Голова, голова бицепсы

Константин Стукалов
 Есть упоение в бою,
       У мрачной бездны на краю

                Михаил Лермонтов
               

Как известно, тело всегда связано с душой. Гермес говорил: «Что вверху, то и внизу». Чем красивее человек внутренне, чем совершеннее его душа, тем красивее его тело. Если посмотреть древние фигурки людей, например найденные в Египте, в основном это фигурки мужчин, воинов, есть и женские фигурки - это очень красивые и правильные Люди. Стройные, сильные тела, мощная, развитая мускулатура.

Не гипертрофированные, надутые бицепсы, а натуральные мышцы, которые развиваются от физического труда. Наше тело является зеркальным отражением нашей души. Так считали древние люди. Возможно, они были и правы. Почему - то так случилось, что я втемяшил или мне кто - то втемяшил в голову, что человек если учится, то для чего - то, если тренируется, то опять-таки, для чего – то, если набирается опыта и знаний значит, человек рассчитывает этот опыт и знания где-то применить.

И если чел надувает свои бицепсы, изнуряя себя ежедневными тренировками и хавает всякое гавно, для того, чтобы эти бицепсы надувались значит, он хочет быть сильным, смелым и отважным мужчиной. А что делает сильный и отважный мужчина? Он становится или разбойником или защитником, потому, что «силушку богатырскую» нужно куда-то прикладывать, так уж устроена природа.

Люди, которые на берегу ходят в качковский зал и уродуют свои тела, для того, чтобы участвовать в соревнованиях, получать награды и всякие там премии. Люди, которые ходят в море и ни в каких соревнованиях не могут участвовать по определению, тоже качают свои бицепсы, для чего? Чтобы сражаться с морской стихией?

Быть сильными и мужественными? Помогать слабым? Ведь моряки испокон веков отличались от простых людей смелостью и отвагой. Как бы, не так. За два десятка лет морской практики я так и не понял зачем, многие моряки надувают себе бицепсы, если они, эти бицепсы абсолютно бесполезны и не помогают им в работе.

Наоборот они страстно оберегают свои бицепсы и всячески стараются избегать тяжелой работы. Поднимая в спортзале лежа по сто пятьдесят килограмм штангу, они не в состоянии взвалить на плечо двадцати килограммовую трубу и донести ее с палубы до кормы. Парадокс? И таких парадоксов я могу привести несметное количество.

Может под дурачков косят? Но зачем? Ну, да хрен с ними. Хочу рассказать забавный случай, произошедший несколько лет тому назад. Был у нас на пароходе матрос, хороший паренек, старательный, звали мы его «Витя дутый». И была у этого паренька заветная мечта, догнать и обогнать Шварцнегера по объему мускулатуры.

У каждого из нас есть или должны быть, по крайней мере, какие-то мечты, к которым мы стремимся. Вот и он упорно тренировался и качал свои бицепсы при каждой возможности. Закончился контракт в море, и мы прилетели домой. Как-то встретились в городе, и он пригласил меня к себе домой выпить по рюмашке. У него была молодая жена, они недавно поженились.

Я, как и положено джентльмену купил цветы, шампанское, коньяк и мы пошли к нему. Жена оказалась приветливой, веселой, умной молодой женщиной. В основном выпивали мы с ней. Подвыпив, мы разговорились о литературе, философии и психологии. Оказалось, что она окончила педагогический институт и сейчас устраивается на работу в школу.

Наш «Шварцнегер» уныло сидел за столом и косился на бутылку, когда же она закончится. Ему уже порядком надоели наши заумные разговоры, его тянуло к станку. Мы допили коньяк и я, видя настроение Витька, начал собираться восвояси, а напоследок предложил вечерком сходить в кабачок, потанцевать, отдохнуть. Женщина с восторгом приняла мое предложение.

Витек, собирая спортивную сумку, сказал: «Нет! Мы не пойдем, мне надо качаться». Простившись с хозяйкой, я вышел из квартиры. Витек, забросив сумку за плечи, вышел за мной. И вот когда мы уже начали спускаться по лестнице, дверь распахнулась, выскочила его жена и прокричала на весь дом: «Ты бы лучше Х… свой накачал, урод!»

Дверь с грохотом закрылась и наступила тишина. Не помню, какие чувства охватили меня, но Витек спокойно спускался по лестнице, насвистывая какую-то не знакомую мне мелодию. На улице мы молча пожали друг другу руки и разошлись. Больше я его не встречал. Забавная история, не правда ли. Лично я бы задумался.

С женщинами шутки плохи, они штучки еще те. Ну, что же, хорошо это или плохо, судить не мне, просто это есть и все. А вот еще одна история, связанная с крутыми, накачанными парнями,  произошедшая в лихие девяностые годы на одном из танкеров, который принадлежал новоявленным судовладельцам.

