Голубые глаза любимых. Глава 5

Мирика Родионова
- Ох, ты, матушка, задачи ставишь! Это мне у вас и правда, поселиться надо. Кормежка подходяща, может и подумаю. С чего начать –то? Про награды та спросила…

Главных – две у меня награды, нет, -три. Про первую, Георгия крест – забыл, Но это еще от полковника получил, при царе. А  Орден Красного знамени  получил в 1931 году. Сказать, за что, так и не поверите.
- Ну, уж не томите,.- муж налил по рюмочке.
- За поход в Афганистан.
- Как это, в Афганистан? Когда, в 30-х?
- Именно, в тридцатом годе, С Примаковым, басмачей добивали окончательно. Серьезная была битва, долгая. Без помощи не обошлось. Коня одного потерял.
- Это какого, дончака, или того, что у эмира из конюшни взяли?

- Да, нет, дончака моего еще при Фрунзе не стало, в бою, шальной пулей. Пал дончак, боевой был коняка, добрый. Эмирский вороной, видно, арабских кровей был. Для боя мало годился. Красавец, ход мягкий, ровный. Но капризный, для походов не шел, - много воды надо, часто кормить. Тут целая наука  Для парада – самое то. А я себе другого коняку подобрал, да, чего греха таить, - у басмача отобрал. Вот, с ним и в поход пошел, только, поменять пришлось, убили коняку. Вертался на другом уже.

- Да, я и не знал, что в Афгане тогда наши воевали.
- Ой, а что мы, вообще знаем по истории. А то, что знаем, оказывается, все вранье, заново узнавать приходится. То, за что в школе двойки получали, теперь никому не нужно. Родион Иванович, а вторая  «главная»  какая?
- Награда, что ли? Так звезда золотая, - герой я, вишь как.
- Герой Советского Союза?
- Да, как ни крути, а герой. И  орден Ленина к звезде, тоже есть
- Ничего себе, вот это гость! А почему не носите звезду –то?
- Носил иногда. Так, - обязывает. Все внимание – на тебя. Ну, раньше так было. А сейчас, не хочу. Разные люди, очень разные, есть, что и оскорбить могут. Не хочу..

Мы помолчали. Невесело помолчали, удрученно, стыдно, виновато. Представить себе, что обесценилось даже это?! Как страшно!
- А, когда и за что дали? В войну, наверное?
- Да, в войну, но в тылу, В Ташкенте. Вы, наверное, знаете, сколько разных заводов, организаций, даже киностудий эвакуировали в Ташкент?
Я тогда работал в городском комитете, руководил размещением. Конечно, не один, несколько товарищей работало вместе со мной.  Но именно мне было поручено размещение Авиазавода из Москвы, из Химок. И производство, и люди – за все отвечал я, перед партией. Родиной, перед совестью своей.

В партию вступил перед походом в Афганистан. Туда – только партейных брали и комсомольцев. Я никогда в политику не лез – не мое это дело. А тут, понимал, что поход этот- необходимость. Уже с басмачами – мочи не было терпеть их выходки. Ведь сволочи, резали, издевались, детей убивали – хуже курдов гадили. И было понятно, что кормят их из-за границы, из Англии. И пока с корнем не вырвешь,- конца не будет.

 Надо сказать, что после того похода, как и думалось, настала мирная жизнь.  Партия направила меня подучиться малость, на руководителя. Почитай, год учился, в Москве. Курсы работников управления. После этого определили мне мирную профессию, при  городском комитете. Так, работал.

-  А дети, жены?
- Так, и они при мне, а как же. Дашка мне Егорку в двадцать шестом родила, а двадцать восьмом – дочку, Ульяшу. А уж в тридцать третьем – Максимку. Все Дашкины живы, слава Богу. Петрушу, первенца нашего еле уберег,- сбегал на фронт, поймали! Ему восемнадцать выходило в декабре сорок первого. А он в июле – побег. Но далеко не успел. Так я, как завод самолетный начал размещать, в конце ноября, то пристроил его сначала строить, а, потом уж он на сварщика выучился. Самый дефицит тогда был, - сварщик. И бронь была ему, и мне тоже. Правда, я тоже рвался на фронт,- душа просила. Но, кавалерия уж не та, война другая стала и уже не так зудело – на войну. Понимал, что и здесь свое дело честно выполняю.

Считай, на летном поле выстроили сборочный цех. А первый самолет выпустили уже через два с половиной месяца. Работали по 18 часов. Нет, положено было -  12. Но, люди, полуголодные, тощие, а  работали на износ. Пайка хлеба, суп в столовке, пустой, с тремя макарошками, а работать надо. Наградили  тогда завод, ну и меня, стало быть.  До сих пор не знаю, как удалось, - работали!
 
- А Гашины дети?
- Лешки, первенца нашего, нету. Военлетом был, авиашколу в Энгельсе закончил. Лейтенант  Алексей  Пресняков. В  сорок втором, над Доном, на таран пошел. С ним  еще четверо  пацанов – весь экипаж  штурмового Ил-4. В похоронке написали – геройски погиб, наградили посмертно. А уж после войны узнали, что  они « сгорели над целью» А ране, про таран – ни слова. Задание было – переправу уничтожить. Считай, над домом родным, да над рекой  и смертушку принял.

Родион Иванович вздохнул. – страшно сынов терять, пусть и за родину, а своих, родных.
- А я только про Гастелло знаю.
- Ой, наверное, таких героев много было. Народ – то у нас какой! А Гаша, как же?
- Гаша тогда, когда Мишка погиб, уж с нами , в Ташкенте была. Из  Сиротинской удалось  забрать их. Это недалеко от Сталинграда, - Волгоград уж теперь.. А какие бои там были, сами знаете.

 Так, почитай, четыре года с лишком вместе, семьей  прожили. Тесно. Голодно, а вместе  и в счастии. Правда, времени мало было, и уставали так, что и глаза порой не видели, а души, все-одно, вместе. Знаете, кормились чем. Пацаны научились черепах ловить и змей. Но змей, правда только Егор мог. Его  наш сосед, Саид научил. Этот с детства знал, кого можно есть и как поймать. Тоже наука. Хуже было моих баб заставить это съесть. Ведь умом понимаш, мясо и есть – мясо. А, все – одно, гады! Но, я бы сейчас, змейку навернул!

- Значит, стэйки наши хуже?- я засмеялась.
--Ну, сама знаешь, не о том я.  Тамошний народ много от змей хорошего видел. И от голода и от болезни змея спасает. Только знать надо, как.
- Так, что же там у нее кушать – то. Они- же маленькие.
- Один раз Егор притащил чудище, мы четыре дня ели. Как убил, вот вопрос. Отважный парень.
- Так,  есть в кого!

Продолжение - http://www.proza.ru/2013/06/16/530