Десять заповедей

Екатерина Радкевич
             Десять заповедей русского человека с наказом для других,
                как жить и почитать родной язык и родную речь
1 Заповедь

 - Подайте на пропитание… Подайте на пропитание… - Тихий шепот выпускали потрескавшиеся губы, воспаленные глаза, обрамленные редкими седыми ресницами, утратили способность моргать. Испещренный не по возрасту глубокими морщинами лоб шелушился сухой кожей на брови, некогда густые и красивой формы - вразлет. Тонкий с небольшой горбинкой нос с трудом вбирал воздух благородным изгибом крыльев. Одежда дранными полосами свисала с сильных плеч. Крепкие ноги обернулись плотными холщевыми штанами, сшитыми на скорую руку горе-портным.
     Он не помнил ни имени своего, ни откуда. Знал только, что желудок сводит от голода, а мысли от жажды путаются больше, чем от сильного кровотечения, открывшегося на темени невесть от какого удара.
     Мимо проходили люди, говорили на странном языке, который непонятным воплем пропечатывался в больном мозге. Но сознание понимало, что не чужд ему этот говор, а отчего - понять не может – а кто ж поймет.
     В бессилии опустился мужчина на землю, закрыл глаза, сложил руки на груди, будто покойник, и затих. Возникло ощущение парения, погружения во что-то мягкое и теплое, родное и надежное.
     Очнулся в выбеленной комнатке от того, что тело всеми порами почувствовало аромат куриного бульона.
- Ешь, родненький, ешь, милый. Совсем исхудал. - Маленькая старушка сидела на краю кровати с глиняной миской в руках, из которой вкусно парило.
      Навалился, схлебал все. Еще бы смог, да старушка покачала головой, зацыкала и сказала, что нельзя больше. Вот чуть попозже – тогда в самый раз.
     Через неделю он стоял в дверях хилой хибарки на берегу моря и любовался рассветом, встающим красным заревом над водным горизонтом. Приютившая его женщина жила отшельницей, не признавала чужих, не доверяла прогрессу. Убранство строения было настолько убогим, что напоминало больше сарай с ненужным хламом. Но строгая системность в расположении, чистота и ощутимая до боли забота мешали плохому забредать в подчерепное пространство.
     Старушка копошилась на дворе вокруг куста роз. Будто почувствовав, что мужчина стоит за ее спиной, приказала:
- Поди, дров наколи. Не чай силы возвращаются. Завтракать будем.
     В этот момент озарило! Он ее понимал. Никого до сих пор невозможно было понять - что за язык такой, на котором говорили.
- Мы сейчас где? – Легкая попытка определиться и вспомнить, кто он да что.
- Ой, сынок, в Америках. Ты, небось, сюда за длинным, как его там, долАром ехал. Родину променял, язык. Ан вон каково вышло.
- Я не помню. Просто ощущение, этот язык, что кругом меня говорили, знаком, должен я его знать, но не владею.
- А зачем тебе? Спас-то тебя родной - русский. Слово твое русское на ухо ко мне легло. Вот и вызволила. А что они? Не видали, что человеку плохо, не поняли, что не бандит какой, а в беду попал? Им все равно, на каком бы ты помощи просил. А я услышала, сердце заболело, за сына приняла…
- Значит, сила в русском слове заложена? Что даже в чужом краю спасает.
- Сила заложена в родном языке. Что в крови твоей – то и всемогуще.
     Прошел месяц. Окреп спасенный, вспомнил, что приключилось. Воспоминания совсем не порадовали, решил он вернуться домой.
- Ну, бабушка! Прощай! Спасибо тебе человеческое. Писать буду. Хоть эту часть цивилизации примешь? – усмехнулся мужчина.
- Приму… Приму, сынок. Только дам тебе наказ. Примешь?
     Молодой русоволосый красавец кивнул головой, отчего в глазах повело – не совсем еще сил хватало.
- Язык твой, который вывел тебя из земли и грязи, из дома рабства и невежества; да не будет у тебя других языков перед родным. Не стремись к чужому, забывая свое.
     Поклонился по старинному русскому обычаю мужчина своей спасительнице и ответил:
- Запомню наказ твой и своим передам, чтобы не меняли свое исконно русское слово на чужое, что беднее порой и помочь не в силах.

