Открытые двери

Алексей Капитанов
 - …Теперь перед вами открыты все двери! – вещал с трибуны наш самодовольный ректор, его полосатый галстук покачивался в такт речи. – Только представьте себе, вы уже профессиональные специалисты. Работодатели будут бороться за право заполучить таких квалифицированных специалистов, как вы. -
Мы, молодые специалисты, сидели на креслах в актовом зале университета и, действительно, думали, что теперь перед нами открывается целый мир, мир, полный возможностей и сбывшихся мечтаний.
- Ваше образование – это ключ к успеху. Я без преувеличения могу сказать, что сегодня вы избранные. Уже этим летом многие коммерческие компании или государственные учреждения получат тысячи прекрасных специалистов, то есть вас. Кроме того, вы сможете без проблем начать свое дело. Еще раз повторюсь, перед вами открыты все двери. –
Я думаю, после такой зажигательной речи женская половина аудитории получила оргазм, а мужская уже представила себя за рулем Мазератти в компании отборных сисястых и жопастых девок. Некоторые же выпускники трезво воспринимали все слова ректора. Кто-то сразу пытался очистить свои ушные раковины от переваренной лапши и жить дальше как ни в чем не бывало, а кто-то продолжал верить. Я все-таки поверил, однако я хотел Ягуар, а не Мазератти. Шутка. На самом деле мне хотелось осуществлять деятельность, которая предоставит возможность реализоваться в социуме, а также принести этому социуму какую-то пользу, внести, так сказать, вклад в судьбу поколения. Подобно героям прошлого я ощущал себя этаким рыцарем без страха и упрека. Пусть это звучит слишком пафосно, но я хотел заниматься чем-то, что может принести пользу человечеству. Возможно, мое образование поможет мне сделать этот мир чуточку лучше. Да-да, я был глупым идеалистом, но что поделаешь.
 Теперь все значительно лучше для всех.
Ну что же, если уж я заговорил о себе, вот некоторые подробности.
Меня зовут Борис Примеров. Мне 21 год. Я выпускник престижного университета. Целых пять лет довольно-таки успешно учился и теперь получил диплом профессионального журналиста.
После такой многообещайщей речи и вручения дипломов, нас, выпускников, ожидал выпускной в престижном городском ресторане.
Когда мы пришли в ресторан, нас встретил тамада или диджей, похожий на петушка в стильных солнечных очках. Мы стали есть всякую изысканную еду и пить элитный алкоголь, а он нас развлекал. Вот она награда за пять лет учебы и стараний. Необходимо отметить, что в речи тамады-диджея четко прослеживалась основная фабула. Посыл был примерно таким же, как у ректора: «Вы избранные, настало время идти вверх по карьерной лестнице и руководить теми, кому не удалось возвыситься так, как вам. Вы зодчие зиккурата вашей собственной судьбы, который возвысится и подопрет собой пухлое небо» От такой речи я чуть не прослезился. Да, теперь мы элита, мы люди с высшим образованием, нам будут открыты горизонты, о существовании которых доселе никто даже и не представлял. Вся эта ситуация в ресторане неизвестно почему ассоциировалась для меня с фильмом Сатирикон, а именно со всеми этими древнеримскими подвалами. Мне даже представилось, что в какой-то момент в ресторане погаснет свет и останется лишь чуть заметное красное свечение. Затем пол покачнется, и мы все уйдем под землю…
 Потом все пошли на танцпол. Одна девчонка пригласила меня потанцевать и призналась, что я нравился ей все эти годы в университете. Я был очень польщен, но не испытал сильных взаимных чувств, потому что мой разум был занят немного другими материями, я думал о том, что делать дальше. Что-то демоническое было во всем этом действе, ведь многие уже знали свое предназначение – стать жрецами золотого тельца.
У большей части наших студентов судьба была уже фактически решена. Кто-то пойдет в администрацию города, кто-то будет работать в компании своего отца, кто-то получит бизнес, а кто-то удачно выйдет замуж. И все это только для того, чтобы получать материальные блага, покупать дорогие машины, есть много мясных деликатесов, пить дорогое пойло и иметь возможность заниматься сексом с элитными самками или самцами. Кто-то родит детей и воспитает их также, они станут зодчими своего золотого зиккурата, ради которого пойдут через трупы и головы.
