Письмо одиннадцатое. Домой!

Галина Гусева
06.05.97.
Еще в Рождество, ко мне зашел III помощник, молодой балбес, и попросил погадать ему.
Зная, что к нам приедет молодая жена капитана и поселится у него за стенкой - у юного повесы дрогнет сердце, я нагадала ему пылкую любовь в ближайшем будущем.
Он не стал ждать пинка судьбы и тут же побежал на дискотеку, благо - стояли в Антверпене.
Познакомился с какой-то местной девахой, и, в каждый заход, бегал к ней на свидание. В этот приезд он пробыл у нее три ночи, познакомился с ее родителями и договорился о свадьбе.
Дело задержало некоторое обстоятельство: он год, как женат, и в начале рейса стал отцом.
На мне лежит вина разрушенной семьи. Вот что может получиться из простого шуточного гадания!
В 15.00 вышли из Антверпена.
Погода мокрая, холодная. После Африки многие ходят простуженные. С меня Африканский загар слезает местами. Я стала пятнистая, как леопард. От холода имею зеленовато-голубоватый оттенок. Этот фактор служит мне слабым утешением тому, что нас увозят от дома, а не на оборот.
Возможно, Бог не хотел после столь длительной разлуки, являть меня перед ваши очи в таком страшном виде.
Сижу под одеялом, пишу замерзшей рукой, как курица лапой. В каюте 12 градусов.
Наш козел, 4й механик ждет, когда поступит распоряжение от старшего. А тот сейчас со всеми в ссоре и команду не дает (его каюта на верхней палубе, самая теплая.) Команду может дать кэп, но он опять под местным наркозом, и ему наши земные проблемы не ведомы. Команда греется горячительными напитками. Старпом мерзнет, как и я, но идти к деду на поклон не желает.
Если до Африки не вымерзнем, то в ней согреемся.
Впрочем, у нас такая картина на протяжении всего рейса: обогрев включают на подходе к Африке, а кондиционер в северных широтах.
От холода и на нервной почве у меня начался выделяться поджелудочный сок, и я ем все подряд.
Даже новые брюки, купленные мною в период моей стройности, больше не служат стимулом к похуданию.
Последний раз постирала свой любимый халат. Он уже стал ажурным, несмотря на то, что весь рейс я латала его полотенцами такими же белыми и махровыми. Хороший был халат, но его все равно придется оставить на судне - больно много места он занимает в багаже. Ведь, если нам предстоит перелет из Туниса, то более 40 кг я взять в самолет не смогу. А у меня синтезатор один весит около 10 кг.!
У меня в каюте стоит роскошная ветка сирени. Это мой старый Арсентич, после празднования своего дня рождения в "Сименс клаб", возвращаясь на судно мимо клумбы, взобрался на куст и ободрал его, рискуя угодить в местное отделение.
Как это ему удалось - не понятно! Ведь он даже на первую с трудом, на вторую -с одышкой, а уж на третью и вовсе взобраться не может! (я про трап, про ступеньки)
А день рождения его мы праздновали втроем: Арсентич, старпом и я. Как мы мирно ужились с чифом за одним столом - загадка! Наверное, потому, что общались через Арсентича и только общими фразами.
08.05.97.
Сереженька, с днем рождения тебя!
Вчера написала тебе телеграмму, но послать не удалось по все той же причине: наш начальник радиостанции никакой. Текст лежит в радиорубке. Как протрезвеет - пошлет.
Наша неразлучная парочка Коля с Толей споила Арсентича. Тот сломался после чая и ужин пришлось готовить мне. С камбуза я ушла в первом часу ночи.
Уснула в момент, но проснулась через два часа от сильной болтанки. В шкафу обычный штормовой набат устроила посуда. На полу что-то шуршит и чавкает. Открыла свет: замоченное для стирки белье разъезжает по полу в ведре. Его укачало, и оно загадило мне всю палубу. Стул в обмороке, альбомы с фотографиями, глядя на все это, аплодируют страницами.