                2 Заповедь

- А то в школах у нас, в других учебных заведениях - да по всей стране родной язык в темноте, в серой тени запрятан. За границей стыдимся слово русское молвить. А чего так?
- Странный ты какой-то вернулся. – Старенькая мать качала головой, искоса поглядывая на мужчину. – Ты зачем туда ездил? И что с тобой приключилось?
- Ой, не стоит оно того, мамочка. Ой, не стоит! – Парень встал из-за стола, подсел к женщине на диван и обнял за плечи. – Ты лучше скажи, отчего свой язык люди забывают? Отчего исконно русские слова меняют на иностранщину? Своих слов, погляди, какое множество, а им все не то. А звучат красиво-то как!  Мамочка! А цветов-то сколько у нас! Блокитный, амарантовый, брусьяный, буланый, бусый, вощаный, двуличневый, жаркий, облакотный, оброщеный, червчатый, яхонтовый… - Опустилась русая голова с грустью на материнскую грудь, вздохнувшую тяжелым вздохом.
- Не томи, расскажи, - прошептала женщина, гладя светлую голову сына.
- Понимаешь, ценности наши меняются. Если раньше мы сохраняли свое, если раньше показывали другим, каковы мы, пусть даже старания и нахальства жило много в этом желании продемонстрировать свою красоту, свою силу и свое умение, то сейчас происходит равнение на другое. Мы возвели их в ранг божества и стараемся, понимаешь, вовсю стараемся подделаться под них, приноровиться. Все бы ничего, да только и там хорошему не научились, и свое родное и настоящее почти потеряли. - Говорил он скороговоркой, указывая рукой куда-то в сторону, будто отмахивался от назойливой мошкары.
- Странный ты стал. До поездки так не разговаривал. Все доказывал, что Америка – пример цивилизации, что нужно равняться на нее, что только там и есть жизнь. – Старенькие руки еще раз повели по волосам и опустились на сыновьи плечи.
     Мужчина поднял глаза и посмотрел на красивое лицо матери.
- Мне одна старушка подсказала. Свой родной язык – как лицо матери, сколько бы лет не прошло, что бы не приключалось с нами  по жизни, - красота не меркнет его, важность его не отступает, родное в нем не умирает. И кто ставит на пьедестал чужое и кланяется ему с утра до ночи, смеется над тем, кто чтит близкое и кровное – тот предатель, и ждет его кара крепкая. Не делай себе кумира из ничего чуждого по крови и обычаю из того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо язык твой, ревнитель, наказывающий детей за вину отцов, и творящий милость для родов любящих его и чтящих обычаи.
     Слезы потекли по щекам старой матери.
- Поздно я тебя родила, не по молоду, когда следовало. Говорили мне, что ничего путного из того не выйдет. А посмотрю на тебя лишний раз и думаю, хорошим человеком я тебя родила, разумным, сильным и красивым. А что ошибался, так еще оступаться будешь. Человек ведь. Хорошо, что осознаешь после, что не так было.

