МА, 2. Чтение и наблюдение

Ав Баев-Баёв
               
                У ЛУКОМОРЬЯ ДУБ ЗЕЛЁНЫЙ …
            
ПРЕДИСЛОВИЕ.2007 год в России объявлен годом Русского языка. В связи с этим, предлагаю вниманию читателей и ученых своё понимание проблем русского языка. Буду рад, если найдутся соратники, разделяющие мою озабоченность, или оппоненты, не согласные с моей точкой зрения. Я разделяю позицию ученых и деятелей культуры, что сохранение языка – это сохранение этноса. Русский язык (как, великий и могучий), русская словесность сегодня  особенно нуждаются в защите и бережном отношении со стороны их носителей.

Ученые и деятели культуры озабочены проявлениями развивающегося глобального кризиса во всех областях жизнедеятельности человека. В открытом письме "Московского клуба", подчёркивается, что общество вступает в полосу духовного кризиса. Цитата: "Массовое сознание становится все более манипулируемым под воздействием массовой культуры и СМИ, где духовные начала практически полностью заменены рекламно-коммерческими штампами".[85]. 

Преодоление духовного кризиса тесно связано с формированием сознания каждого индивидуума. В письме подчёркивается необходимость "понимать законы духовного единения и взаимосвязи на основе научных методов познания". Базой для такого понимания послужит "духовный, научный и практический потенциал, накопленный в течение тысячелетий народами нашей планеты и содержащийся в их культурных традициях".

Для демонстрации духовного потенциала русской традиции я взял стихотворение великого русского поэта А.С. Пушкина из поэмы "Руслан и Людмила".[2]. При изучении его я увидел призыв поэта к нам, потомкам, учиться видеть в письменных знаках и словесных символах сокровенные послания Мудрецов прошлого, призывающих познать самого себя, чтобы познать законы Вселенной. В какой степени мне это удалось, предлагаю оценить Вам, читатель.

Прежде всего, я надеюсь на реакцию студентов педагогических ВУЗов, ибо их усилия, как будущих педагогов, могут помочь сохранению русской словесности. Я надеюсь, что размышления над нижеприведенным эссе могут заинтересовать студентов, обучающихся по направлениям философии, педагогики, литературы, психологии, культуры и другим гуманитарным дисциплинам. Может, моё повествование и ваши усилия разбудят  засыпающую в нас способность к наблюдению.

                ЧТЕНИЕ и НАБЛЮДЕНИЕ.

Кто-то метко выразился:
– Школа нас учит читать, но никто не учит нас наблюдать.

Предлагаю вспомнить известное всем с детских лет стихотворение А.С. Пушкина "У лукоморья…", являющееся предисловием в поэме "Руслан и Людмила". Оно завораживало детский ум своей красотой, подготавливало юное сознание к восприятию увлекательного сюжета поэмы, проникнутой любовью, благородством, подвигом и справедливостью.

Для продолжения темы приведу текст стихотворения полностью:

У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том;
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
                Идёт направо – песнь заводит,
                Налево – сказку говорит.
                Там чудеса: там леший бродит,
                Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без, окон без дверей;
                Там лес и дол видений полны;
                Там о заре прихлынут волны
                На брег песчаный и пустой,
                И тридцать витязей прекрасных
                Чредой из вод выходят ясных,
                И сними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
                В темнице там царевна тужит,
                А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой;
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух… там Русью пахнет!
                И там я был, и мёд я пил;
                У моря видел дуб зелёный;
                Под ним сидел, и кот учёный
                Свои мне сказки говорил.

В юности создавалось впечатление, что сказочный сюжет предназначен для юного человека и только. Взрослый человек едва ли перечитывал это стихотворение для себя, а не для внуков. Если так, то еще не поздно помыслить над тем, что написал Пушкин; но для этого придется включить свойство наблюдения.

Я никогда не предполагал, что буду перечитывать поэму "Руслан и Людмила"; просто случайно столкнулся с книгой, перебирая детскую библиотеку внучки. Мой опыт жизни и накопленные знания позволили по-другому взглянуть на произведение А.С. Пушкина. Стихотворные строки  позволили мне по другому взглянуть и на усилия ученых,  решающих основной вопрос философии: отношение сознания к бытию, духовного к материальному, и что является первичным – душа или тело человека.