Компания эта не отличалась честностью и порядочностью по отношению к морякам. Гадкие условия, старые суда, двойные контракты. Если, кто не знает что такое двойные контракты, объясняю. В конторе вы подписываете контракт, который полностью соответствует всем морским конвенциям и требованиям профсоюза, то есть, нормальные условия работы, хорошая зарплата, ну и все остальное.

Прибыв на пароход, у вас этот контракт забирают, а вам дают подписывать другой контракт, с зарплатой в два раза меньшей и рабскими условиями труда. Честно говоря, я не встречал человека, который отказался бы подписывать этот контракт. Потом, в курилке возмущений было много, а в каюте капитана все безропотно подписывали эти контракты.

Ну так вот, на таком пароходе мне и пришлось поработать. Экипажи, были, конечно, упаси Господи, всякое отребье, собранное за взятки со всех уголков, развалившегося Советского союза. Как я туда попал? Меня попросили из моей конторы, где я работал сделать один контракт на этом пароходе, потому, что нужен был человек, имеющий опыт работы на танкерах.

Нас таких там было двое, я и донкерман, остальные вообще не имели понятия, что такое танкера. Соответственно и контракты у нас с донкерманом были нормальные. Но я отвлекся от темы. Экипаж подобрался на славу, одни спортсмены. Кого там только не было и боксеры, и каратисты, и борцы всяких стилей. Они меня достали, чтобы я выделил им помещение для спортзала.

В конце концов, я освободил большую кладовку и сделал им спортзал. Пусть тренируются, может защитят от хулиганов при случае. Они натащили туда всякого железа, сухого молока и каждый вечер наращивали свои бицепсы. Однажды в Англии, ни с того, ни с сего, ни с кем не посоветовавшись кто-то позвонил в ITF. Пришел инспектор, пытался выяснить у народа, в чем собственно проблемы, не добившись результата, пошел к капитану.

Естественно капитан предъявил ему все нужные бумаги и скорее всего инспектор сказал ему, что с судна был звонок, потому, что когда инспектор ушел, прибежал капитан, разорался и сказал, что он устроит всем кузькину мать. Так оно и случилось. Не успели мы пришвартоваться в Риге, как к нам пожаловали два хмыря, уголовного вида. Тогда это было нормально.

Они собрали всех в курилке и начали выяснять, какая падла вздумала жаловаться на компанию. Вели они себя нагло и вызывающе. И ладно бы были богатыри, ато так, шибздики задрипанные. Они курили, бросали бычки на палубу, плевали и обзывали всех разными словами. Мы с донкерманом сидели в уголке и наблюдали за нашими спортсменами. Казалось, что вот сейчас кто-то из них вскочит, махнет своей богатырской рукой и полетят эти бандюки по разным углам.

У каждого из них кулак был больше чем голова у этих блатных урок. Но ни один из наших сильных спортсменов, даже не поднял глаза и ни проронил ни слова. Они вжались в этот бедный диван всем своим могучим телом, похожие на сереньких мышек, которые боязливо замерли  при виде хищника.

Вскоре урки ушли. Они отработали свои бабосы. После их ухода начались разборки. Наши спортсмены вышли из ступора и начали набрасываться друг на друга. Донкерман позвал меня в свою каюту, достал бутылку, налил и мы молча выпили. Говорить было не о чем, да и не хотелось. Я могу приводить сотни таких примеров, но суть от этого не поменяется.


Можно накачать огромные мышцы, быть мастером боевых искусств, но если у тебя серенькая, трусливая и подлая душонка, толку от твоих тренировок, как от козла молока. Как показывает статистика морских крушений, в море выживают, не здоровые амбалы, а сильные духом, выносливые и смелые индивидуумы. И, конечно же, дружба и сплоченность экипажа.  Приведу некоторые отрывки из книги о боевых искусствах А. Тараса «Страх. Боевая машина».

Что же такое страх? Это эмоция, то есть переживание, возникающее  при угрозе  как  биологическому, так и социальному благополучию человека. Hе имеет значения,  насколько реальна сама угроза. Она может  быть  мнимой.  Главное, чтобы тот, кто боится, воспринимал ее как настоящую.

В зависимости  от  ситуации  и  от  особенностей  личности  человека, переживание страха варьирует в широком диапазоне оттенков: неуверенность, опасение,  тревога, испуг, паника, отчаяние, ужас. В тех  случаях,  когда переживание  страха  достигает  силы  аффекта,  оно  навязывает  человеку стереотипы так называемого аварийного поведения, сложившиеся в процессе биологической  эволюции.

Иными словами, разум в  этот  момент  полностью отключается и человек действует не  помня себя в точном смысле слова. Hо, к сожалению,  сами действия  сплошь  и  рядом  оказываются  нерациональными,  часто  такими, которые приводят к весьма печальным последствиям…

Культивируемый человеком образ  идеального  бойца должен  соответствовать его общей философии жизни. Если такого соответствия нет, если самое важное для данного индивида - ВЫЖИТЬ, а цена значения  не имеет, то ничего у него не получится. Идеальный боец не  думает  о том,  что врагов слишком много, что шансы на победу невелики,  что можно  сдаться на милость неприятеля.