                3 Заповедь

     Утро начиналось солнечно и радостно. Тепло разливалось по всему краю птичьими трелями и веселой беготней пацанвы с самой зорьки. Шумно, суетливо играла жизнь за окном.
     Мужчина сладко потянулся и рывком сел на краю кровати. На круглом столике у окна стоял свежесваренный кофе и, как положено, стыл. «Мамочка, какая ты у меня заботливая», - улыбкой пробежала мысль по губам.
- Сын, ты встал? – Звонкий голос окончательно разбудил молодого человека.
- И как она все  чувствует?
     Женщина встретила его на кухне с подносом полным горячих блинов, с которых обильно стекало растаявшее сливочное масло и заполняло собой оставшееся до краев пространство. Маленькая оса лениво прохаживалась по верхнему блину и иногда подзудывала от удовольствия от принимаемого ею угощения.
- Пошли телевизор смотреть, - сказал мужчина, смахнув насекомое легонько, чтобы случайно не повредить нежных крыльев и тонких лапок. – С утра порой отличные передачи бывают…  И про огород…
- Ах, ты, паршивец! Как хочешь и меня ленью своей заразить, - засмеялась женщина. – Хотя вдруг… Ладно… пойдем.
     Маленькая семья устроилась на мягком диване и нацелила глаза в экран говорящей мебели.
     «В отделе кадров было шумно. Возмущались все и сразу. Как он смел? Как так вообще можно себя вести? Пришел устраиваться на работу – и такое! Это же рекламное агентство! Тут необходимо идеальное знание языка! А он еще орет, кому этот русский язык нужен! Это с его-то знаниями? Весь разговор: Туда-сюда, короче, да, дык, - и все! А говорит, что его русский до сих пор никому не был нужен. Так ведь и работу не может найти до сих пор.
     Глава отдела маленькая и неприметная женщина, устав от всеобщего базарного гвалта, встала и повела рукой, заставив всех замолчать. Даже инициатор перебранки умолк, но не из-за уважения к ее особе, что читалось во взгляде всех сотрудников, а от удивления. Пока он не успел подтянуть изумленную челюсть на место, дама произнесла на идеальном русском:
- Господин сейчас удалится и закроет за собой дверь. Но прежде извинится перед всеми за свое непристойное поведение. Надеюсь впредь его здесь не увидеть.
     Настороженное и давящее молчание почему-то внушило страх провинившемуся. Он попятился назад к выходу, несколько раз поклонился и, выйдя из помещения, осторожно прикрыл за собой дверь. Взрыв самого радостного, простого и доброго хохота добил его окончательно. Он – трус. Тупой, необразованный и несостоявшийся трус. «Они требовали с меня лишь знания моего родного русского слова, грамотного, настоящего, - вертелось в голове. – А я мало того, что безграмотен, так еще и не в состоянии признаться ни себе в первую очередь, ни другим в этой своей оплошности. Незнание обернулось большим провалом в моей жизни. А я только лишь считал, что мой родной русский никому не нужен, нигде, и мне самому, что самое обидно. Называл его по-всякому. Вот мне и отлились его слезы».
     Передачу до конца не досмотрели. Мать выключила телевизор и сказала:
- Не кляни языка своего почем зря, ибо он не оставит без наказания того, кто клевещет на него напрасно. Знай об этом, сынок, помни. Сила в родном русском слове дотоле жива, доколе мы ее своими соками памяти и знания питаем. Этим прочим его положение и от врагов бережем.

                4 Заповедь

     Уже с полгода мужчина жил с матерью, замкнувшись и отгородившись от всего мира, после возвращения из США. Как только женщина не пыталась вернуть его к бурлящей современности жизни, что растекалась за окнами, заливая собой все этажи самых высотных зданий. Только вот в маленькую квартирку на втором этаже никак не могла найти лазейки. Люки задраены, все зашпаклевано на совесть. А если и возникала течь благодаря усердной работе переживающего родителя, то щель моментально обнаруживалась и заделывалась еще крепче.
     Сын практически все светлое время суток проводил за письменным столом с ручкой и бумагой, выискивая что-то в интернете, почти ничего не ел и спал тут же на диване, валясь на него как есть, когда усталость  вконец одолевала его.
      Тепло же весеннее все больше приближалось к летнему зною. Салатного цвета молодые листья давно созрели и огромным и легким темно зеленым ковром устилали видимое дно из окна второго этажа. Вперемежку со здоровым светом, расслабляющим глаза, вспыхивали яркие огоньки цветных кустов и мелких трав с многообразием соцветий.
- Мам! Я хочу выйти прогуляться. Твоя взяла. – Блестящие глаза, порывистое дыхание, широкая улыбка – да, он почти доделал то, ради чего столько месяцев провел в добровольном заточении.
- Игорек! Наконец! Я уж думала, что с тобой что-то не так. – Белое лицо старушки залилось пурпуром, а подбородок задрожал в желании выплеснуть эмоции соленым счастьем по щекам.
- В психи меня записала? – улыбнулся молодой человек, укоризненно покачивая головой. – Да я б на твоем месте то же самое подумал. Но ничего. Я почти закончил, можно немного и расслабиться.
     «Какое сегодня число? Шестое июня. Лето! День рождения Александра Сергеевича!  То-то меня вытолкнула какая-то сила и повела к парку… Боже! Сколько людей! Выступают!»
     Мужчина приблизился к довольно большой группе, обнявшей собой памятник Пушкину. Кто-то лез в самый центр, читал стихи – свои и не только. Кто вспоминал самого поэта, его современников, кто – потомков и продолжателей. Захотелось и самому сказать свое наболевшее. Пришло в голову нечто, над чем бился уже столько времени и не мог найти нужных слов.
     Игорь пробился к бюсту, гордо обозревающему умными глазами толпу, и заговорил. Шум моментально прекратился, что-то было в этом странном взлохмаченном парне, заставляющее слушать. Он не произнес речи, не прочитал стихов. Была лишь фраза, заставившая задуматься и проводить тут же покинувшего импровизированный митинг человека долгим изучающим и одобряющим взглядом.
- Помни день этот, чтобы святить его; шестым числом живи и делай всякие дела твои, а в день шестого числа шестого месяца – праздник языку, отцу твоему; ибо шестого дня шестого месяца создал Пушкин Александр Сергеевич своим рождением небо и землю, море и все, что в них, назвав их словом русским, а затем почил, оставив нам богатую почву с плодоносными деревьями, где вместо листьев слова исконно русские, и множество их великое; посему будь благословен шестой день шестого месяца и помни его в голове и сердце.

