На закат, где в заре потерялась ночная земля

Барламова Людмила
Давно это было. В Доме Дружбы проходил фестиваль бардов, и вот на сцену вышел Ярослав Рудаков и стал петь. Делал небольшие комментарии. Принимали его очень тепло.И я тогда, работая в областной телерадиокомпании, задалась целью сделать о нём передачу.Поскольку Ярослав- человек занятой-, то мне пришлось за ним буквально побегать, прежде, чем её сделать. Я пообщалась с его супругой, не один вечер посвятила прослушиванию его песен на дисках и вживую.Передача получилась интересной, поскольку Ярослав- человек неординарный, всесторонне развитый.В своём интервью он сказал, что многих, считающих себя поэтами, он таковыми не считает.Это было его правом.Я не стала уточнять, кого он имеет в виду.В эфир моя передача вышла перед выходным, а в понедельник на оперативке была признана лучшей передачей недели.Это собеседник у меня был интересный.
       В Жезказгане этих троих ребят знали все, ибо они были местными знаменитостями,окрылёнными всевозможными идеями. Это Ярослав Рудаков, Олег Кундиков и Владимир Подчинёнов. А познакомились они в фонде любительских объединений.Это было в 1983 году.Ярославу тогда было 26 лет, а остальные были немного постарше.Олег Кундиков закончил Московский государственный институт культуры,факультет режиссуры,кино и телевидения.Он и Владимир Подчинёнов были операторами, а Ярослав Рудаков был сценаристом.У Ярослава были идеи, образы, а Олег с Володей старались эти образы воплотить.
       Владимир Подчинёнов работал на обогатительной фабрике электриком.
       ОЛЕГ КУНДИКОВ:Ярослав Рудаков к тому времени закончил институт по специальности ПГС (промышленное и гражданское строительство) и был женат на моей однокласснице Лиле Курбатовой. У них было двое детей: старшая Ира и сын Юра. В то время Лиля занималась бизнесом. Когда мы познакомились, я не знал о его поэтических способностях, но к поэзии он относился осень серьёзно, искал свои образы, чего не скажешь о нынешних поэтах, которые ищут несложные рифмы.А вот Ярослав буквально оттачивал своё мастерство,его произведения нравились людям всех возрастных категорий. В любой компании он становился своим. Его слушали и воспринимали, хотя он и не был профессиональным музыкантом.Но всё то, о чём он пел, всегда  "цепляло". Он любил Высоцкого, Кима, Окуджаву, Визбора. Они и оказывали большое влияние на его творчество.
       В то время в Москве у нас были друзья, которые являлись страстными фанатами творчества Александра Розенбаума, и никого, кроме него слушать не хотели, а вот стихи
       Ярослава Рудакова они переписывали, интересовались его творчеством, признавали его.
       КОРР: РАССКАЖИТЕ О ЕГО ХАРАКТЕРЕ, КАКОЙ ОН?
       -Надёжный, нормальный мужик. Было такое желание работать, что за кинокамерой в то время нам пришлось ехать в Арабские Эмираты.У него всегда было обострённое чувство справедливости и я помню один случай, когда мы ездили в Москву по "Шёлковому пути" и вечером, на банкете произошёл случай, когда космонавт обидел переводчицу, а Слава заступился за честь женщины.
       Здесь же, в городе, мы ежедневно встречались в клубе кинолюбителей, поскольку все трое являлись  учредителями фирмы "Азия-центр".Мы занимались съёмками, видео по темам: история, культура, экология, этнография. Но в то время, не имея коммерческой жилки, мы не сумели остаться на плаву. Я даже настоял на том, чтобы Ярослав уволился с медьзавода и полностью посвятил себя творчеству.Наша фирма "Азия-центр" так же принимала участие в открытии в городе кабельного телевидения.Мы его делали совместно. Поскольку я учился в Москве, то постоянно  поддерживал отношения с ребятами из клуба кинолюбителей, и однажды мы узнали о конкурсе. Это был всесоюзный отборочный конкурс, и от нашего региона нужно было представить фильм. Профсоюзный комитет комбината, во владении которого и был клуб кинолюбителей, отправил меня на конкурс с нашим фильмом "Остановка запрещена".Его просмотр проходил в одном из ДК города Москвы. Расслабленное жюри занималось кто чем: кто выходил покурить, поскольку фильмы были однотипными, кто дремал, кто выходил пить чай и когда начался наш фильм , пока Ярослав Рудаков не запел, на него никто не обратил внимания. Подумаешь, ребята из провинции, что они могут показать. Но когда жюри услышало песню под гитару, да ещё с шумом машин, да голос Ярослава Рудакова, и когда этот короткометражный фильм закончился,жюри попросило его повторить. Видимо, они не ожидали такого подхода к фильму, да ещё под гитару. А во-вторых, и такой наглости никто не ожидал, что приедут из Жезказгана и будут критиковать социалистический строй.
       Этот фильм был отобран на международный фестиваль любительских фильмов в Баден-Баден, и в 1989 году он получил бронзовую медаль и диплом. Это был первый и единственный фильм из Казахстана.
       Нас часто посылали на всевозможные семинары и в то время я как раз был на одном из таких семинаров в городе Владимире в России. Вот там я и узнал о победе и мне президент ассоциации клубов кинолюбителей и вручил эту награду.
       КОРР: КАКОВЫ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СЕМИНАРОВ?
       КУНДИКОВ: Это учёба, просмотры фильмов, занятия.
       КОРР: А как Ярослав воспринял победу?
       КУНДИКОВ: обрадовался, конечно, мы стали строить разные планы. Лучший фильм... Ничего себе! Специально песню написал для следующего фильма,но, к сожалению, мы его так и не сняли. Мне вспоминается один случай, когда мы были с делегаций в Караганде от Фонда молодёжных любительских объединений, по- моему, к майским праздникам. Ярослав выступал на различных площадках. Мы остановились у племянника Володи Подчинёнова.
       Жили на пятом этаже. Была тёплая, звёздная, бархатная ночь. Город спал. И вот Ярослав вышел на балкон, взял гитару и стал петь. В стоящих рядом домах то там, то здесь начал зажигаться свет, люди выходили на балконы и молча слушали. Это был такой подарок всем нам.За первой песней следовала вторая, третья, пятая, десятая. Он пел до тех пор, пока сам не устал. И никто из его слушателей не крикнул:" Хватит, не даёте спать, замолчите, милицию вызовим". Была вселенская тишина, и только голос Ярослава витал в ночи. На протяжении всего пения свет продолжал включаться в домах. Это был такой великолепный концерт, великолепная акустика, но когда начиналась новая песня, я каждый раз боялся, что кто- нибудь прервёт это ночное шоу. Всё было так по- доброму. Приняли его карагандинцы.
       Ярослав Рудаков очень любил баню. Володя Подчинёнов её топил. У него они собирались в своём доме, парились, общались, здесь и рождались новые мысли и идеи.
       ГОВОРИТ ОЛЕГ КУНДИКОВ: Мы с Володей любили порыбачить. Пока мы рыбачили, Ярослав ремонтировал технику. Любил дымок, костёр, любил создать уют. Пел свои песни:

