Письмо четвёртое. Помянём Володю

Галина Гусева
29/11/96г.
Мы опять в море. Второй день не могу не думать о Бутове. Всё же, лишний раз убеждаюсь, что Бог есть на свете и воздаёт всем за всё. По-человечески, мне очень жаль его, тем более, что Всевышний дал ему огромный талант организатора. Причём, организатора в любом деле, даже если это не касалось его сферы деятельности. Создатель долго терпел его богохульства, предупреждая и давая время одуматься. И вот возмездие совершилось. Такая жуткая гибель, которую ты мне описал, могла постичь только великого грешника.
Когда мы в средиземке узнали о гибели двух яхт, я и представить себе не могла, что где-то рядом, с третьей яхты, был смыт, огромной волной, за борт, хорошо знакомый мне человек. Его крепкая физическая подготовка и уверенность в себе не смогли уберечь его от жестоких сил природы.
Ещё в первые дни пребывания моего на судне, я узнала, что в прошлом году "Мир" стоял в Бремерхафене рядом с "Игаркой" и наши капитан и стармех ходили туда в гости, где и познакомились с Бутовым. В день, когда я узнала о постигшем его горе, мы зашли в местный "pub", и помянули его грешную душу. Впрочем, упора на "поминки", не было т.к. тело его ещё не найдено, а значит, он мог каким-либо чудесным способом спастись, поэтому мы просто вспоминали его, стараясь не касаться его негативных сторон, и поднимая стаканы за то, чтобы Бог дал ему последний шанс.
Володя был душой всех компаний. Организовывал чудестные праздники. Не умея играть ни на одном музыкальном инструменте, в короткий срок создал ВИА из трёх гитар и ударника, где умудрился играть и петь да ещё выступить на немецком телевидении, когда "Мир" стоял у них на ремонте. Но он был страшный безбожник. Однажды, проезжая на своей машине с женой и дочерью мимо церки, на предложение жены зайти в собор, поставить свечи, Володя разразился бранью в адрес церкви. Через 2 минуты они попадают в жуткую аварию, в которой погибают жена и дочь, а он несколько дней не выходил из комы, пролежав два месяца в реанимации. Этот случай не убедил Володю, и тот продолжал нести по кочкам духовенство. Похоже, у Бога лопнуло терпение.
Второй день у меня фонтанирует  носом кровь. На всём судне холод собачий, все мёрзнут, ходят с соплями, а у меня одной в каюте духота как в мексиканской пустыне, около сорока градусов. У меня раскрыт иллюминатор, включён на полную вентилятор, а дуновения - никакого. Ночью уснуть невозможно: задыхаюсь. По-видимому, сломалась какая-нибудь заглушка на вентиляционной системе в подволоке моей каюты. Тут без мужика не обойтись, придётся идти к кому-то на поклон. Интересно, в чьей компетенции этот вопрос?
30.11.96г.
Встала с постели с головной болью. Ночью опять шла из носа кровь. Вчерашняя моя лень, удержавшая меня от поисков нужного человека, заставила меня мучиться вторую ночь.
Приняла цитромон, и мне полегчало. Но, все равно, надо заняться вопросом обитаемости моей каюты.
Хочу сказать, что мир тесен: пару слов ещё об одном нашем с этой командой общим знакомом, - о Иванове Руслане, да простит он мне написанное! (я -то с ним в нормальных отношениях и считаю его далеко не дураком).
Помнишь, Борис, когда директор яхт-клуба послал тебя в Германию на поиски "Новика", которого Руслан угнал, пользуясь неразберихой в делах БМП и ты нашёл его в Любике? Где-то примерно в это же время там же стоял наш экипаж, только он был тогда на "Мурманске". Руслан постоянно ошивался у них на судне и успел своим нахальством и вымогательством поднадоесть кепу и деду.
Представляешь? Ты там стоял с ними рядом и не знал, что через год твоя жена будет работать с этими людьми.
01.12.96г.
Вчера у двух наших членов экипажа был день рожденья. Праздновали все. Даже меня затащили в "чайхану". Хорошо, судно идёт на автопилоте.