                5 Заповедь

- Кто мой отец? – Неожиданный вопрос. Женщина совсем забыла думать, что когда-то ей придется ответить на него.
- А почему ты вдруг спрашиваешь?
- Мамочка! Ну, это не праздное любопытство. Просто хочется знать. – Парень сладко потянулся – «Он как маленький совсем, как в детстве» - затем отпил горячего чаю и снова спросил: - Так кто?
- Не хочется мне об этом рассказывать. - Грусть засеребрилась во взгляде матери, обволокла темной тенью лицо. – Только не думай, он меня не обижал. Скорее это я во всем виновата.
- Мамочка! Ты не можешь быть виновной. Ты такая замечательная, - улыбнулся Игорь. – Рассказывай! Тебе же легче станет.
     Минуты две продлилось напряженное молчание, которое не хотелось прерывать вовсе. Казалось, неприятная ситуация, возникшая слишком поздно в жизни обоих, разрешится сама по себе. Но ответа не приходило. Старушка наклонила голову к груди, что-то прошептала еле слышно, затем приняла ровную гордую осанку.
- Смотри. Видишь, какая я? Гордая. Слишком уж гордая. Это потом я стала помягче, сговорчивее… Встретились мы с твоим отцом поздно. Мне уже сорок было, а он на семь лет старше. Почему до того у нас не сложилось ни с кем – ответа не знаю. Да и неважно уже. Поначалу всерьез мы не воспринимали друг друга. Дружили, спасались от скуки и одиночества. Со временем поняли, нельзя больше так мучить друг друга. Ведь лишь на людях мы разбрасывались беззаботностью, а когда разбредались по своим берлогам, грусть нападала, съедала. Не могли мы долее поодиночке жить.
     Случилась со мной беда. Глаза вдруг видеть перестали, и совпало это несчастье с новостью о моей беременности. Оббегали множество врачей. Говорили мне, будто нельзя мне детей иметь. И не в возрасте дело. Обещали слепоту и черный мир вокруг. Не верила я во все это. Знала, что пройдет горе, и ребеночек у нас родится здоровенький. Говорила об этом твоему отцу.
     Поначалу он меня поддерживал. Но видя, что мне совсем не становится легче, стал настаивать на аборте. Это в те времена! Конечно, я побоялась, что не смогу больше иметь детей и отказалась. А через неделю узнала, что мой родной и любимый человек давно нашел себе здоровую женщину в Стокгольме и собирается переезжать к ней.
     Сказала я ему, пусть выбирает – либо со мной без нее, а любовницей я не буду. Тогда он опять потребовал аборта. Для меня его требование было сравнимо с убийством невинного. Тем более, что ты уже шевелился под моим сердцем. Отец твой уехал, первое время звонил и всегда говорил со мной по-шведски. Когда я просила перейти на родной русский, так как я ничего не понимаю, он ругался, проклинал тот день, когда узнал меня, русский язык, нашу доморощенную цивилизацию и бросал трубку.
     Я родила. С первым твоим криком я прозрела. Вот и сейчас, как видишь, я не ношу очков. Ты родился здоровым малышом. Рос без проблем умным и воспитанным мальчиком. У меня все складывалось неплохо – и работа, и быт. Только вот близкого мне человека я больше так и не встретила…
- Постой, ты жалеешь, что не… я у тебя есть? – Слово «аборт» не далось мужчине.
     Нет, не об этом печалилось материнское сердце. Жаль было, что не разглядела в любимом предателя, который с такой легкостью бросил не только сына, родину. А забыл родную речь, родное слово, на котором он воспринимал все, чему научился, все, что сделало его человеком. Он с такой легкостью сотворил подобное. Как же она до последнего не замечала мелких оплошностей, о которых твердили ей окружающие? По-настоящему образованный гуманист не станет ненавидеть тот язык, что дал ему развитие, на котором говорила его мать, атомы которого связаны с его генами, текут по венам.
- С тех пор я ничего не знаю о твоем отце. А гордая почему? Слушать людей надо. Не верить всему, а прислушиваться. Даже в самом отвратительном предложении есть доля правды. Главное – понимать и уважать родной язык, знать его глубину. Тогда во всем найдешь наставление и совет.
     Почитай язык твой и речь твою, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои на земле, которые язык, отец твой, устилает тебе знаниями.