С трудом, наведя порядок, я улеглась вновь, но сон уже не шел, т.к. меня швыряло в постеле так же, как в шкафу посуду.
От бессонной ночи мое лицо здорово опухло и выглядит так же, как у наших алкашей. Единственная разница - от меня не несет перегаром как от них.
Наутро Арсентич мне похвастался: "видишь, как бы я не был пьян, а дело свое знаю. В ужин всех накормил, и посуду перемыл. Работал всю ночь на автопилоте, а как - не помню.
Пишу сейчас полулежа, упершись одной ногой в переборку, другой в тумбочку, урывками, в момент затишья. У Арсентича за стеной периодически раздается звон бьющейся посуды. Меня это удивляет: по моим подсчетом, там давно уже должно быть все перебито.
09.05.97.
С днем победы! У нас что праздник, что будни - бесконечный процесс возлияния дани Бахусу.
Любовный жар охватил Толю, и он таскается за мной по столовой. Дальше ему не перебраться -нет сил переползти через комингс.
II механик, тот с которым я воевала, напился до того, что предложил спеть со мной на два голоса.
А я думала, что кроме мата, он других слов не знает.
Волна обрушилась на палубу и сплющила противопожарный металлический ящик с песком. Часть крепежа, держащая груз, раскрепилась. Пришлось увалиться, и крепить все по-новому. На эту работу отправили самых трезвых: Малыша и боцмана. После похода на палубу они протрезвели окончательно, но не на долго.
Игореха-подводник опять напугал меня, сунув внезапно голову в окно раздачи. Я его "обласкала" своим обычным эпитетом "попой с ушами", на что он обиделся самым серьезным образом. И тогда я поняла почему. Его внешность является точной копией того, чем я его назвала. Мне даже стыдно стало за такое точное определение. Надо бы в следующий раз следить за своими выражениями, чтобы не попасть опять впросак.
Вечером пошла на корму выносить помойку. За бочками стоит Толя и "рычит на море", перегнувшись почти в половину своего роста за леера. Я поднялась к ребятам в "чайхану" и предупредила их, что Толя в любой момент может оказаться за бортом.
Реакция была, как в том анекдоте про казаков, которые пели: "Ой, нога!", т.е. пошли шуточные вариации на тему "Толя и море". Ни один не пошел проверить положение вещей. Впрочем, этой компании были не под силу лишние телодвижения: они копили силы доползти каждый до своей вахты.
Боже праведный! Не топи ты наш пароход до конца рейса! Дай возможность мне живой и невредимой добраться до дома!
10.05.97.
Опять все тоже! Пьяное выступление III пома с фонтаном слюней. Жена кэпа ревностью своей толкает мужа к стакану. (У пьяниц всегда виноваты жены.) Коля с Толей (надо же, не утоп!) опять спаивают Арсентича.
Я закрылась у себя в каюте, не отвечаю на стук. Уверена, что это они пришли просить меня выйти и сделать за него ужин. Пусть чиф сам разбирается со своим протеже. Ведь Арсентича на судно привел он.
Вообще-то, мне чифа даже где-то жалко. Он, чуть ли не единственный, кто делает свое дело нормально. Благодаря ему, я думаю, мы еще ни во что не въехали.
Небо прояснилось, море успокоилось, Бискай позади. Проходим Португалию близ берегов.
После опухших рож, взгляд отдыхает на красотах береговых строений.
Библиотеку и видак с пленками кэп сдал на хранение в Антверпене. Но по моей просьбе мальчишки умудряются находить мне детективы (хоть такое чтиво!).
У меня проблема с одеждой: короткая юбка стала привлекать внимание (это после 7 месяцев!), платье с декольте уже тоже не оденешь. Проснулись уже самые скромные. Не смотря на жару, хожу в черном, наглухо закрытом свитере и длинной юбке. Что буду одевать в Африке?