На этом празднике у меня было ощущение, что именинница - я, столько внимания мне было оказано: завалили меня шоколадом и фруктами, а под "занавес" гуляния поднялись всей гопай в мою каюту и устроили ей полный ремонт: пришурупили стол обратно к переборке, предварительно посадив места крепления на клей, зафиксировали на стене зеркало и, главное, починили вентилятор-кондиционер, который вернул моему жилищу прохладу.
02.12.96г.
Сегодня погода дивная! Небо голубое, солнце ласковое, вода чуть шипит за бортом от 15-ти узлового хода. Идём на юго-восток, значит на траверзе - Лиссабон..
Вчера вечером у нас ЧП: третий помощник исчез с мостика. В рубке никого, машина на автопилоте.
Дед, прогуливаясь перед сном, заглянул в святая святых и никого там не застав, продолжил поиск Вскоре пропавший был обнаружен крепко спавшим на штурманском столе, для мягкости подложивший себе под голову вахтенный журнал и, чтоб не затекали ноги, сложивший их на щиток прибора деконавигатора.

"Спящий красавиц" является отрыжкой, продолжавшего тлеть, костра именинного банкета.
За "третьим" числятся ещё кое-какие грешки, т.ч. капитан принял решение списать его с судна в первом же европейском порту… Боже! Как я ему завидую!
Кстати об отрыжке. Мой шеф сегодня не только не встал с перепоя на работу, а ещё и обмочился в постеле и принёс свои простыни мне стирать.
03.12.96г.
Вчера ворвался ко мне счастливый кэп и сообщил, что к нему в Антверпене прилетит жена.
Если Милаша хочет пройти с нами круг, то пусть поторопиться присоединиться к ней. Я попыталась вам позвонить, но связи не получилось.. Тогда я дала телеграмму из обрывков мыслей, т.к. полноценный текст разорит меня изрядно Надеюсь, вы общими усилиями расшифруете моё послание. Очень хочется, что бы рядом со мной был бы хоть один родной человечек.
Сегодня опять чудная погода и я первый раз, после Европы, загораю. Читаю Гиляровского "Москва и москвичи". Капитан самый читающий здесь человек. В перерывах между пребываниями в забытье, он занимается обменом книг с экипажами других судов. Помимо этого он ещё имеет на борту довольно сносную библиотеку. Поэтому и я могу выбрать для себя кое-что.
Попутно пытаюсь освоить английский язык. У меня уже заложено в режиме: в послеобеденный перерыв занимаюсь языком, перед сном - читаю, а пишу вам, когда тоскливо.
В нашей команде есть один матрос, очень длинный и огромный. Его зовут Сашей.. Впрочем, у нас два матроса Саши и оба длинные, но второй по сравнению с первым значительно уступает по размерам, и потому второму дали кличку "Малыш", а этот на столько внушительный, что ему и кличку боятся дать.
Так вот, этот Саша частенько забывается и при мне матерится. Сначала я старалась не замечать, кося под дурочку: вроде, отвлеклась, не слышу. Потом стала его одёргивать. Все в экипаже давно при мне не ругаются, а этого никак не отучить.
Сегодня за игрой в нарды, при разоблачении своего противника-шулера, он выдал такой каскад отборной брани, что меня подбросило на стуле и вынесло вон из салона, как взрывной волной.

Думала - придёт извиняться, а он даже не заметил моего возмущения. Пришлось применить действенные меры: написала рапорт на имя капитана, но отдала его не кэпу, а самому Саньке, прибавив устно что это, мол, дубликат, а оригинал пойдет по назначению в том случае, если инцидент повторится.
Надеюсь, мой педагогический приём сработает. В худшем случае меня будут бить.
Сейчас 22 часа по местному. Встали на рейд у алжирского порта Оран.
Завтра четверг. Хорошо бы выгрузиться - в пятницу у арабов выходной. Впереди ещё шесть их портов и Тунис, можем к Новому году не обернуться. А эти деятели, зная наше стремление в Европу, будут тянуть, вымогать капитанские подачки: сигареты, виски.
04.12.98г.
В 7.00 утра вошли в Оран, выгрузили два контейнера и в 12 00 вышли. Удивительно! Никаких происшествий! Следующий порт в 70-ти милях отсюда. К вечеру будем в Мастаганеме, но тут-то мы и застрянем на арабском уик-энде.
09.12.98г.