У меня же не было абсолютно ничего. Чтобы заработать деньги, я все пять лет работал на разных непрестижных по меркам нашего общества работах: то на стройке разнорабочим, то грузчиком, то охранником, то промоутером, раздавал какие-то листочки. Никто не хотел брать на престижную работу студента. Так вот, я очень надеялся на то, что слова ректора окажутся правдой, и я смогу найти нормальную работу, чтобы прокормить себя и свою семью.
Мне не нужны были деньги для того, чтобы гнаться за успехом по карьерной лестнице. Мне нужны были просто средства к существованию и возможность заниматься тем, о чем я так долго мечтал.
Так вот, что-то я опять отвлекся. У меня это бывает. Постоянно перескакиваю с темы на тему, сам не знаю, почему… Выпускной закончился, пьяный, я пришел домой и лег спать. Больше мне ничего не хотелось: ни секса с симпатизировавшей мне одногруппницей, ни продолжения кутежа по клубам. Может быть, я прагматичен, однако вера в светлое будущее согревала мое сердце, пока я засыпал.
На следующее утро я проснулся с сильнейшей головной болью. Праздник прошел – настало время искать деятельность для души и для денег. Кафе, в котором я работал охранником последний год, закрылось, и теперь, после получения диплома, у меня, наконец, появился шанс устроиться на нормальную работу. Вы спросите, но ты же журналист, почему ты не устроился в газету раньше? Конечно же, я писал в различные газеты, но там платили такие копейки, что кладовщики в Ашане представлялись буржуазией по сравнению со мной. Кроме того, в газетах в основном сидели абсолютно неграмотные люди старой советской школы, которые принимали к печати только убогие однотипные тексты на сугубо городские темы – кто кого обокрал, где кого изнасиловали и т.д. Да, забыл сказать, там еще любили тех, кто будет писать заказные тексты, обгаживающие любое доброе начинание, будь-то добровольные экологические инициативы, градозащита, волонтерство и т.д. Таким газетенкам платили за то, чтобы простых людей, выходящих на митинги от не лучшей жизни, представляли обществу этакими агентами госдепа, наймитами запада. Англичанка гадит, одним словом… Но тогда меня не так занимали все эти благородные материи, мне просто нужна была работа.
Итак… Плотно позавтракав и потягав 16 килограммовую гирю, я зашел в интернет и открыл сразу несколько вкладок с сайтами по поиску работы. Практически все интернет-порталы единогласно предлагали мне устроиться менеджером по продажам, обещая прекрасное безоблачное будущее. Однако я все-таки решил подыскать что-то более интересное, чем обзванивать в день сотни людей и предлагать купить то, что им было не нужно.
Вспомнив, что кто-то говорил про вакантное место в пресс-службе городской администрации, я решил отправиться туда и попробовать себя в качестве специалиста по связям с общественностью. Тогда у меня еще оставались некоторые иллюзии относительно того, что чиновники городской администрации действительно трудятся на благо нашего многострадального города не покладая рук. Работа на благо города, освещение городских мероприятий, создание позитивной коммуникации между властью и обществом – вот те вещи, которые крутились в моей голове перед тем, как я переступил порог городской администрации. Эти вещи щедро пропагандировались системой высшего образования. Я помню, как на лекциях мы много времени проводили за дискуссиями о консенсусах, толерантности, гражданском обществе и прочей ерунде.
Сначала я пришел в кадровый аппарат. Там меня приняла довольно приветливая женщина, выпирающая грудь и вызывающий наряд которой, говорили о том, что она может любить одновременно несколько таких юнцов, как я. Так вот, эта милая женщина выслушала меня, пролистала мой диплом и прочие университетские грамоты и направила прямиком к руководителю пресс-службы. 
Руководителем пресс-службы оказался человек по имени Ибрагим Абдулбеков, в его отдельном кабинете висели фотографии двухголовой российской государственности, а именно президента Медведева и премьер-министра Путина. Или же наоборот? Не помню точно.
 Руководитель прочел мои статьи, выслушал рассказ об успехах на ниве написания пресс-релизов, новостей, аналитических текстов и прочего-прочего. Признаюсь, с первого взгляда он показался мне довольно адекватным и интеллигентным человеком.
Сделаю небольшое отступление. Его резиденция  находилась на третьем этаже здания администрации и делилась на два кабинета: один – непосредственно его, руководителя, с двумя головами нашей государственности, плазменным телевизором и большим письменным столом; второй – поменьше, без телевизора, в котором сидели еще три сотрудника пресс-службы. Это был второй уровень. Третий уровень – это кабинет на самом первом этаже, в котором сидели также три человека. Так вот, третий уровень пахал, как мог, второй чуть меньше, а сам руководитель пресс-службы, как я уже впоследствии узнал, оказался блатным господином, поставленным благодаря его жене, чей-то там дочке. Вся суть российской государственности вкупе с двумя головами давала жирные плоды.