Hе думает он и о том,  что  с ним будет, если он кого-то убьет, изувечит, сделает инвалидом. Он рассуждает иначе: меня хотят убить, значит враг должен  быть уничтожен!  Разве зверь помышляет о сдаче в плен или беспокоится  о том,  как  бы это не ободрать шкуру противника немного больше, чем следовало?  Даже если суждено погибнуть, это не волнует  идеального бойца.

Победа все равно останется за ним: он не сдался, не дрогнул и  не дал унизить себя. Собственное достоинство, самоуважение, гордость  для  него дороже жизни. Между тем есть много людей, которые позволят оплевать их от головы до пяток и вообще подвергнуть любому издевательству, только, чтобы не слишком зверствовали, а главное  - сохранили жизнь. Все, о чем говорится здесь - не для них.

Говоря  кратко,  Путь  боевых искусств - это процесс  превращения обычного человека в воина. А как выразился Карлос Кастанеда, «стать воином - значит сознательно выработать в себе набор специфических качеств  и  соответствующее  этим качествам  поведение».  Мас Ояма сказал  по  существу  то же самое, но иными словами:  «путь  боевых искусств сводится к обретению истинного смысла жизни через воинскую практику».
Видимо,  дело  в  том,  что  боевые  искусства  (конечно,  как  и некоторые  другие виды увлечений) позволяют удовлетворять глубинные потребности,  определяющие  все  наши  поступки. Эти потребности разделяются у людей на три основные группы: витальные, социальные и идеальные  (или  духовные).

Удовлетворение  витальных  потребностей обеспечивает  биологическое существование  индивида;  признание  со стороны себе подобных связано с социальными потребностями.  Что  же касается третьей группы, то именно здесь скрыта причина творчества, поисков истины, добра, красоты, справедливости, всего того,  что  в совокупности составляет смысл жизни.

Ведя разговор о человеческих потребностях,  следует   особо подчеркнуть,  что человек отличается от животных не  витальными  и даже  не социальными потребностями, а идеальными. Иными словами,  в каждом  из нас тем больше человеческого, чем сильнее наши  поступки определяются  стимулами духовного плана. В конечном  счете  (потому что  на  первый  взгляд это совсем не очевидно) жажда материального благополучия и сексуальных наслаждений, стремление к власти  или  к славе  -  все  это  в людях от первобытного стада  человекообразных обезьян.

В  самом  деле,  к  чему фактически сводятся  мечты  пресловутого «среднего  человека»,  которого антропологи  красноречиво  называют «голой  обезьяной»?  К  тому,  чтобы  как  можно реже напрягаться умственно и физически, как можно чаще отдыхать и развлекаться.

А в процессе отдыха и развлечений наиболее значимыми являются для него положительные  физиологические  ощущения,  особенно  сексуальные  и пищевкусовые. Короче говоря, огромная масса людей больше  всего  на свете  жаждет «ловить кайф» Сладко пить, вкусно есть, сношаться с лицами противоположного пола, нежиться в теплой водичке, валяться в мягкой постели или на горячем песке...

Что здесь такого, чего нет у животных? Чем подобное поведение - в принципе  отличается от поведения свиньи, которая нажралась  до отвала,  залезла  в корыто с теплой водой, нагревшейся  на  солнце, разлеглась там и хрюкает от удовольствия. Почему я об этом  говорю?

Да потому, что бесполезно  призывать  к  самоограничению,   к самодисциплине,   к  обузданию  ненасытной   плоти (то есть к нравственности) тех, чей идеал в том, чтобы как можно чаще «хрюкать от  удовольствия». Однако, если говорить о Пути боевых искусств, то следует отчетливо понимать: «голой обезьяне» он недоступен…»

Это очень маленькие цитаты из книги. Если вас это интересует, можете почитать книгу целиком. Я хочу сказать о том, что можно накачать огромные бицепсы, выучить все приемы боевых искусств и в то же время оставаться трусливой серой мышкой и подлой «голой обезьяной». В большей степени нужна тренировка духа и своей души. Благородство, смелость, отвага, братство, готовность прийти на помощь своему товарищу, гордость за свою профессию, вот, что должно отличать моряка от пресловутого обывателя. И когда моряки станут друг для друга действительно братками, вот тогда никакая падла не посмеет их унижать.

«Мы не знаем, и никогда не узнаем, что нас  ждет  за последним  вздохом.  Так или иначе - ты живешь.  Так  или  иначе  - неизбежно  умрешь.  Есть  ли смысл бояться  неизбежного?  Наоборот, именно поэтому следует жить разумно, смело и весело, как то  подобает человеку. Hа удар отвечай ударом, на улыбку - улыбкой.  В  любви  и  в дружбе иди до конца и все, что не оскорбляет  других людей,  позволяй  себе  в  полной мере. Гордо  живи  и  бестрепетно умирай!»
                Александр Грин