При осмысливании символов, изображенных автором в стихотворении, их сочетание и динамику, пришлось  составить специальный глоссарий символов с точки зрения  сугубо личного их понимания. Предлагаю их вашему вниманию.

ЛУКОМОРЬЕ (морской залив) – краешек бесконечного океана Вселенной. Ньютон утверждал, что Человек –  это всего лишь ребенок, играющий на берегу океана знаний.

ДУБ ЗЕЛЁНЫЙ – Существо человека, включающее вечно развивающееся Сознание (духовное измерение). Раскидистые ветви, с причудливыми изломами, устремленные во Вселенную – символы уникальности духовного мира (сознания) личности. Листья, похожие на многопалые, нежно-жесткие лапы невиданных зверей, выполняющие природный обмен веществ – символы органов чувств и обмена, впитывающих и излучающих информацию. Ствол и корни – тело человека и инстинкты, управляющие телом; символы связи человека с животным прошлым и эволюционирующей природой.

ЗЛАТАЯ ЦЕПЬ – ограничение сознания бытием, граница чувственного восприятия мира; своеобразные оковы, обусловливающие душу человека – его божественную искру.

КОТ УЧЁНЫЙ – ум, насыщенный информацией, т.е. интеллектуальная сфера сознания индивидуума; его голова.
И днем и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом – свойство ума, заключающееся в его постоянном движении: днем в бодрствующем состоянии, ночью (в сновидениях) в состоянии сна. При этом, путешествие ума ограничено цепью паттернов (стереотипных моделей), сформированных умом и хранящихся в памяти человека.

ИДЁТ НАПРАВО – песнь заводит, НАЛЕВО – сказку говорит – свойство ума постоянно болтать, менять направление мышления, делать заключения до противоположных предыдущим, т.е. освежать паттерны под влиянием более убедительной информации. Есть в русских сказках другой синоним ума – кот-баюн.

ЛЕШИЙ бродит, РУСАЛКИ на ветвях сидят – мыслеформы, мыслеобразы различного типа в движении и статике, циркулирующие в сознании при мышлении.

ЧУДЕСА – информация, проникшая в интеллект из интуитивной сферы сознания. По причине спонтанности возникновения  такой информации человек  воспринимает этот акт как озарение, как необъяснимое чудо.

НЕВЕДОМЫЕ ДОРОЖКИ – неведение человека в отношении: кто он, откуда и куда идет. Неисповедимы пути Господни. Известное высказывание Иисуса Христа: "Господи, прости их! Ибо они не ведают, что творят".

Следы невиданных зверей – остаточные впечатления от воспринятой органами чувств информации из окружающей среды, сформированные интеллектом или без его участия, и присутствующие во всех сферах сознания.

Избушка – память; мозг, как хранилище обработанной интеллектом информации.
Курьи ножки – нервная система, связь органов с головным мозгом.

Лес и дол видений полны –  умственные фантазии, воображение, мечтания, грёзы.

Там о заре прихлынут волны на брег песчаный и пустой – свойство сознания, очнувшись от нереализованных (пустых, рассыпавшихся как песчаный замок) грёз,  воспринимать  действительность в виде реальных ощущений.

И тридцать витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных – тридцать дней месяца. Дядька их морской – солнце, сопровождающее каждый день.

Королевич – разум. Грозный царь – ум в состоянии неведения; слуга, возомнивший себя хозяином и заглушающий голос разума; эго.
Королевич мимоходом пленяет грозного царя – способность, присущая разуму без особых усилий (мимоходом) поставить ум на место. Похоже, это относится к ситуации, когда ум зашёл за разум.

Колдун – психическая энергия, дух; человек как духовная сущность.
Богатырь – материя, материальная сфера человеческого существа.
Через леса, через моря колдун несет богатыря – символическое изображение единства духа и материи во Вселенной, а не противопоставление одного другому.

Царевна – интуиция, одна из сфер сознания.