                6 Заповедь

- Ты больная! Тебе не дано счастья детей иметь! Ты никому не нужна! Ты же лошадь ломовая! – Слова отбойным молотком пробивали тонкую черепную коробку, вгрызаясь в вязкую мякоть мозга. – Да кто ты такая?! На тебя жалко смотреть!
     Девушка стояла у стены и вытирала рукавом серенького платья слезы с раскрасневшихся щек. Что она могла ответить разъяренной тупой бабе, словно базарная торговка распластавшей свои руки в стороны и, еще секунда, готовой вцепиться ей в волосы и катать ее по полу под грузом своего толстого противного тела?
     Что она ей сделала? Просто она молода, красива, умна, талантлива, немного успешна, страшно нравится мужчинам. Это ж так бесит дам в кавычках с неудавшейся личной жизнью, вечными семейными проблемами, и порой количество денег в кармане не решает проблемы с психикой кожаных мешков, набитых салом и перегноем. Но эти нелюди совершенно спокойно могут убить человека одним только словом, особенно если попавший под руку излишне скромен, слишком строгих правил,  слишком воспитан – все слишком.
     Нервы девушки начали сдавать. Уже не первый раз она слышит подобное о себе из уст «благожелателей». Многого за небольшую свою жизнь она насмотрелась, узнала. За что же все так несправедливо?
      Хорошо, если по другую сторону от «добрых» людей сильный, внутренне устойчивый человек. Но молодая женщина только-только столкнулась с открытой жизнью вне стен дома и учебного учреждения, где не были приняты дурные манеры. Сердечко ее готово было сгореть от горя.
- За что? – Тихий шепот рассмешил дородную матрону. Она принялась гарцевать вокруг попавшей в ее сети жертвы.
- Как за что? А ты не знаешь? – так и не ответив на вопрос, закудахтала Нагайна. – Да ты мне дышать мешаешь! Чтоб ты сдохла!
     На этом словарный запас иссяк, и торговка пошлепала большими ступнями по асфальту прочь от израненной души, подпиравшей серую стену дома. Проходили люди, кто впивался взглядом, приостанавливался, презрительно усмехался и уходил, кто совсем не глядел в ее сторону.
     Одна женщина приблизилась к девушке и, положив руку ей на плечо, спросила:
- Что случилось, детка?
     Девушка сорвалась, не в силах больше сдерживать обиду.
- За что? Почему люди такие злые? Я же ей ничего не сделала!
- Поплачь, детка, поплачь. Легче станет… Ничего ты никому не сделала, просто их жизнь ничтожна и прогнила. Чтобы забыть про свои неудачи, про свое ничто, они мстят подобным образом интересным людям, от зависти, от злости, от осознания своей никчемности.
     Девушка обняла добрую женщину, поцеловала в холодную щеку, достала из кармана конфету и сказала:
- Это вашим детям. Вы хорошая. Умная. Спасибо за добрые слова. Вы сейчас спасли меня… А то уже и жить не хотелось…
- Брось, даже не думай о подобном. Слово-то - оно разное бывает, на каком языке не скажи, коли страдающий его понимает. Им и убить можно, и к жизни вернуть. Силу имеет страшную. Потому запомни мой наказ – не убивай словом, не делай никому зла, иначе не будет тебе прощения за чужую жизнь, сгубленную твоими руками.