Сегодня опять травят тараканов. Нечем дышать. Думаю, завтра будут трупы не только тараканов, но и некоторых членов экипажа.
Кок, как и предполагалось, сломался, но его заменил Игореха матрос. Возможно, Арсентичу разрядка была нужна: уж больно напряженная у него работа. Слава Богу, это легло не на мои плечи. А я благополучно прошмыгнула в сауну. Правда, не на долго: тараканоморы выкурили меня оттуда вместе с тараканами.
11.05.97.
В 8.20 вошли в Гибралтар. Солнце светит сквозь рваные тучи. Марокканский берег выглядит великолепно: тучи, как пуховые подушки нанизанные на шпили гор, скалы выступают из моря, а в проливе - как по Невскому проспекту, в ту и обратную стороны, важно плывут разнообразные корабли.
III пом. Подловил меня на лестничном пролете, стал извиняться. Я удивилась: "к чему бы? Хамит он постоянно, но никогда еще не извинялся. Трезвеет, что ли? Или, наоборот, белая горячка началась?" К вечеру все прояснилось.
Он свою новую невесту пригласил в Питер (ну, не в деревне же под Мурманском ее принимать!), а кроме меня у него из знакомых в Питере никого нет (не к старпому же обращаться!). Принимать все время в гостинице - накладно будет. Не проще будет извиниться перед Галиной и воспользоваться ее гостеприимством? Она добрая, не откажет. Расчет прост.
У нас из непьющих еще был III механик, Володя. Наши алкоголики споили и его.
Спускаюсь на вторую палубу, а он ползет навстречу мне по трапу на четвереньках . Увидел меня, приподнялся, чтобы раскланяться, и рухнул с лестницы. Пришлось соскрести его в кучку и, с помощью Игорехи-матроса, доставить в каюту. При этом, он, еле ворочая языком, просил меня не прекращать его уважать.
12.05.97.
В 8.30 вошли в Оран. Груза здесь немного, и мы думали, что через пару часов уйдем отсюда. Но запустить - нас запустили, а грузчиков не дали. Арабы и есть арабы!
На швартовке на руле стоял Малыш. Во время маневрирования между судами, стоящими у причалов, с ним случился обморок. Отравленный организм алкоголем и тараканьим ядом, не выдержал нагрузки. (Надо сказать, я была права, когда говорила, что будут человеческие жертвы На следующий день после травли голова болела у всех, даже у непьющих.)
Так вот, чисто случайно в этот момент кэп был трезвый (наиредчайший случай в нашей практике!) и четко сработал не руле, моментально заменив Малыша. Швартовка прошла благополучна. Думаю, здесь помогли мои молитвы.
Толя прекратил пить уже вчера, но не потому, что осознал, а оттого, что позавчерашняя травля через борт на холодном ветре, подарила ему простуду в виде радикулита с температурой 38*, и
антибиотики запивать спиртом он не решился.
20.20. Вышли из Орана. До Мастаганема 50 миль. Идем 16-узловым ходом. Будем на его рейде часа через три.
Спустилась в чайхану за обещанной мне книгой, где народ "расслаблялся"", и меня мальчишки поймали на "крючок". Эти хитрецы догадались задержать меня темой про паруса. Завалили вопросами, и я "залилась соловьем" Похоже, им и в самом деле, было интересно слушать про гонки, про "Кати сарк", про наши походы.
13.05.97.
К борту подошел лоцман, и через 15 минут мы швартуемся в Мастаганеме. Здесь тоже груза не много. Если не будет "арабских неожиданностей", то сегодня же и уйдем.
Похоже, у народа кончается пойло: стали постепенно разглаживаться лица.
Кэп связался с "Асполом" и нам сообщили, что сменный экипаж вылетает в Тунис 22.05.97.
Неужели скоро конец мытарствам?!
В 14.00 вышли из порта, идем в Скигду.