Впрочем, стоит отметить, скоро я понял, что это за контора. Руководитель пресс-службы имеет неплохие деньги, ничего не делая, второй уровень имеет чуть поменьше, работая чуть побольше, третий уровень имеет совсем копейки, вкалывая больше всех. Собственно, устройство этой администрации сразу напомнило мне устройство всей нашей страны в целом, где какие-то вельможи, ничего не делая, зарабатывают огромные деньги, а врачи и учителя, работая больше всех, остаются ни с чем. Однако я опять ушел в никому неинтересные рассуждения. Вернемся к администрации. 
Руководитель Ибрагим предложил мне двухнедельную стажировку, а после, как он пообещал, меня возьмут на работу в штат. Мне выделили местечко в третьем уровне и дали задание обзванивать все пресс-службы, газеты и журналы города, уточняя информацию о них и контактные данные. Сразу скажу вам – это не очень благодарное занятие. Конечно, оно намного лучше, чем звонки в никуда с целью продать какую-то ерунду, но все же это немного не то, о чем я мечтал все эти годы. Глупые детские мечты прочно засели в моей голове. Мне так хотелось принести какую-то пользу обществу и миру. Во сне я представлял себя большим самолетом, который сбрасывает гуманитарную помощь бедным африканским детям. Глупость и донкихотство – вот основная проблема моего сознания  на тот момент. Однако реальный мир – это не сказка, друзья. Здесь ветряные мельницы не дадут с собой бороться, они скорее порежут тебя на кусочки.
Две недели я сидел над этой проклятой базой, в то время как два моих соседа по комнате писали пресс-релизы. Один, мужчина около 35 лет, был как бы главным на этом уровне. Не знаю, что уж там полезного делал это человек, но он очень много вертелся в кресле и желал побыстрее убежать на улицу, чтобы покурить. Другая женщина строчила какие-то тексты. Ее лицо абсолютно не выражало никаких эмоций. Я никогда такого не видел. Абсолютно никаких эмоций. Она только постоянно кашляла, очень сильно кашляла. Все ее движения были похожи на работу какого-то старого механизма или станка, который скоро отправят на свалку. Мне стало не по себе, когда я представил эту картину – она упирается и цепляется своими ржавыми выступами, а новые станки-роботы уже тащат ее к пропасти, чтобы скинуть в пресс-машину для переработки металлолома…
Я хотел писать тексты, статьи, освещать мероприятия, описывать позитивную деятельность администрации на пользу города. Вместо этого я звонил людям и опрашивал их, изменился ли адрес, контактный телефон и все такое прочее.
В конце второй недели мне дали ответственное поручение – писать на форуме от лица якобы простых пользователей позитивные комментарии о том, как хорошо работает администрация, придумывать вопросы для какого-то полковника или генерала военкомата, который онлайн отвечал на чаяния будущих призывников. Надеюсь, теперь вы понимаете, что весь интернетный позитив в отношении администрации города, президента, его партии, правительства – это липа, которую пишут сотрудники пресс-службы или просто студенты на стажировке.
Я написал парочку вопросов в стиле: я Иван хочу идти в армию, но боюсь дедовщины, будет ли она или нет. Полковник отвечал, что никакой дедовщины нет, это все выдумки. Ну да, совершенно точно выдумки. Совсем недавно как раз от этих выдумок какого-то солдата истязали и выкинули на мороз старослужащие, потом врачи ампутировали ему ноги и руки.
Ах да, забыл вам сказать, меня еще взяли непонятно зачем на какой-то экспертный совет, где эксперты, видные бизнесмены и прочие большие шишки нашего славного города, два часа высказывали мнения о том, как лучше разгрузить центр города и перенести его куда-нибудь в другое место. У меня возникло ощущение, что это не экспертный совет администрации, а сходка метросексуалов, которые демонстрируют друг другу свои дорогие костюмы, часы, ручки и разнообразие айфонов. Вы помните, манекенов в витринах больших гипермаркетов. Все эти пластмассовые мужчины и женщины в дорогих костюмах и платьях. Примерно то же самое я увидел на этом экспертном совете, только не было покупателей. Мне вдруг показалось даже, что я попал в какую-то рекламную передачу, и сейчас председатель совета встанет и скажет: «А вот кому, часы Rado прекрасные, элитные со стразами» Или что-то в таком духе…
После двух недель идиотических поручений, составленной базы и посещения бессмысленного экспертного совета меня вызвал к себе Ибрагим Абдулбеков. Он сказал, что берет меня на работу, так как я со всем справился, и сказал, что перезвонит через неделю.