Вчера днём вышли из Мастаганема и сегодня в 6 утра встали на рейд Алжира. Здесь стоит масса судов, все ждём своей очереди. Возможно, нас пропустят раньше некоторых, у которых капитаны не знают здешней кухни, а наш знает всю последовательность раздачи подарков и потому входит в порты по хорошо отлаженному местному графику. Задержки возникают только благодаря уличным беспорядкам, вызванным гражданской войной.
Эти дни вам не писала, потому, что жизнь на судне течёт однообразно Было одно не большое развлечение: ходила с кэпом на соседнее судно из Жданова. Обменялись книгами и кассетами, попили напитки (кто колу, кто коньяк),
Валентин таскает меня за собой как обезьянку на верёвочке - хвастается экзотическим приобретением. Ну как и ты, Борис. И твоими же словами рассказывает: и что я дипломированный капитан яхты и что пою и играю на фортепиано и аккордеоне и т.д. и т.п.
11.12.98г.
Мы всё ещё стоим на рейде. Ни одного судна не запустили в порт. Нас болтает на зыби. Не поймёшь, в какую сторону волна. Будто волна на волну накладывается под тупым углом. Да ещё течения не понятные. Судно крутит на якоре непонятно как. И остальные суда стоят, все повёрнуты в разные стороны.
Поменяли место стоянки, подошли ближе к берегу. И тут так же крутит. Меня всю ночь швыряло от тумбочки к переборке - не заснуть. В шкафах и столах банки-склянки пляшут как бешеные и такой перезвон стоит! Шумовой оркестр. Сколько ещё здесь находиться в этой музыкальной шкатулке? Как тут не поехать крыше?
Как-то с Валентином разговорились, и он похвастался мне, что в школе всегда был самым грамотным и предложил мне проверить себя на грамотность. В качестве теста дал мне головоломное предложение, которое вряд ли кто-либо когда-либо употреблял в обиходе, и в котором я умудрилась совершить 13 ошибок. Обидно. Я была о себе лучшего мнения.
У жены капитана после нашего отъезда из Питера, образовалась катаракта, и сейчас её прооперировали. Может в связи с этим её приезд задержится до следующего витка.
Мил, ты бы связалась с ней, приехали бы вместе. У неё сложности с языком, а так как у тебя этой проблемы нет, то вдвоём вам было бы добраться легче.
Кэп предполагает, что катаракта у его жены образовалась на нервной почве, после того как в аэропорту она увидела меня.
Очевидно, она хорошо знает, что от него можно ожидать. Но она зря ревнует: её муж на очень большого любителя, и, уж во всяком случае, не для меня. Единственное, что мне в нём нравится, это (очевидно, после разговора с Борисом) то, что он относится ко мне с уважением и требует от всех уважения ко мне.
Впрочем, остальным, по-моему, на меня совершенно наплевать. У нас каждый сам в себе и жизнь соседа их не трогает. Пыталась "завести" народ на подготовку к Новому году, но увидала в глазах у всех одну и туже фразу: "а не пошла бы ты…" Какой Новый год? У одних - вахта, у других - сон.
Чувствую, что праздник отмечать будем опять своей четвёркой. И сценарий написала зря.
23 часа 20 мин. Наконец, нас заводят в порт! Завтра выгрузка, а послезавтра опять пятница - арабский уик-энд.
Я только что из сауны. Какое это блаженство! Это единственная отрада на этом судне. Как я хочу домой!
14.12.96г.
Вчера с Валентином были в гостях на т/х "Толя Комар", тоже мурманского порта приписки. Там капитан сам из Феодосии.(работу нашёл, ну совсем рядом с домом!). Когда я сказала ему, что прожила в Феодосии десять лет, то мы долго искали общих знакомых. К тому же, он сказал, что я - копия его жены. Мамочка, ты, случайно не оставила там мою тайную сестрёнку?
Сегодня к капитану в гости приходил начальник Алжирского порта. Кэп позвал меня, и пока он беседовал со стивидором по поводу разгрузки, я развлекала гостя. Мы беседовали на английском. Я заливалась соловьём о своей яхте, об излюбленных моих гонках на приз "Катти Сарк", показывала фотографии. Он же рассказал мне об их свадебных обрядах..