Кармана пустоту оттягивает мелочь,
Да туалет во рту, да головная немочь.
Вся морда в неглиже и борода в укропе,
И муторно душе, которую я пропил.


В студии где мы собирались, постоянно была гитара, если бы мы только знали о его скорой кончине, мы, конечно же, наснимали бы.Казалось, что все мы будем жить вечно, и что петь он будет всегда. Если бы мы только знали, что всё так внезапно оборвётся.
КОРР: Мне хочется провести некую грань между творчеством Ярослава Рудакова И Владимира Высоцкого. Ярослав, как и Владимир, любил писать на социальные темы, некоторые темы были запрещёнными, но он писал.
Владимир Подчинёнов рассказал, что в фильме " Остановка запрещена" хотелось показать водителя, как главного героя. Думали снять мужика- работягу в карьере. Политики меняются, а он работает себе, как ишачок.
А у Славы есть песня на эту тему. У Ярослава Рудакова и мать, и отец быи репрессированы и лагерная тема была ему близка.У Володи Подчинёнова в годы репрессий пропал дядя. И вот фильм "Свидание". У зэка была мечта увидеть жену и дочку.Он бежит, собаки лают, день- два ночует в лесу. Подчинёнов играл роль зэка, Кундиков снимал. Человек бежит, чтобы осуществить свою безумную мечту- увидеть жену и дочь.
Позади лай собак.Он видит образ жены, дочери у новогодней ёлки, но добежать до них он так и не смог: в руке, умирая, он держит еловую шишку- подарок для дочери, и всё это на фоне песни.
КОРР: Владимир Подчинёнов пояснил, что прообразом явился его дядя, клторого на восьмое марта арестовали, дальнейшая судьба его неизвестна.
       А однажды, рассказывает Владимир, у нас родилась идея снять фильм о кумысе. У Ярослава был " Москвич" и мы несколько дней мотались по степи.Путешествие было интересным, но мы никак не могли найти приличный табун. Нас объединял творческий поиск. История, культура- это наш профиль. Художники в душе, мы хотели показать классический вариант изготовления целебного напитка. Особенно красивы съёмки, когда степь начинает зеленеть. Были хорошие наброски, но это же тогда как было: проявка, печать, всё в цвете- красиво. Видео появилось в 1991 году.
КОРР: Надо отдать должное друзьям Ярослава, что так свято чтут его память,
продолжают вместе начатое дело, жизнь свою посвящают этому. Так же, как и много лет назад, они создали опять фирму "Азия- центр". Работают, снимают, по крупицам собирают летопись страны, города, людей, чтобы наши дети, внуки и правнуки не по догадкам знали, что было раньше, о чём думали их предшественники, чем занимались, какая она, жизнь прошлого столетия.
КОРР: Хочется сказать о многогранности таланта Ярослава Рудакова. Здесь и тонкая лирика, и политика, и социалка и юмор, и ещё предчувствие чего-то.

