Вернувшиеся с Победой! Борис Баум

Геннадий Баум
Баум Борис.
Я возвратился с фронта с сильной контузией в 1943 году, это была самая первая в моей жизни неудача.
Мне не выпало узнать чувства солдата, возвращавшегося домой с Победой, но  чрезвычайно любопытно было узнать!
В опросе задавался вопрос: «Что Вы чувствовали возвращаясь домой с Победой?» Материал собран в 1956-1958 годах. Из 23 опрашиваемых ответы прислали десять фронтовиков.
Война воспринимается людьми, как всенародное бедствие. Солдат Победы ощущает свою высокую значимость в обществе! Но очень велики личностные поражения... Имеются сокращения, выполнены просьбы по сохранению тайны автора.

Сен. Вас. Степ.
Танкист. Возраст 23 года. Стаж участия в боевых действиях 7,5 месяцев. Закончил войну в Будапеште 15 марта 1945 год. До Челябинска добирался на поезде. До Федоровки на попутках. Конечно спешил домой, переживал и скучал по домашним. Мне не верилось, что теперь всегда будет тишина, не будет крови и убийств. Мы убивали врага защищая Родину, но это все равно тяжело. Я сидел в теплушке и сжимал пальцы в кулак, мне казалось будто они налиты кровью...

Абдрахманов Мнайдар.
29 лет. Пехотинец. Каиндыколь. Демобилизовался в августе 1945года. Я хотел продолжать службу в армии, сильно прикипел душою, вот все рвались домой, а я не хотел, ну если только в отпуск. Чем ближе к дому, тем больше одолевала тоска по близким. Мне снился сон, что я приехав домой мою руки, а мама говорит: « Мнайдар, а почему вода красная?» Во время боев не думаешь, а как выдастся свободное время все убитые немецкие солдаты предстают без формы – обыкновенными людьми, которых против их воли, как нас, послали убивать… Ещё … вкус воды из нашего колодца. Прошло уже 11 лет с того времени, но всё помню, как будто это было вчера.

Кужим Александр.
40 лет.Кавалерист. Аятский. Демобилизовали в августе 1945 года. Лошадей загрузили в вагон и вперёд на родину. Сдал своего коня «Батона» в Воронеже. Плакал, конечно. Домой приехал в сентябре 1945 года. Я всю дорогу думал о том, что теперь все средства государства будут направлены на мирную жизнь и мы заживем в достатке. Волновался как меня встретят, куда посадят, чем накормят. Я забыл как пахнет домашний хлеб. Ещё всю дорогу берег продукты.

Агапов Володя.
Рядовой. 21 год. Красносельское. Демобилизовался осенью 1945 год. Думал о тишине, о часах ходиках на окошке и запахе свежей подушки, которую мама летом сушила на крыше землянки. Я очень сильно скучал по дому и домашним. Вообще то я очень домашний! Куда не уеду всегда назад спешу прямо на всех парах. Дом это очень важно!

Яковенко Ив. Тим.
Артиллерист-зенитчик. 34 года. Смайловка. Я дошел до Берлина! Демобилизовался в январе 1946 года. На всех станциях стояли огромные толпы женщин и детей. Это несмотря на страшный холод. Они стояли в надежде. Домой сильно рвался. Я думал ещё о том, что несмотря на то что было очень страшно, переборол страх и защитил Родину. Думал о том, что моим близким было тяжело.

Дуйсенбаев Зейнул.
22 года. Разведка. Домой вернулся 24 июля 1945 года. Я всегда помнил и скучал по близким, поэтому часто писал домой. Я тогда считал себя очень счастливым и везучим человеком, потому что достался счастливый билет на мирную жизнь. Я уважал себя, как солдат и гражданин.

Утепов Ермагамбет.
53года. Павловка. Пехота. Рядовой. Демобилизован в октябре 1945года. Я через всю страну ехал на поезде и видел что она жила на подъеме надеждой на счастье. Мужиков погибло много, считай каждый второй! Много здоровья и сил отняла война. Я тогда понял человек живёт столько сколько хочет, надо иметь волю к жизни. На войне было страшно, а впереди ждало только счастье. Если можно так сказать я ехал навстречу со счастьем. Я был готов преодолеть любые преграды. Часто вспоминал маму.

Канафин Карим.
20 лет, бомбардировочная авиация, бортстрелок. Покровка. Денисовский район. Домой прибыл 23 мая 1945 года. Всю дорогу ехал у окна или у открытой двери вагона. Сильно спешил домой. У каждого вокзала поезд встречали огромные толпы народа, плясали, пели, танцевали, почему то музыка очень громко играла. Я думал только о счастливой мирной жизни и готов был преодолеть все невзгоды!

Гуриненко Прасковья.
23 года. Радист. Денисовка. Я просто ехала домой, спешила. Мне было радостно. Сильнейшее чувство на свете это тоска по Родине. На фронте скучаешь по дому было некогда, а когда едешь домой сильно тоскуешь и чем ближе тем сильнее ждешь свидания с нею. Родиной! Ещё радовалась тому, что возвращаюсь домой живой и здоровой. Еще моя голова была забита грандиозными планами на устройство жизни. А как мне снилась мама, это просто невозможно!! Я как то очень почувствовала, что сильно отбилась от дома… Кто прошел войну долго отсутствовал дома поймет о чем я…

Галимжанов Молдахмет.
22 года. Командир минометного взвода. Денисовка. Я демобилизовался в 1947 году. Победная праздничная шумиха на железнодорожных вокзалах утихла, но в миллионах семьях продолжали ждать не вернувшихся с войны. В Кустанае поезд встречали десятка два казашек. Очень преданные женщины, видимо это национальная черта. В минуты опасности проявляется одинаково трусость и мужество, я был горд за себя, что ни разу не струсил, не растерялся, проявил мужество. Это считаю важным. На войне подлость видится враз, в мирной жизни с этим сложнее, а это главнейший жизненный вопрос: устроить свою мирную жизнь следовало удобно, так чтоб подлецы держались подальше. Война оставила в моей душе глубокие раны, больше это повторится не должно!