Я сразу понял, что никто мне никуда не перезвонит, а весь этот фарс со стажировкой был организован только для того, чтобы показать видимость работы кадровой службы, а затем пропихнуть в пресс-службу кого-то своего. Так оно и получилось. Через неделю я звонил Ибрагиму, но он просто не брал трубку или сбрасывал. Достойный поступок настоящего мужчины. Впрочем, в дальнейшем я очень часто встречал взрослых мужчин, которые поступали примерно в таком же ключе. Как это ни странно, все они были очень похожи друг на друга. Воистину бытие, система и реальность определяет сознание.   
Итак, я потерял две недели. Но мое желание найти работу все-таки никуда не исчезло, ведь нужно было на что-то жить и существовать. Мама хотела, чтобы я стал кем-то важным в этой жизни, она была категорически против того, чтобы я пошел работать продавцом, грузчиком, строителем или кладовщиком, как сделали многие нормальные люди, понявшие, что все это образование на хер никому не сдалось.
В итоге я устроился менеджером по продажам какой-то ерунды типа водопроводных смесителей в небольшую конторку. Через неделю работы на меня снизошло озарение, и я понял, что не хочу быть продажником, да и продажа смесителей после пяти лет изучения Канта, Гегеля, Бердяева и т.д. вызывала во мне когнитивный диссонанс. Я попросту сходил с ума. В итоге я не вышел на работу и снова стал пробовать найти себе подходящую деятельность.
Далее на мою вакансию откликнулось одно рекламное агентство. Меня пригласили на должность копирайтера. Я пришел, представился и показал свои работы приветливой девчонке, кадровику, мы с ней так мило поболтали. Я  сказал, что у меня есть понимание копирайтинга и составления текстов вообще. Она сказала, что это действительно круто и предложила мне поработать месяц бесплатно. А потом еще один месяц за восемь тысяч рублей, а потом месяца через два, если буду хорошо работать, мне, возможно, будут платить двенадцать тысяч. Я тоже очень мило улыбнулся, забрал свое резюме и, не прощаясь, покинул здание. Элвис покинул здание. Впоследствии я узнал, что один мой знакомый все-таки отработал месяц бесплатно, а затем ему предложили не восемь тысяч, а шесть. Шесть тысяч рублей для молодого мужчины с высшим образованием. Смешно и грустно одновременно.
Это очень замечательно, когда специалисту с высшим образованием предлагают месяц работать бесплатно, а потом какие-то гроши. Я понял, что этот мир хочет обмануть нас, молодое поколение, и пустить в бессмысленное путешествие лжи. Мы были воспитаны родителями, которые всю свою жизнь прожили в Советском Союзе. Многие из нас хотели бы работать на благо этого общества. Писать книги, статьи, строить дома, учить детей, лечить людей, но государство плевало на нас. Всем вокруг абсолютно плевать на всех.
Вполне очевидно, что успешными становятся те, у кого напрочь отсутствуют нравственные и моральные ограничители, то есть - это вчерашние двоечники и рас****яи. Они очень хорошо умеют приспосабливаться к любым условиям. Вот парадокс. Как рептилии, они извиваются и выкручиваются, стараясь урвать от всего лакомый кусок. Эти люди перегрызут вам глотку, если поймут, что вы можете помешать им на пути к материальному благосостоянию.
За счет этого изуверского культа успешности, денег и секса живет современное общество.
Теперь каждый сам за себя.
За эти несколько месяцев пока я искал работу, я поседел. Да-да, действительно, мои виски покрылись сединой. За несколько месяцев я понял все об этом мире, то, что не понимал двадцать лет.