Сегодня юбилей - 7 месяцев нашего плавания. Арсентич с Игорехой-подводником зовут меня посидеть с соком и фруктами. Игореха не пьет, а Арсентич, в какую компанию попадает, соответственно ей и ведет себя. Посидели, потравили байки из прошлой жизни и, довольные собой, разошлись по каютам.
14.05.97.
Народ начал суетиться по поводу передачи дел. Последний раз поменяла белье.
Пришел Арсентич, просит крем, смазать потертости. Крем дала, но усомнилась, что потертости исчезнут.

15.05.97.
В 7.50 ошвартовались в Скигде. Разгрузка идет полным ходом.
У меня в кладовой из-под замка пропадает белье. Каждый день складываю и пересчитываю его, и каждый день в стопках не хватает то того, то другого. Одновременно с этим, капитан заваливает меня грязным. Он запросто может простыней, только что принесенной, вытереть пот с лица, оставив при этом на ней черный след, и бросить тут же под ноги. Но в основном, он вытирает кровь, которая хлещет у него из носа ручьем каждый день, после хорошей дозы спиртного.
Белье не поддается стирке: биологические пятна плохо выводятся, если хватиться сразу, и не отстирываются вовсе, если пролежат неделю. А такое белье он носит мне каждый день. Не пойму, только, где он его прятал?! В общем, чем ближе к сдаче, тем больше у меня работы, хоть начала подготовку к этому моменту задолго.
Решила опечатать дверь кладовой.
Вот где дед на мне отыгрывается! Акты на списание белья, которое загадил кэп, мне не подписывает.
Настирала, нагладила партию белья, подхожу к кладовой, что бы положить белье на место, а на двери сорвана печать. Нет 4-х махровых банных полотенец! Ну, боров! Мало того, что я на него стираю дополнительно, и он не дает мне подготовить отчетность, он даже не признается в содеянном! Он что же, думает, что я совсем дура и не вижу, где прибывает и откуда убывает? Кому надо, все уже давно наворовали. Даже тот же дед - делал это методично, на протяжении всего рейса. Кстати, я прекрасно знаю, у кого, сколько комплектов задержалось, и кто мне сколько вернул. Все же на учете! Пару раз кто-нибудь схитрит, и уже знаешь, от кого чего ожидать. И все хитрости деда и кэпа наперед знаю. Злости на них не хватает!
Пришло сообщение, что нам билеты взяты на 24.05.97, но не в Питер, а в Москву. Оттуда как хошь - за свой счет. Черт с ними, пусть хоть до Москвы, но, как по анекдоту: "хоть тушкой, хоть чучелом, а сваливать отсюда надо!"
На камбуз забежал Малыш и попросил что-нибудь для местных котов, оккупировавших трап нашего судна. Я дала ему куриные потроха из остатков супа. Санька поскользнулся на только что вымытом мною полу и опрокинул миску. Я в сердцах назвала его тем же, на что недавно обиделся Игорь. В это самое время сюда заглянул Игорь и опять обиделся: "Как так?! А кто же тогда я? Ведь это я - попа с ушами! Я!"
16.05.97.
С утра ко мне подошел капитан и "обрадовал" грудой заскорузлой посуды, которую он, якобы, отвоевал у деда. Я дала ему понять, что хотела бы поговорить по поводу пропажи белья из кладовой. Он дружески потрепал меня по плечу: "спишем, все спишем, дорогая".
"Спишем" - это хорошо, но можно, хотя бы воровать из одной какой-нибудь стопки, чтобы мне каждый раз не пересчитывать их все? А потом, как он спишет, когда без подписи деда акт не действителен? А он подписывать отказался наотрез.
Ладно, пусть только попробуют повесить все это на меня - докладную накатаю в "Аспол" на обоих!
На судне опять гудеж: самый молодой член команды, Игореха-матрос, стал отцом.