                7 Заповедь

     Две женщины сидели за кухонным столом и судачили о чем-то своем. Русоволосый юноша загородил сильным телом дверной проем и потребовал чаю.
- Вам тут хорошо, чаевничаете, сладкое уплетаете. А ты, мам, о сыне и забыла, - смеясь, принялся возмущаться Игорь. – Истории тут страшные рассказываете. Где это с тобой, тетя, приключилось?
- Ой, хватит уже. Не по возрасту я тебе тетя. Хоть по родству и прихожусь ею… Из дому выходила в магазин, там и встретила ту девушку. Сразу видно было, что почем зря обидели человека. И хоть какая собака подошла бы. Что за народ пошел.
- Да все своими проблемами заняты, - ответила мать. – А кто и тешится, когда видит, как другим плохо. Чтоб не только ему гадко было.
- Ладно, расскажу вам историю, что в Америке со мной приключилась. – Парень сел у порога на пол и принялся излагать.
- Я тогда уже в город стал выезжать, привозил бабушке, что меня выходила, провизию, еще что, если для хозяйства надо было. И вот в один из моих походов по торговым местам подходит ко мне девушка. Как узнала, что со мной можно по-русски говорить – не знаю. Но попросила помощи. Документы, мол, потеряла. Какие-то сволочи хотят ее проституткой сделать… В общем, жаль мне ее стало. Дал я ей немного денег и адрес консульства подсказал. Как потом выяснилось, она благополучно вернулась домой, живет с меньшей сестрой и матерью. Кстати заходил я к ним в гости, все у них отлично складывается. Замуж вот собралась.
     Живу я, набираюсь сил у моей спасительницы. Забыл уже о той встрече, как в один прекрасный день встречаю у того же магазина другую соотечественницу. Все происходит абсолютно так же, как и с предыдущей девушкой. Через неделю, проходя мимо магазина электроники, увидел в витрине по телевизору страшную картину – моя вторая знакомая лежит истерзанная на обочине дороги. Какие-то сволочи надругались над ней, убили и утащили все ценное, что можно было у нее найти.
     Больно так стало, неприятно. Почему-то ноги понесли в соседний участок полиции. Стал я у них допытываться, как все случилось. Хоть что-то узнать.
- Ну, как же. Уже не первая девушка ищет помощи у приезжих из России. Много их несчастных завезли сюда, отобрали документы, денег не дают, держат под надзором в черном теле. Говорят, одной удалось убежать. Помощник, видно, хороший попался. А этой не повезло. Наверное, ее спаситель где-то проговорился, а уши у этих тварей везде есть. Вот и убили несчастную. Нечего вот так языком трепать неизвестно где и с кем.
      Будто током пронизало мое сердце. Вспомнил я, что только девушка отошла от меня, как развязный молодой человек, стоявший у магазина с измученной потухшей сигаретой в зубах, спросил по-русски:
- Чего, не понравилась?
     Мне тогда захотелось заступиться за честь женскую, я возьми и ляпни:
- Да не такая она. Помощи просила.
     Замолчал мужчина, вздохнул надрывно и продолжил:
- Получается, я виноват в ее смерти. Не удивился даже тогда, не заподозрил ничего. Откуда ему знать, что со мной по-русски говорить надо. Или что не просто так стоит отморозок да еще со знанием русского. Может, они меня еще с первого раза запомнили. Так-то, язык без костей. Он как проститутка, отдает всем самое тайное и неприкосновенное, как ветреная женщина свое тело. Порой за награду, иногда от дури. Не думал, что мой родной язык может приносить беду, да еще такую непоправимую. Не прелюбодействуйте, люди, не только телом, но и языком.