Темница – неведение, свойственное интеллекту.
… царевна тужит – интуиция, не понятая интеллектом. В противовес: интуиция, воспринятая интеллектом – проявление мудрости. Человек с развитой интуицией  на Руси считался просветлённым (просвещённым, святым), в Индии и Китае – пробуждённым (буддой). У Пушкина есть и другой синоним интуиции – спящая царевна.

А бурый волк ей верно служит – Сердце, по преданиям считается местонахождением интуиции. (Не потому ли, Волк бурый, а не серый? В природе красный волк принадлежит семейству псовых, имеет рыже-бурую окраску, занесён в красную книгу МСОП). Волк и сердце на Руси олицетворяли преданность, верность.

Ступа с Бабою Ягой – символы инстинктивной сферы сознания – наследие эволюционного прошлого.
…идет, бредет сама собой – функции дыхания, кровообращения, пищеварения, движения, обеспечения жизнедеятельности тела осуществляются инстинктивно, без участия интеллекта – само собой.

Царь Кащей –  страсти, низменные инстинкты. … над златом чахнет –  материальные богатства, способствующие оскудению души.

Там русский дух … – бытие, окружающая среда, материя –  факторы, влияющие на сознание человека.

… там Русью пахнет! – символизирует, что сознание человека и конкретного общества воздействует на окружающую среду, вплоть до разумной Вселенной.

***
Конечно, это мое личное понимание стихотворения, и я не намерен свое мнение кому-либо навязывать; тем более, не призываю принимать его за истину. Для меня же здесь просматривается не сказочная, а философская концепция А.С. Пушкина.

Я  не знаю, предполагал ли сам Мастер поэзии такую трактовку своего стихотворения. Древние мудрецы утверждали: Мастер – это полый бамбук, он является лишь проводником божественной музыки к чувствам слушателей. Где-то читал, что Пикассо очень злился, когда его просили объяснить смысл той или иной его картины. Можно ли выразить словами комбинацию нескольких штрихов этого художника, в совокупности изображающих Голубя Мира? Видимо не зря о творческих людях говорят: он не от мира сего.

Музыканты и художники по-своему прочитали поэму А.С. Пушкина. М.И. Глинка выразил свое понимание в опере "Руслан и Людмила". Известны: картина "Бой Руслана с Головой", кинофильм "Руслан и Людмила",  в них свое понимание поэмы Пушкина.
Каждый человек увидит в символике Пушкина свои образы, как по глубине и широте, так и по высоте полета мысли. Но это уже зависит от  опыта жизни индивидуума и умения не только читать, но и наблюдать.

По окончании стихотворения А.С. Пушкин пишет об умении наблюдать (вкушать), видеть и слышать:
               И там я был, и мед я пил; 
               У моря видел дуб зелёный;
               Под ним сидел, и кот ученый
               Свои мне сказки говорил.

Конечно, А.С. Пушкин умел наблюдать. Да и другие авторы  заканчивали сказки словами: и я там был, и мед я пил; по усам текло, да в рот не попало! А выражение: "сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок", разве не приглашает нас к размышлению над аллегорическими образами сказок.


Намерение моего повествования заключается лишь в том, чтобы побудить читателя к наблюдению, видению и слышанию, и к более широкому – духовному видению, может быть даже, иррациональному мышлению. Мир сам по себе изначально иррационален, так как он несет в себе духовную составляющую; человеческому же уму легче оперировать рациональными понятиями.

По этому поводу, уместно вспомнить высказывание Артура Шопенгауэра: "…никакими преимуществами не гордится так человек, как духовными; ведь на них только и основано его преимущество перед животными".

Век рациональных (нетворческих, бездуховных) подходов в образовании, воспитании и жизни может окончательно лишить человека такого преимущества.
               
                Вологда, март 2007.

PS:  Это была неудачная попытка опубликовать статью для студентов педагогического университета.

По признанию профессора, заведующего соответствующей кафедрой университета, в научном мире Пушкин А.С. после написания им произведения "Борис Годунов" считается больше философом, нежели поэтом. Увы, опубликовать мою статью не сочли нужным.