Быль и легенды о есауле Конаре. 1922 г. Часть 4

Владимир Пузиков
НА ФОТО: Дома купца Ивана Яковлевича Слепкова в селе Благодарном Благодарненского уезда Ставропольской губернии. В доме справа - с 1918 года уездный комитет партии, в доме слева - с 1920 года уездный комитет комсомола.

Оболенский Дорофей Иванович - первый секретарь Благодарненского уездного комитета партии. Фото из архива Н.И. Сидорова.

ФОТО: В.И. Пузикова - автора. Гор. Благодарный Ставропольского края.

***

4. КОНАРЯ ПУЛЯ НЕ БЕРЕТ.
С ШАШКОЙ НА ПУЛЕМЕТ

Есаул Конарь окружил  себя ореолом славы, пользовался огромным авторитетом среди членов банды. О нём слагались легенды. Одна из них гласила: «Конаря пуля не берет!»

Н.Г. Воронков рассказывает такую историю: «…На Подковыровке (улица в селе Серафимовском) у Конаря была любовница. Весть об этом постепенно распространилась по всему селу. В одну из ночей во дворе любовницы дружинники устроили засаду на Конаря. Ждать пришлось долго. К моменту приезда Левки, сидящие в засаде уже крепко спали.

Легко перепрыгнув на лошади через ограду, и увидев спящих дружинников, Конарь вынул шашку, разогнал «дежурных», забрал у них оружие. После этого он снял с себя гимнастёрку, несколько раз в неё выстрелил, собрал гильзы, положил их в карман и оделся. Население, по всей видимости, знало о засаде, потому как со всех дворов на улицу выскакивали любопытные в надежде увидеть убитого Конаря.

Всё, что происходило дальше,  иначе как демонстрацией и фарсом не назовешь. На виду у изумлённой публики Конарь снял с себя пробитую пулями гимнастерку, тряхнул её, посыпались пули (так у автора). Стоявшие вокруг начали креститься. С чувством юмора у Конаря было всё в порядке». [4]

Ходили легенды о резвом, боевом скакуне Конаря. Конь безупречно выполнял его команды, по оклику или по свисту понимал, что хочет хозяин. Он мог по жесту Конаря залечь в окоп или канаву, часами ждать дальнейшего приказания.

***

Точная дата гибели Левы Конаря неизвестна. Евгений Алексеевич Ткачев в очерке «Терское казачество в годы революций и гражданского противостояния (1917-1923)» сообщает: «…В начале сентября 1921 года на сторону повстанцев перешел эскадрон 16 кавалерийской дивизии под командованием В. Логинова. Действуя в окрестностях Пятигорска и Ессентуков В. Логинов, продуманностью и результативностью своих операций, сумел завоевать авторитет у местных атаманов, добился от них формального подчинения и согласованности действий.

В октябре 1921 года В. Логинов после нескольких удачных операций, неожиданно попросил о встрече с Семеном Буденным, и, когда такая встреча состоялась, он дал обещание впредь активно участвовать в ликвидации повстанческих отрядов.
 
В дальнейшем В. Логинов, пользуясь доверием со стороны командиров «зеленых», только с ноября по декабрь 1921 года уничтожил 15 казачьих отрядов и их атаманов – офицеров Супрунова, Богрова, Юдина, Кривоносова, Рыжкова, Конарева, Овчинникова». [7]

***

Н.Г. Воронков описывает, как проходил бой, в результате которого погиб Левка Конарь:

«…Погиб Конарь в Левокумском районе в селе Ребровке (ныне Владимировка) при попытке взятия церкви. В церкви засели красные во главе с серафимовцем Михайловым И.К. Кроме штатного оружия был установлен пулемёт. Конарь и его приближённые пили, гуляли. В это время к ним был подослан человек от красных, который сообщил, что слабо вооружённая группа красных засела в церкви и её можно легко уничтожить.

Четверо, в том числе и Конарь, шли рядом в первых рядах без мер предосторожности, то есть во весь рост с шашками в руках. Они то и были первыми «срезаны» из пулемёта насмерть…» [4]

***

Банда Конаря действовала и в 1922 году. Из истории ОВД Курского района: «…В мятежном 1922 году группа сотрудников милиции волостных отделов милиции ст. Курской и ст. Государственной вела тяжкий бой с бандитами из банд Сычева и Конаря на х. Ремпелево (село Каново), которые с награбленными добром и лошадьми возвращались из богатых немецких поселений в буруны.

Известно имя милиционера Курского волостного отдела, который принимал участие в данной операции – Ветров Иван Егорович. Утром на подмогу им пришла группа милиционеров из села Соломенского во главе с комиссаром отдела Зарагазовым. Последний оказался предателем, он отменил дозоры и так поставил охрану, что ночью бандиты по приготовленному коридору ушли с награбленным добром за Терек». [6]

Помнят есаула Конаря и в станице Новопаловской. Е.А. Ткачев в очерке «Удача полковника Комарова» писал: «…Ловили Комарова до середины 1923 года. Уже закончили счеты с жизнью и с советской властью его друзья атаманы Мордачев, Супрунов, Хорошев, ушёл в буруны другой давний приятель есаул Конарь, а отряд полковника всё фигурировал в сводках Терского ГПУ.