                8 Заповедь

      Лето сильно жарило землю. Люди прятались в дневное время по домам, а вечером устраивали вылазки на природу, чтобы дать вволю надышаться страдающей от жажды коже.
- Хорошо, стемнело. Пойду, прогуляюсь. Ты как, мам?
- Да иди, я сейчас свой фильм смотреть буду, а потом к соседке схожу.
     Гулялось отлично. Парк дышал свежестью. Густые кроны деревьев спасали дорожку от палящих лучей солнца днем, отчего становилось прохладно сразу же, как заходило солнце. И когда по всему району асфальт все еще тянул горячим воздухом, местные жители находили спасение в этом зеленом оазисе.
     Мужчина медленно брел по дорожке. Его внимание привлекло движение со стороны фонтана, что в самой середке парка. Он вышел в центр и направился к группе подростков, отчаянно спорящих о чем-то для них важном. Остановился чуть поодаль и прислушался.
- Да что ты говоришь, курень – это русское слово! – кипятился один из мальчишек.
- Ты же знаешь, что это неправда. Почему новеньких обманываешь?
- А вот и так. Только в русском есть это слово.
- Да перестань врать, - накинулся на товарища другой подросток. – Ща стукну, если продолжишь.
     Настало время вмешаться, а то того и гляди перерастет перебранка во что-то серьезное.
- Так… О чем спор, братва? – Мальчишки испуганно застыли, кто как был, в том положении.
- Да ну вы что? Хочу помочь.
     Один из ребят, вроде как самый смелый оказался, выпалил:
- Курень - это русское слово или нет?
- Не русское.
     Что поднялось тут. Крики, вопли – все пытались отчитать вредного пацаненка за откровенную ложь.
- Стоять! – взревел мужчина. – Ты же знал, что это монгольское слово. Отчего соврал?
- А просто так, - огрызнулся подросток, раскрасневшийся от стыда и обиды.
- Вот, что я вам скажу. Русский язык и так очень богат. Потому не крадите из чужого языка, не присваивайте, отвергая корни. Поначалу слова красть будете, потом больше. А в конце жизнь ваша будет у вас украдена вашими поступками.

                9 Заповедь

- Не произноси ложного свидетельства на язык ближнего твоего. – Мужчина смахнул пот со лба, развернулся спиной к слушателям и быстрым шагом заторопился прочь от неприятного места.
     Как они самоуверенны, как они лживы. В первую очередь перед самими собой. Зачем пропагандировать заведомо неправильное и настраивающее против других? Что за учение такое в моде? Приехал в гости в маленькую страну, казалось, полную тепла и солнца. Думалось, что люди здесь должны уподобиться ангелам, взирающим со своих белых вершин из чистых помыслов. А что же видим вокруг?
     Грусть и тоска овладели русоволосой головой молодого человека. В кафе, куда он забрел, прячась от начинающегося дождя, посетителей было очень мало: он, да парочка, приуютившаяся за столиком в самом темном и дальнем углу зала.
     Отчего малым народам хочется доказать свое сильное и многоцелевое влияние, уходящее корнями в древность? Почему не жить действительностью и не радоваться, что твои соседи – столь богаты и плодотворны, что и тебе досталось чуть от их величия, и пользоваться этим. Разве ж это плохо? Истинное счастье достижимо лишь совместно, под покровительством более сильного и успешного.
     Вспомнилось, как с месяца два назад, прогуливаясь по центральной улице своего родного города, он встретил старого знакомого. Тот был сильно опухшим, синеватого оттенка лицо и сизый нос выдавали в нем лихого выпивоху. На момент встречи он был под мухой и принялся нести всякую чушь при виде старого выхоленного, явно успешного товарища.
- Принесите мне стакан вишневого сока, - попросил Игорь официанта, устало откинулся в мягком удобном кресле, прикрыл глаза и углубился в воспоминания. И чего ему в голову лезет всякая чушь?
     Старый знакомый долго что-то ему бубнил малопонятное, а затем вытащил из кармана книжонку с замусоленными листами и закричал в превеликом возмущении:
- Смотри! Латинские, мол, слова, греческие! Можно подумать! – Физиономия алкоголика стала багроветь. – Русские все это. Почитай новые исследования. Там все про это есть. Ты же лингвист.
- Послушай, русский язык и так столько слов припас на все случаи жизни, что совсем не стоит и чужие присваивать и охаивать, обвинять другие народы, - попытался тогда урезонить спившегося друга Игорь.
- Нет, я тебе точно говорю… - брызжа слюной, продолжал заплетающимся языком алкаш. – Хочешь, я тебе литературу дам. Сволочи они все! Сволочи!
     Не желая вступать в полемику с неадекватным человеком, Игорь отвернулся от него и зашагал прочь. Поступил так же, как сейчас, покинув полуграмотную ораву неумных глупцов.
     Спустя месяц товарищ позвонил и долго извинялся за свое поведение. Каялся и все повторял слова, сказанные ему в тот злополучный день старым другом:
- Не произноси ложного свидетельства на язык ближнего твоего, иначе не требуй от других уважения к своему родному языку, который могуч, богат и обнял сердцем своим весь русский народ и его близких.