Меня воспитали на книгах об отважных и сильных людях. Мне всегда говорили, что нужно помогать ближнему, врать это плохо и безнравственно. Мне говорили, что надо быть честным и справедливым. Однако этот билет во взрослую жизнь после окончания университета разбил всю мою систему ценностей. Теперь я понял, что все мои убеждения никому не нужны. Государству не требуются партнеры и ответственные граждане, ему нужны рабы. Девчонкам не нужны романтики, им нужны сынки богатых родителей на дорогих автомобилях. Работодателям не нужны сотрудники, им опять же нужны рабы, на которых можно хорошо заработать. И вся эта круговерть вертится изо дня в день, перерабатывая прекрасных и светлых людей в отбросы и мусор, создавая подлецов и лицемеров. Тех же, кто пытается идти против этой системы, государство объявляет врагами народа, агентами госдепа и бросает в тюрьмы. Те, кто хочет сохранить в себе вечные ценности взаимопомощи, равенства и солидарности,  - они просто остаются не у дел. Их обвиняют во всех грехах те люди, за которыми в шкафах стоят десятки скелетов. Это ад, но ад, который спустился на землю. Он уже здесь, за каждым порогом, за каждым подъездом. Стоит только открыть двери, и вы увидите его.
Однако я опять отвлекся. Я же говорил выше, что для меня это естественно. Бывает, проще говоря.
В итоге я понял, что не смогу найти нормальной работы, соответствующей своему образованию. Сходив еще на десяток собеседований, мне стало ясно, что везде, где хоть как-то адекватно смотрели на молодых специалистов, требовался опыт работы. Опыта работы по специальности у меня было не много.
Я решил пойти в университет и попробовать устроиться работать на кафедру. Но там мне намекнули, что все не так просто. Нужен некий блат или опять-таки деньги. Деньги-деньги-деньги.
Когда я вышел из университета, мне вдруг стало так легко и хорошо на душе. Я принял одно очень важное решение. Решение, которое изменит мою жизнь. Причем не только мою жизнь, а весь мир вокруг.
Вечером, когда я пришел домой, мама сказала мне, что мой друг умер в больнице. Он был гражданским активистом и на одном из митингов его избили ОМОНовцы. Костя встал перед озверевшими «стражами порядка» и заслонил собой беззащитных женщин. Ему досталось больше всех. Его били дубинками на виду у сотен человек, и никто за него не заступился. Теперь он мертв, а двое омоновцев получили квартиры в центре города за разгон этого митинга. Они хищно улыбались перед телекамерами федеральных каналов, где их представляли героями, а Костю называли агентом госдепа, которому просто не повезло осуществить свой коварный план разрушения нашего государства и он погиб. Никто не пришел просить прощения у матери Кости. Его посмертно объявили врагом народа.
Мое решение стало еще более очевидным и ясным.
Вечером после Костиных похорон я пришел к своему родному университету. Сторож мирно спал, я перелез через небольшой забор и пробрался в подвал. Из подвала я поднялся в основной холл, где совсем еще недавно мы репетировали всякие сценки для студенческого театра. Здесь прошли пять лет моей жизни, которые, как я теперь понимаю, прошли абсолютно впустую. "Все прошло, как с белых яблонь дым", - как сказал один мой любимый поэт.
Пришло время отрепетировать одну последнюю сценку.
У меня с собой была прочная веревка.
Очень крепкая веревка.
Стащив из подвала стремянку, я приладил веревку к высокой люстре, которая висела над главной лестницей, ведущей к парадным дверям университета. Я сделал из этой веревки своеобразную тарзанку, как в детстве, помните? Все мы родом из детства, в детство мы и уйдем. Отрешенный от всего, я несколько минут качался на тарзанке в пустом и холодном холе университета.
Конечно же, как вы, наверное, уже поняли, я пришел сюда не для того, чтобы кататься. Я хотел освобождения. И, наконец, решился.
Однако в последний момент, когда все уже было сделано, мне вдруг явилось видение, в котором мой друг Костя, убитый омоновцами, стоял на горе, озаренной летним солнцем, а за горой открывалась бескрайняя плодородная долина, в которой жили другие люди. Не такие, которых я видел большую часть свой жизни. Это были люди, ушедшие в далекие горы и леса, уплывшие на лодках в неизведанные страны, они не остались в этом рассаднике заразы. Они смогли создать свой альтернативный мир безо лжи и несправедливости. Там взаимопомощь стала нормой, а дружба и любовь победила ненависть и безразличие.
В том мире не было бездомных и обездоленных, не было глупых тиранов и жестоких служителей культа. Люди, которые смогли сломать этот культ и систему, жили в своих маленьких домиках.
В последний миг я вдруг понял, что мне под силу стать таким же, быть одним из них.
Но веревка была очень крепкой…
… Яркое весеннее солнце, тихое журчание спокойных рек и пение юных птиц…
Утром в университет пришли санитары, они вытащили меня из петли, накрыли каким-то ковром и понесли прочь.
Передо мной открывались двери.