Я не заметила, как подошёл капитан. После он указал мне на некоторые грубые, допущенные мною ошибки, и прибавил, что я уже довольно сносно объясняюсь.
Думаю, это просто тема была мне близка, потому и легко понималось. Но, всё равно уже есть какой-то сдвиг в моём учении.
16.12.96г.
Только села писать - в каюту стук. Пришел старпом, сообщить мне о том, что до первого января все должны провести инвентаризацию. Придётся идти по каютам и всё пересчитывать. Препоганое это дело - ходить по мужикам! Не люблю я это.
Очень долго торчали мы в этом порту, но, похоже, сегодня уйдём. Из-за задержки на рейде и медлительности арабов, Новый год будем встречать в Бискае. Звонить с судна не хочу: трансляция идёт на всю округу, все наш разговор слышат, кроме меня. Коля, наш радист, хоть и обещает связь без брака, но, очевидно, имеет ввиду иную связь.
Вчера у меня депрессия была в апогее. Металась по каюте как тигрица по клетке. Хотелось плакать, но как подумаю, что краска растечётся по физиономии и перекрашиваться - и приводить опухшие глаза в норму - потребуется минимум час, отказалась от этого удовольствия.
Что со мной? Вроде, никто особо не обижал. Очевидно, соскучилась по родным. Экипаж постепенно начинает раздражать. Наверное, я их тоже.
Бедному капитану вчера досталось от меня. - попал под горячую руку. Сделал мне какой-то неуклюжий комплимент, а я на него набросилась: сказала, что такие сомнительные комплименты делают легкомысленным женщинам. Он захлопал глазами, покрылся пятнами и, "поджав хвост", спрятался у себя в каюте. Сегодня обходит меня за три версты. Обиделся. Ну и Бог с ним. Пусть думает, что говорит.
18.12.96г.
Входим в порт Биджая /Алжир./ Вокруг красивейшие скалы. На мысу, где расположены створы, отдельно возвышается скала, на которой белеет старинный замок. В предпортовой части города одно из зданий привлекает внимание своей необычностью: оно является одновременно огромным широким мостом. Так забавно выглядит - под мостом на балконах сохнет стиранное бельё
17ч.40мин. Мы выходим из Биджайя. Здесь в это время начинаются сумерки, зажигается иллюминация Город зеленый, со старинными исламскими (если так можно выразиться) постройками: дворцами, домами, крепостными стенами, гротом. Город уходит ввысь, в гору и весь перед нами, как на ладони. Мы уходим всё дальше от порта, а он превращается в ряд новогодних ёлок: освещаются ленты дорог, "лесенкой" восходящие к вершинам гор, а между этими "гирляндами", сверкают разноцветными огнями, в хаотическом порядке, здания - новогодние ёлочные украшения..




20.12.96г.
Вчера в 7.05 утра ошвартовались в Скигде. Сегодня очередная пятница - в порту тишина.
Старпом опять достаёт меня с новыми заморочками.
Тут, намедни, я, с дуру, ляпнула про занавески, которые у меня не значатся. Теперь он решил их оприходовать и гонит меня опять по каютам их пересчитывать.
Народ косо на меня смотрит: что-то Галина зачастила в гости. Одиночество толкает на приключения, что ли? Как потом докажешь что ты не… верблюд?
21.12.96г.
Где-то через час, уходим.
Вчера вечером родилась у меня идея - нарисовать карикатуры на наших ребятишек. К Новому году сделать стенгазету - хоть чем-то растормошить коллектив. Села и пять картинок набросала, подписав к ним стишки. Раз не поднять народ на театральное действо, приходится обходиться своими силами.
У меня уже выработался условный рефлекс в результате двадцатипятилетней работы с людьми: праздники в д/садах и вечера в яхт-клубе. Подошёл очередной праздник - и у меня зудит. Сегодня удрала с кофе-тайма раньше обычного под видом подготовки к встрече лоцмана. Уж больно сильно пахло от моего соседа конём.


В 18.10 вышли из Аннабы. Идём в тунисский порт Сус. Это в 270 милях отсюда. Будем через сутки.
На последней стоянке нам ребята, со ждановского судна, принесли фильм "Распутин", американской экранизации. Посмотрели с интересом, правда фильм наивен, по сравнению с нашим. В героях не чувствуется русского человека, скорее англичане или немцы. Но всё равно интересен их заокеанский взгляд на нашу историю.