Завтра день рождения у Коли. На сколько мне известно, все, что у него было припасено для этого дня, он уже "съел" неделю назад. Здесь покупать проблематично: нас не выпускают в Алжире в город. Самое далекое расстояние, какое можно пройти по порту, это до соседнего судна, если оно того же государства, что и твое. Но наши ребятки навострились давать деньги солдатам, и те приносят заказ, придя через двое суток на вахту. Это имеет смысл, если мы стоим в порту долго.
Вряд ли мы простоим здесь столько. Так, что, есть надежда, что пьянка у них будет скромнее, чем обычно.
Сегодня, пока загорала на своем "пляже", за трубой, один араб, из рабочей бригады, влез на стрелу рабочего крана соседнего судна, что бы лучше меня видеть, и просидел там весь мой перерыв, почти 2 часа, наблюдая за мной. Вот работничек! А в прошлом порту, когда я вышла размять ноги на причал, арабы прекратили работу и уставились на меня. Один оступился и упал в трюм, сломав себе ребро. Наш кэп сделал мне "внушение" и запретил сходить с судна во время разгрузочных работ, во избежание международных конфликтов Ну ни идиотство?
18. 05. 97.
Вчера у меня был удачный день. Во-первых, я утрясла вопросы с капитаном и старпомом, стравив, их друг с другом, по поводу акта-передачи, и в результате каких-то там совместных махинаций, у меня на руках оказался нормальный документ. Во вторых, мне удалось выудить из кэпа все белье, которое он у меня перетаскал, за исключением 4 полотенец, которые у меня числятся в меньшем количестве, чем имеются, т.ч. его воровство для меня проходит безболезненно. А в третьих…, но расскажу все по порядку.
Коля уломал меня, чтобы отпраздновать свой день рождения в моей каюте. Объяснил, что его каюта рядом с ненавистными дедом, кэпом и старпомом, и с таким соседством, особо не разгуляешься. Я их тоже ограничила в разгуле: сказала, чтобы в 23.30 все вымелись из моих апартаментов
Праздник, действительно, получился удачным, т.к. на 5 человек у нас была литровая бутылка "Абсолюта", фрукты, сок., и никто не напился. Получился как бы прощальный вечер, когда вспоминается только хорошее. Я приятно была удивлена, что члены этой компании, в трезвом состоянии, не лишены тонкого юмора и некоторых возвышенных стремлений.
В половине двенадцатого моя каюта действительно была свободна, и я ушла принять душ.
Вернувшись, обнаружила на столе стакан с холодным квасом, стенки которого были покрыты испариной и манили утолить жажду. Я поднесла руку к стакану, и тут же отдернула: на стакане сидел жирный таракан и хлебал мой напиток. Увидав меня, непрошеный гость бросился наутек в ящик стола. Поборов чувство отвращения, я последовала за ним. Таракан был явно проворнее меня и скакал из ящика в ящик, дразня своей ловкостью. Не желая отставать, я рванула ручку последнего ящика, и тот вылетел из пазов. Вихрь, вызванный моим рывком, закружил какую-то бумажку, лежавшую на дне стола, и бережно опустил ее на мои колени. Я уставилась на нее, не веря в свое счастье: на моих коленях лежала купюра, достоинством в 500 шведских крон (около 100 долларов США)! Я даже забыла про своего беглеца, разглядывая находку, но не надолго. Наглец, снова вылез и "сел на стакан". (Похоже, это обстоятельство свойственно большинству обитателей нашего судна). Пришлось его уничтожить т.к. даже за такие взятки я не терплю нахалов.
Сегодня у меня был забавный инцидент с капитаном. Даже не знаю, как назвать его поступок. Глупость? Наглость? Судите сами.
