Интонация в музыке. Начальный этап обучения музыки

Ирина Одарчук Паули
      

    Многое мною изменено, здесь только небольшая часть отражена, и в данной работе есть представленные авторские 30 фортепианных упражнений...


    Что же означает слово интонация? Какой смысл мы вкладываем в понятие этого слова. В русском языке интонацией называется повышение и понижение тона голоса при произношении. Речевая интонация может быть вопросительной и повествовательной, это зависит от того с какой манерой мы произносим ту или иную интонацию, какие чувства отражаем при разговоре, какой тон задаём при произношении фраз, поэтому отсюда следует, что интонация может быть властной, насмешливой, убедительной, сомневающейся, решительной и.т.д.

     Музыкальная интонация, - это прежде всего осмысленная организация звуков, тяготеющих и образующих между собой взаимосвязь, а также произношение звуков как временное, так и художественно-выразительное.

     На начальном этапе обучения очень важно научить ребёнка разбираться в музыкальной интонации, воспитать отношение к живому звуку, умению чувствовать и сопереживать, к чуткому осмысленному произношению музыкальной ткани. Музыка,- это прежде всего мир живых красочных звуков. Одной из важнейших задач в работе над музыкальной интонацией является воспитание умения выстраивания и объединения звуков между собой, правильной направленности и организации интонационных смысловых музыкальных линий, умения выразительно произносить музыкальную мысль.

     Начиная работать над интонацией в музыкальном произведении преподаватель должен прежде всего увлечь учащегося, заинтересовать его, а также необходимо помочь учащемуся воспринять музыкальную интонацию и эмоционально пережить новую и на данный момент пока что мало знакомую музыку.

     Исполнение преподавателем произведения целиком в подлинном художественном исполнении является началом подготовки учащегося к восприятию для него новой музыки и интонации. Преподаватель дополняет музыку ярким и образным пояснением, прибегая к доступным ребёнку жизненным художественным ассоциациям, однако такой целостный показ-исполнение переходит далее в стадию отдельного показа частных художественных и технических деталей.

    В зависимости от уровня способностей учащегося, от его инициативности и быстроты реакций, формы такого показа могут быть различны. Так например, при замедленной или неяркой слухо-двигательной реакции на показ выразительной детали исполнения можно включать новые моменты обостряющие слухо-двигательную восприимчивость ребёнка и осознания стоящих перед ним задач.

    Одним из таких моментов является преувеличенный гиперболизированный показ, который демонстрирует учащемуся не вполне удавшиеся звуковые и технические детали исполнения. Такой показ как бы приближается к замедленной киносъёмке, активизирует образно-эмоциональное восприятие музыки.

    В работе над музыкальной интонацией важно прибегнуть к своеобразному распеванию музыки, замедленности темпа, заострению внимания динамической и артикуляционной окраски ярких ритмических интонаций, как бы пропустить всё через увеличительное стекло при этом все двигательные технические приёмы и тактильные ощущения клавиатуры будут преувеличены. Необходимо также прибегнуть к преувеличению фразировки членения.

   Инструмент фортепиано имеет множество звуков, диапазон звучания до восьми октав, даёт неограниченные возможности для гармонического, полифонического, красочного формирования музыкальной ткани в условиях фиксированной высоты тонов. Фиксированная высота звуков для слуха и двигательных ощущений пианиста накрепко спаяно со спецификой фортепианных тоновых образований и звука ведения.

   В следствие молоткового ударного способа возбуждения колебаний струны фортепианная звуковая линия акустически представляет собой пунктир из точек-тонов. Нельзя конечно считать пунктир звука ведения недостатком фортепиано. Ударная природа звукоизвлечения является сильным и весьма активным фактором выявления временных сторон организации музыкального процесса, динамическая  направленность звуков фортепиано в сторону угасания делает невозможным для пианиста управлением процессом внутри звуков.

   Искусные пианисты осуществляют управление процессом внутри тона с помощью педали в контексте целостного звучания. Каждому музыканту известна громадная выразительная сила длительности и распевания тонов. Ведь долгие звуки бывают опорными, кульминационными в построениях, то есть смысловыми выразительными интонационными вершинами. Интонационный портрет фортепиано будет неполон если не упомянуть о том, что интонационный процесс пианиста связан с дыханием, как физиологическим компонентом игры, именно поэтому процесс интонирования находиться в тесной генетической и глубиной взаимосвязи связанной с органикой дыхания. Речь здесь идёт о дыхании как реальной физической функции исполнителя.

  В процессе исполнения важное значение имеет дыхательная органика игрового аппарата, скажем к примеру дыхание кисти руки, предплечья, локтя. Наконец не последнее значение имеет сложность и многие компоненты фортепианной механики и игровые действия пианиста опосредованы в их направленности на звуковую цель.

  Интонационный процесс пианиста зависит от ощущений и податливости пальцев, а именно кончиков пальцев рук исполнителя, от умения слушать и слышать своё исполнение и своевременно корректировать художественно-звуковую, а также техническую сторону игры.

  Важной и характерной способностью является качественное и правильное интонирование, которая нуждается в развитии с первых же шагов обучения. Начинающий пианист находится в более выгодном положении ведь готовые звуки инструмента не требуют слуховых усилий уже в начальном воспроизведении мелодии. На первый взгляд кажущаяся доступность звукоизвлечения сочетается со своими специфическими трудностями акустического и слухового порядка. Предположим у кларнета или скрипки звук протяжённый, а вот у фортепиано звук быстро угасает, что усложняет целостное и слитное исполнение мелодии. Самые первые уроки начинаются со знакомства с инструментом фортепиано, именно общение с инструментом вводит ребёнка в мир мелодических образов и слуховое восприятие учащегося направленно на выразительную сущность мелодики.

  Основой образного содержания мелодии является мелодическая интонация. Умение правильно вести интонацию на инструменте очень важно, тогда музыка  оживает и льётся разнообразными красивыми красками в виде звуков. Музыка дышит и поёт.