Кэп принёс мне детектив Д.Хейли, "Открытая дверь". Я не хотела читать, жалея на этот жанр время/ Однако, отбросила английский, Гиляровского, отчёт по тряпкам и проглотила роман за считанные часы. Только хотела взяться вновь за английский, а кэп мне новый детектив несёт. Я злюсь на него: отвлекает от дела. Послала его "в баню", кстати, ему туда давно пора.
22.12.96.
Утро, 9.30. Вчера вечером пришли в Тунис, ошвартовались в Сусе. Думала: выскочу прогуляться.
Но что-то власти не торопятся выдавать пропуска, а нам уже скоро уходить. Очень жаль - у меня были на Тунис большие планы. И позвонить вам и кое-что прикупить.
Это последний африканский порт, сегодня идём в Европу. Очень надеюсь на встречу с Милашей.
18 ч.25 мин. Мне всё же удалось вырваться в город. В 10 утра нам принесли пропуска. В моём распоряжении было пятьдесят минут. До центра, как выяснилось, не так то близко. Но мне повезло: на выходе из порта меня подхватил наш агент и подвёз меня к банку. Остальное всё там было рядом. Я даже успела сфотографироваться с местным жителем, стариком в лохмотьях, держащим под уздцы лошадь, запряжённую в телегу. За этот снимок, сделанный моим фотоаппаратом, и как я потом обнаружила, совершенно не качественный, мне пришлось выложить два динара (чуть больше двух долларов США).
На обратном пути мне опять повезло: меня подвёз шипшандлер, который видел меня у кэпа и сейчас узнал, случайно проезжая мимо.
Это всё произошло в бешеном темпе, даже позвонить вам не успела. Осмотр города практически не состоялся.
25.12.96 г.
Сегодня католическое Рождество. Вчера у деда было настроение собрать нашу четвёрку и "прорепетировать" празднование этого события, а заодно и отметить отвальную из Африки.
Мы славно посидели с шампанским, фруктами и конфетами.
Сегодня мы оценили правильность дедового вчерашнего настроения: начало раздувать. Начало раздувать ещё ночью, а сейчас уже болтает прилично. Всё убираем по штормовому. Нам будет не до Рождества. Впрочем, капитан является исключением: качка в этом деле ему не помеха.
27.12.96 г.
Сегодня с утра дивная погода: солнышко, тепло, волна успокоилась. Хочется позагорать, да жаль, нету времени - хочу перестирать всё перед Новым годом, да и генеральная уборка в капитанском салоне и у деда меня дожидается. К тому ж ещё надо выбрать время, чтобы спечь наполеон для команды, пока перестало качать.
01.01.97.г.
С Новым годам! За час до него получила от вас телеграмму. Лучшего подарка я не получала в жизни!
Праздник у нас вышел не плохой. Украсили ёлку цветными пробками от разных бутылок, я сделала бусы из фольги и цветных журналов, ребята наделали фонариков из жестяных пивных банок. Свечи в смастерённых нами подсвечниках, украсили столы (благо, перестало качать, и можно было не бояться, что опрокинется свеча и устроит пожар). Стены украшали ползучие растения, сорванные мною в последнем порту, которые стояли в вазах, сделанных из круп гречи и риса и которые, в свою очередь украшали кашпо, вплетённое в макроме.
Кроме этого, на другой стене висела огромная стенгазета с семью портретами и стишками. Сценарий праздника прилагался к газете, и каждый желающий мог представить себя в главной роли не состоявшегося спектакля.
Я опять пела и играла, мне подпевали, обнаруживая новые таланты. В общем, все были довольны.
Проходим Ла-Манш. Здесь уже зима. Снег залепляет иллюминаторы.
03.01.97.г.
Подошёл лоцман. Скоро будем в Бремене. Если на причале будет телефон - позвоню вам, если нет, то придётся ждать до следующего порта, т.к. здесь стоянка недолгая.
Возможно, удастся послать вам это письмо сразу, как придём в порт, поэтому прощаюсь с вами до телефонного звонка или до нового письма.
Как всегда, целую всех, всем привет и Новогодние поздравления.
Мама.