Поднеси свечу к иконе,
За меня замолви Богу.
Выносите меня, кони,
На последнюю дорогу.

Помню однажды зимой перед 1993 годом, в сильный холод ко мне постучали в дверь.Это был Володя Пак И Ярослав Рудаков. Они принесли вино " Букет Молдавии", я на быструю руку кое- что приготовила, а оказалось, что у Ярослава Рудакова в этот день, 13 декабря, день рождения.
Петь для Ярослава я стеснялась, хотя и спела одну- две песни.Был такой сильный холод, что у меня в кухне стены были мокрыми, и я всё боялась, чтобы Ярослав не притронулся к стене и не замочил свитер. Он отодвинулся от стенки и больше на неё не обращал внимания.Пишущему человеку всегда нужен слушатель, а мы с
Володей Пак ими были..
        Спустя годы, я пожалела о том, что у меня не было видеокамеры, и что  всё осталось только в памяти. Я, уже знакомая с его творчеством, попросила Ярослава спеть мою любимую песню из его репертуара "Голубая мечта".

Босиком по земле шла моя голубая мечта.
Ветер в прятки играл и её укрывал темнотой.
Шла мечта, удивляясь желтеющим в небе листам,
И случайно столкнулась с твоей бирюзовой мечтой.

Это людям на сердце наброшено слово "нельзя",
Чтобы чтили мораль и закон преступить не смогли.
А мечты наши просто взглянули друг другу в глаза.
И открылись друг другу, и руки в объятьях сплели.

Не боялись молвы и хулы две влюблённых мечты,
Не дрожали, как люди, над призрачным счастьем скуля,
А пошли, не стесняясь любви и своей наготы,
На закат, где в заре потерялась ночная земля.

Степь стелилась ковром, чтобы мягче им было ступать,
И далёким лучом им постель согревала заря.
Ночь устроила в честь их большой голубой звездопад,
И любили они, словно птицы над миром паря.

И любили они, упиваясь своей чистотой,
Невозможную людям и звёздам познав высоту,
Но мечта остаётся всегда беззащитной мечтой,
И следили за ними, и сбили мечты на лету.

И смотрели вослед им, смакуя позор старики,
И гудел, и шумел в ожидании казни народ.
А мечты наши вместе брели, словно еретики,
На вознёсшийся ввысь за одну эту ночь эшафот.

Их топтали ногами и капала кровь с каблуков,
Забывая,за что называются люди людьми.
Им плевали в лицо, и спускали собак с поводков.
А устав от забавы, на площадь погнали плетьми.

И молва, и хула- эти два палача- сообща
Их вязали к колёсам и руки зажали в тиски,
И, дыша тяжело, били их и рубили сплеча,
И со смехом бросали голодным собакам куски.

А потом доставали сердца из открытых грудей,
И останки сожгли в покрасневшей от боли золе.
А мечты вознеслись, неподвластные злобе людей,
И ушли босиком на закат по озябшей земле.

Хорошо, что у нас в городе есть личности, которым небезразличны судьбы творческих людей и их произведения.
Зинаида Степановна Чумакова вносит большой вклад в пропаганду по сохранению,увековечиванию их памяти, а так же созданных ими произведений.В 2004 году Зинаида Чумакова содействовала тому, чтобы выпустить книгу Ярослава Рудакова " И рыдала моя, рассечённая на две, душа". Татьяна Вед её набирала. Зинаида Чумакова по крупицам собрала песни Бориса Рыбакова и в прошлом году выпустила диск, в который вошли 25 его песен. Сняла передачу про Александра Полетаева. За это ей большое спасибо!