Но летом Комаров… сдался! Усталость от многолетней войны (некоторые бойцы отряда воевали с 1914 года) и обещанная амнистия вынудили сложить оружие. Сделал Комаров это эффектно. Под звуки духового оркестра, в чётком конном строю комаровцы подъехали к зданию Новопавловского совета, сложили оружие и, хмуро выслушав приветственные речи представителей советской власти, разошлись по домам». [12]

***

Информация о банде Конаря размещена также на сайте администрации Курского муниципального района: «…Потеснённые с арены богатеи не стали подчиняться решениям Советской власти, объединялись в банды, именуя себя «зелёными». Одна из таких банд вписала кровавую страницу в историю Курской и окрестных хуторов. Возглавлял её царский офицер Конарь.

Весной 1922 года банда Конаря напала на Курскую. Началось то, что свойственно бандитам: грабежи, пытки, убийства. Начисто был разрушен сельсовет. Оказавшие сопротивление сотрудники милиции были расстреляны. Закончился поход бандитов под городом Георгиевском. К этому времени вышел манифест Советского правительства о помиловании мятежников, добровольно сдавших оружие. В банде началось брожение,  и осенью 1922 года она распалась». [11]

Серафимовцы помнят, что уцелевшую часть банды Конаря попытался сплотить Антон Давыдов. Применяя жёсткие меры, строгую дисциплину и ответственность за дезертирство, он отстаивал целостность отряда. Но вчерашние крестьяне понимали, что советская власть пришла надолго, надо и им возвращаться к мирному труду. Ведь от их скрытной жизни страдали семьи, из-за недостатка рабочих рук хирело единоличное хозяйство. Даже репрессиями провинившихся членов отряда Антон Давыдов не смог сохранить банду. Пришло время, сдался и он властям. Произошло это в селе Петровском Благодарненского уезда.

***

Н.Г. Воронков сообщил скудную информацию о родных есаула Конаря: «…Трагически сложилась судьба семьи Конаря. Его жена, Жердева, будучи беременной, была отправлена в Ставрополь. Находясь в тюрьме, она родила мальчика. Вскоре её, как жену врага народа расстреляли. Судьба сына Конаря неизвестна». [4]

***

С гибелью Конаря борьба повстанцев против советской власти не затихла. Е.А. Ткачев писал, что в апреле 1922 года в Терской губернии на учете в ЧК официально числилось 11 повстанческих отрядов.

В том числе: Гурова, Сычева, Кожевникова, Тимченко, Амосова, Цигуля, Никитенко, Комарова, Боброва, Мещерякова и Хорошева. В их отрядах находилось 890 сабель при 11 пулеметах. Более 200 человек воевали в отрядах, чьи командиры точно установлены не были. Отряды Марковича, Примака, Колесникова и Яковлева комиссия ЧК сняла с учета, как, вероятно, влившиеся в другие отряды.

Из статьи Е.А. Ткачева: «…О положении, сложившемся на тот момент в губернии, красноречиво говорили участники VI съезда советов Терского округа. По словам одного из делегатов, «…в 1922 году до половины года Советская власть существовала фиктивно, человеку, открыто называвшим себя коммунистом, в деревню проникнуть было чрезвычайно трудно. Многие уездные исполкомы боялись за свои районы, и, конечно, было чего бояться…»

С марта по сентябрь 1922 года в Терской губернии оперировало более 40 бандитских отрядов. В том числе: в Кизлярском уезде – 9 отрядов, до 200 сабель; в Прикумске – 6 отрядов, до 150 сабель; в Георгиевске – 9 отрядов, до 90 сабель; в Моздоке – 4 отряда, до 100 сабель; в Ессентукском и Кисловодском районах – 5 отрядов, до 77 сабель; в Пятигорском уезде – 9 отрядов, до 38 сабель. [7]

Для борьбы с «зелеными» были привлечены дополнительные силы ЧК и Красной Армии. К концу 1922 года им удалось уничтожить или рассеять крупные повстанческие отряды. В 1923 года обстановка на Северном Кавказе стала менее напряженной.


ИСТОЧНИКИ:

1. Попутько А.Л., Христинин Ю.Н. Именем ВЧК. Ставрополь, 1988.
2. Забелин В.М. Благодарненский район – через испытания временем. Ставрополь. АГРУС, 2010.
3. Коллективизация сельского хозяйства на Северном Кавказе (1927-1937 гг.). Под редакцией П.В. Семерина и Е.Н. Осколкова. Краснодар, 1972. ГАСК, ф. р-3822, оп. 2, д. 2. Подлинник.
4. Воронков Н.Г. В степи вольные, ковыльные. Сайт «История села Серафимовского». http://serafimovsk.jimdo.com
5. Дневники казачьих офицеров. Москва. Центрполиграф, 2004.
6. Наша история. Сайт: Администрация Курского муниципального района Ставропольского края.
7. Ткачев Е.А. Терское казачество в годы революций и гражданского противостояния (1917-1923): участие, политические приоритеты, итоги. Пятигорск, 2005. Георгиевск и округа в годы гражданской войны (1917-1923 гг.). Форум группы «Вера и память».
8. Административно-территориальное устройство Ставрополья с конца 18 века по 1920 год. Справочник. Комитет Ставропольского края по делам архивов. Государственный архив Ставропольского края. Ставрополь, 2008 г.
9. Бугаев А.И. Общественно-политическая обстановка в Калмыцкой автономной области в период перехода к новой экономической политике. Россия, Элиста, МОУ СОШ № 3. Сайт в интернете.
10. Советская деревня глазами ВЧК, ОГПУ, НКВД. Том 1, 15-20.
11. История поселения. Сайт администрации муниципального образования Курского сельсовета Курского района Ставропольского края.
12. Ткачев Е. Удача полковника Комарова. Сайт: Историко-культурное наследие Кубани. 2007-2013 гг.

14 июня 2013 г.
Гор. Благодарный
Владимир Пузиков