учительскую, и сразу же на пороге кабинета завуча показалась наша молодая завуч и тот самый выпускник. Невысокий, смуглый, черноволосый,  со смущённой улыбкой  на лице, выдающем возраст за пятьдесят. В руках у него была полотняная серая сумка и старая, потрёпанная по краям виньетка. Я его сразу узнала:
- Гербей! Витя!
Он кивнул радостно, и мы обнялись.

 Завуч смотрела на меня с удивлением:
- Как! Неужели вы всех помните? Ну, тогда поведёте его к Алле Ивановне сами. – Она вернулась в свой кабинет, а я повела гостя в школьный музей.

- Представляете, - говорил Витя, - я взял с собой нашу виньетку. Думал, что за столько лет никто меня не узнает и, возможно, даже не пропустят на территорию школы-интерната. Как это замечательно, что вы есть!
  - Рассказывайте, где живёте, чем занимаетесь? Ремонтируете телевизоры?
- Да,  откуда Вы знаете? Живу в Арцизе, закончил после школы Житомирское училище для инвалидов, получил специальность радио- и телемастера и всю жизнь этим  занимаюсь. Жена не работает. Сын Денис закончил железнодорожный техникум, работает электромонтёром на высоковольтной подстанции.
 
 В школьном музее Виктор сразу обратил внимание на небольшой портрет своей воспитательницы Виктории Ивановны. Глаза его влажно заблестели.
- Как мне жалко, что я не приехал сюда раньше, хотя бы десять лет назад! А теперь уже ничего не вернёшь!   
  Он подолгу рассматривал фотографии на стендах и в альбомах, и мы вместе с ним вспоминали его детство.

  Мне тогда было всего двадцать пять лет. Я преподавала математику в школе-интернате, и мне дали классное руководство в четвёртом классе. Какие все они были разные! Как с ними было интересно и часто нелегко! Серьёзная отличница с тонкими косичками Мила. Ещё две смешливые подружки – две Люды. Задумчивая черноглазая Оля. Высокий, всегда уверенный в себе переросток Вова Голинко. Круглоголовый Саша Некрасов – мальчик-сирота, который в столовой всегда требовал добавки: «А мине!».
 

- Знаешь, Саша Некрасов приезжал прошлым летом. Я его не узнала. Он инженер, живёт в России, строил нефтепровод на Ямале. Здесь он с женой проводил отпуск. Оставил свой адрес.
- Здорово! Я напишу ему обязательно! – обрадовался Виктор.

 Вот на фото Ваня Колесник, тоже сирота, но очень целеустремлённый с детства . Теперь он стоматолог.  Вот Коля Перепечкин. Помню,  у него под партой всегда были какие-то игрушки, палочки и колёсики, которые он вертел вместо того, чтобы решать задачи. А Витя - это был маленький тихий мальчик. Одно плечо у него было выше другого, и лопатка чуть выпирала из-под рубашки. Отец его погиб в автомобильной аварии, когда возвращался на попутке из интерната – навещал сына-первоклассника.

- Я учился средне, если Вы помните. Очень нравились уроки литературы. Виктория Ивановна очень хорошо преподавала литературу. Она была настоящий пушкинист, рассказывала о Пушкине не хуже Ираклия Андроникова. А ещё у неё был замечательный музей. Помните – хохлома, глиняные игрушки, красивая посуда. Я в музее был главный. Мне она доверяла. Ещё у неё была большая личная библиотека, сколько книг!
 
 Мы вспоминали его одноклассников, всех учителей, нашего врача, старшую медсестру Ксению  Спиридоновну, старшего воспитателя Нину Алексеевну. Потом Виктор сел к столу и написал несколько слов благодарности в «Книге откликов» музея.
- Я тут записал свой адрес и телефон. Вдруг кто-нибудь из одноклассников приедет и захочет со мной связаться.
  Я взглянула на запись:
- Какой у  Вас красивый почерк!
- А знаете, почему у меня красивый почерк? В третьем классе я сидел за партой с Верой Дягилевой и всё у неё списывал, даже почерку старался подражать, вот и научился писать красиво.
 
 Мы долго разглядывали большую фотографию  третьего класса с первой учительницей Клавдией Семёновной в центре. Виктор узнавал своих одноклассников и сожалел, что не взял ни фотоаппарата, ни видеокамеры.
- Я обязательно приеду в сентябре и всё поснимаю – и этот музей, где так легко вспоминается детство, и школу, и каштановую аллею, которую мы сажали в парке.
  Из музея мы   с Виктором вышли во двор. Там уже ждала нас Алла Ивановна – учительница украинского языка и литературы. Она с трудом вспомнила Виктора, а Виктор показал ей фото своего 23-летнего сына и рассказал о себе то, что я уже знала. 
- Я хотел бы ещё повидаться со своим любимым учителем физики. Это благодаря Владимиру Петровичу я ещё в школе знал, кем стану.

- Пойдём, повидаешься, – я переходила с «вы» на «ты». – Он здесь, недалеко. Мы получили квартиру рядом с интернатом, когда вы уже закончили школу.
 Владимир Петрович, как и я, был очень рад встрече с Виктором. Вместе они вспоминали, как делали цветомузыку, собирали и паяли схемы.

    Виктор всё никак не мог с нами расстаться. Отходил в сторону автобусной остановки, делал несколько затяжек, бросал недокуренную сигарету и снова возвращался. Мы обменялись номерами мобильных телефонов. Поздно вечером он позвонил мне. Сказал что уже дома, что доехал хорошо. Извинился за поздний звонок и в который раз поблагодарил за встречу, пожелал нам здоровья.  Прошло сорок лет, а он сегодня снова чувствовал себя нашим учеником и воспитанником. Он позвонил, как будто бы должен перед нами отчитаться, что добрался домой без приключений, чтобы мы не волновались.
 
 Я долго после этого звонка не могла уснуть. Думала о том, что наша учительская профессия всё-таки самая замечательная – мы никогда  не расстаёмся с детством.