Заходит ко мне в каюту и спрашивает: "Галя, вы согласны в Тунисе, в гостинице поселиться с кем-нибудь из мужчин?" Я опешила. Захлопав глазами, и чуть не захлебнувшись воздухом, я выпалила: "Как вам в голову мог прийти такой дурацкий вопрос? Конечно, нет!" Тогда он говорит: "Я должен знать это заранее, чтобы заказать вам еще один номер, но оплату за него я удержу с вашей зарплаты". Я, уже став приходить в себя и поняв, что он хочет за мой счет поселить свою жену, сказала: "Простите, но это не мой вопрос. Фирма должна обеспечить меня гостиничным номером так же, как и других членов экипажа". Он мне на это: "Эта дурацкая фирма не хочет думать о нас. Она нам предоставляет всего десять двухместных номеров". Я в ответ: "Десять номеров на 19 человек (двадцатая - его жена) - это более, чем достаточно. Если желаете, можете поселить свою жену в мой номер". Он: "А тогда, с кем я буду спать?" - Я: "С дедом, хотя бы!" -Он: "Он храпит, а я этого не люблю" - Я: "Простите, но этого не люблю и я". Он пожал плечами и удалился.
Ну, как вам это нравится? Мужики, узнав такую новость, хохочут надо мной. Как только видят меня, спрашивают: "Ну что, Галина, надумала с кем поселишься? Мы все готовы, выбирай любого!".
В 20.40 вышли из Скигды. Направляемся в Тунис. Через сутки будем там. Капитан боится, что если нас заведут 21-го утром и быстро разгрузят, то к вечеру выгонят на рейд. А у нас смена приедет только 22-го.
21.05. 97.
Бог услышал его мольбу и устроил нам, не на долго, густой туман. Как раз, что бы придти, когда нужно. Сейчас жуткая жара. Все ходят мокрые, дышать нечем. Каждая свободная минута - под душ. Но отдыхать и прохлаждаться некогда: надо упаковаться, достирать остатки белья (народ достает из загажников и подкидывает мне, тем самым, работенку и усложняя отчетность).
Сегодня подозвал меня капитан и доложил, что пробил мне отдельный номер в гостинице за счет "Аспола". Мне или своей жене? Я уточнять не стала, поблагодарила его за такое внимание к моей персоне.
18.20. Ждем лоцмана, чтобы войти в Тунис.
Я уже собрала свой багаж. В одной сумке более 20 кг. - подарки старпома и шефа из сэкономленного хозяйственно-продуктового запаса. Представьте себе: вместо желанного телевизора привезу рыбные консервы, стиральный порошок и туалетную бумагу.
Сшила вторую сумку из Санькиного подарка - белого брезента. Вместо пуговиц - российские рубли. Толя просверлил в них отверстия и получились замечательные пуговки!
Идем по каналу. Какая красотища! Вдоль канала - две дамбы, по одной с каждой стороны. На правой - шоссе, в середине которого, трамвайные пути, отделенные от дороги пальмами За дамбой - большой кусок моря, затем, великолепный пляж, за которым простираются массивы современных строений. Слева за дамбой болотистая местность. За "болотом", так же, застроенный берег. Канал тянется километров на десять минимум. Затем, резкое расширение - это акватория порта.
На судне образовалась очередь на весы. Народ таскает на них сумки, тюки, чемоданы. Нельзя превысить вес 40 кг. Иначе - плати по 5$ за каждый лишний килограмм.
Стиральная машина не выключается, утюг тоже. Народ не дает мне работать. Игорь (III пом.), как всегда, наглеет: просит, что бы я постирала и погладила ему его личное белье, а то он, бедняга, никак не может поймать момент! Больше делать мне нечего, как стирать ему, за все его гадости!
В последний раз иду в сауну и проделываю весь комплекс ухода за собой: натираюсь лимоном, затем, медом и, напоследок, ополаскиваюсь чаем "каркаде" из лепестков сирийской розы.
22.05.97.
С утра, как заведенные, встречаем смену, передаем дела…
Сейчас, в роскошном номере отеля, не вылезая из постели, разговариваю с домом по телефону. Стоило 7,5 месяцев мучиться на судне, чтобы почувствовать всю прелесть свободы и комфорта!
Скоро буду в объятиях мужа, и начнется другая жизнь, которой нет дела до этого, подошедшего к концу, рейса