                10 Заповедь

- Доброе утро, мамочка! – Русая прядь выбилась из общей причесанной копны и смешно играла надо лбом. – Я тут дописал. Хочешь, познакомлю с моими мыслями? Может, подскажешь чего.
- А о чем писал, Игорек? – Женщина присела на табурет у плиты, сложила маленькие пухлые ручки на колени и улыбнулась. – Не скажи, опять свою философию придумывал?
- Да. Как хочешь, называй. Но если наш народ будет жить по этим правилам, скорее и уважение к себе вернет, а кто полюбит. Главное, верить будут, доверять. Надежду оправдаем и своего народа, и своей страны, и близких нам. А врагам нечем бить будет в ответ. Сильными будем.
- Ладно, раз уж сотворил что-то, читай.
     Мужчина уселся удобно на стуле возле кухонного стола, разложил распечатанные листы бумаги с текстом, выведенным большими жирными буквами.
- Слушай. «Десять заповедей русского человека с наказом для других, как жить и почитать родной язык и родную речь, и беречь их».
1 Язык твой, который вывел тебя из земли и грязи, из дома рабства и невежества; да не будет у тебя других языков перед родным. Не стремись к чужому, забывая свое.
2 Не делай себе кумира из ничего чуждого по крови и обычаю из того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо язык твой, ревнитель, наказывающий детей за вину отцов, и творящий милость для родов любящих его и чтящих обычаи.
3 Не кляни языка своего почем зря, ибо он не оставит без наказания того, кто клевещет на него напрасно. Сила в родном русском слове дотоле жива, доколе мы ее своими соками памяти и знания питаем. Этим прочим его положение и от врагов бережем.
4 Помни день этот, чтобы святить его; шестым числом живи и делай всякие дела твои, а в день шестого числа шестого месяца – праздник языку, отцу твоему; ибо шестого дня шестого месяца создал Пушкин Александр Сергеевич своим рождением небо и землю, море и все, что в них, назвав их словом русским, а затем почил, оставив нам богатую почву с плодоносными деревьями, где вместо листьев слова исконно русские, и множество их великое; посему будь благословен шестой день шестого месяца и помни его в голове и сердце.
5 Почитай язык твой и речь твою, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои на земле, которые язык, отец твой, устилает тебе знаниями.
6 Не убивай словом, не делай никому зла, иначе не будет тебе прощения за чужую жизнь, сгубленную твоими руками.
7 Не прелюбодействуй не только телом, но и языком.
8 Не кради из чужого языка, не присваивай, отвергая корни. Поначалу слова красть будешь, потом больше. А в конце жизнь твоя будет у тебя украдена твоими поступками.
9 Не произноси ложного свидетельства на язык ближнего твоего, иначе не требуй от других уважения к своему родному языку, который могуч, богат и обнял сердцем своим весь русский народ и его близких.
10 Не желай ничего взять от речи ближнего твоего; не желай языка ближнего твоего, ни слова его, ни слога его, ни манер его, ни жестов его, ни богатства его, ничего, что у ближнего твоего. Дополняйте друг друга без принуждения для мира и достатка обоих домов.
- Ну, сына, учудил ты. Да только сколько правды в этих наказах, что и описать трудно, да слезы набегают на глаза мои уставшие. Сколько слышала про родной наш русский язык. Знала, что слово сильную силу имеет. Но применить силушку эту никто правильно не мог. Давно отцы наши – классики в земле червей кормят. Забыла наша молодежь, что почитать и беречь надо родную речь.
     Особо хорошо ты в десятой заповеди сказал: Не желай ничего взять от речи ближнего твоего; не желай языка ближнего твоего, ни слова его, ни слога его, ни манер его, ни жестов его, ни богатства его, ничего, что у ближнего твоего. Дополняйте друг друга без принуждения для мира и достатка обоих домов. Сколько русский человек слов чужих принял в свой язык, но не для того, чтобы услужить, а дабы обогатиться. Так и другие должны поступать. Вместе только мы мир сможем построить, а язык очень большую роль играет во всем этом процессе. Слово русское – могучее, в скольких войнах оно помогало, дух поднимало наш, вперед толкало. Миллионы шли с ним на устах. И многие тысячи сдабривали русский язык своими родными сказаниями. Как многолико, многоцветно было войско народное. Сильно и непобедимо. И объединяло всех русское слово. Вот и сейчас, родной мой, должны также держаться одной цепью, плечом к плечу, чтоб не разрубить.