В тире

Ирина Качалова
 




Как-то пасмурным вечером в маленькое помещение тира вошел сгорбленный старик в  поношенном пальто, тихо поздоровался. Сидящий за столиком  мужчина  лет пятидесяти, по виду отставной военный,  ответил:
- Здорово, старина,   давно не заглядывал.
- Я кое-что придумал,- голос у посетителя звучал глухо . Старик
 купил пульки и придирчиво стал выбирать ружье. В тире к этому часу  было пусто, завсегдатаи мальчишки разбрелись по домам, в сизоватом воздухе    поблескивали на стенде выщербленные пульками мишени.
  Оказалось, что старик принес свои мишени, которые он  сконструировал  из жестяных банок,  и теперь  стал   прикреплять  поверх стандартных  мишеней.
Он преобразился, куда девалась его немощность,  движения  стали собраными,  глаза смотрели зорко.
Раздался щелчок, и миниатюрный магнитофон повис  у сдерживающего шурупа.
Старик навел дуло ружья на следующую мишень, и снова удачный выстрел:  маленький телевизор был повержен, отработанная пулька упала на  жестяной пол. Старик  крякнул, а когда метко расправился с мишенью мотоцикла, то возбужденно засмеялся.
И неожиданно заговорил со служителем тира:
- Когда я уже купил сыну фотоаппарат и  магнитофон, Павлик стал просить  цветной телевизор, так как ему  стыдно перед товарищами.  Ну ладно, я   согласился и стал копить на цветной, я же все делал для сына. Ему в ту пору семнадцать исполнилось, мне пятьдесят два, вдовец я, не женился вторично из-за парнишки, не хотел мачеху в дом приводить.  Павлик стремился к хорошей жизни, а у меня не было большей радости, чем исполнять его желания.

Старик замолчал, стал целиться, пулька снова попала  в цель, и следующая мишень оказалась повергнутой. Старик опустил ружье.


-Купив цветной телевизор, я почувствовал облегчение  лишь на короткое время. Сын к этому времени поступил в институт, и его аппетит на вещи возрос. Он частенько строил планы на будущее, он увлеченно говорил о  машине или хотя бы о мотоцикле. Я зарабатывал прилично, но все же пришлось брать дополнительную работу, я возвращался из гаража все позднее, но усталость мою как рукой снимало, когда я видел беззаботное лицо сына.
 Покупка мотоцикла стала настоящим событием, сын  очень заботился о новеньком мотоцикле, называл его стальным конем,  а я уже тогда  испытывал недомогание, однако не придавал этому значения. Я себе места  не находил совсем по другому поводу. 
Вечерами Павлик гонял на мотоцикле, катал однокурсниц, а я безумно боялся, не случилось бы чего, ведь кругом только и разговоров было, что об авариях и автокатастрофах. Ну и натерпелся же я вечерами, когда он долго  не возвращался. Но сыну везло, на нем не было ни царапины.
 Иногда Павлик  устраивал у нас вечеринки,  он и его друзья  смеялись  до упаду, танцевали. А я уходил на кухню, ворочался на раскладушке, положив подушку на голову
Старик пошатнулся, схватился за бок.
- Теперь в кинокамеру, эту мерзавку стрелять буду. К тому времени сын женился, она была младше его, с первого курса. У них родился   мальчик, Максимом назвали. Тогда-то они и решили, что им нужна камера, чтобы снимать ребенка. А я уже знал, что у меня язва желудка, врач очень рекомендовал  операцию, и вообще сказал, что мне на пенсию пора. Когда я заикнулся об этом сыну, он  изменился в лице. Они с женой заволновались, как будут жить. Ее–то родители обитали где то у черта на куличках,  и совсем не помогали.
--Но я буду получать неплохую пенсию, а после как оклемаюсь, снова  буду работать. Мне самому много ли надо, - пытался я успокоить сына с невесткой. Но они только руками махали, злились на меня.
- У тебя же все есть,- сказал я сыну.
- Все? –с горькой иронией произнес он, -ты только посмотри, как другие живут. Вот у Степановых югославский гаонитур, персидский ковер, хрусталь, у Санько  машина, Ляпины одеты во все импортное. А у нас? Жалкие крохи.
 Я отказался лечь в больницу, продолжал вкалывать, после работы плелся домой, полуживой от усталости.
Старик  прицелился и влепил пулю в кинокамеру, уничтожил, повергнул ее в прах, словно злейшего врага.
- Потом, значит, после камеры они замахнулись на машину, быстро подсчитали, что  если целиком откладывать всю мою зарплату, то уже через восемь месяцев у нас будет нужная сумма
...
Старик уже еле держался на ногах, пот катился по морщинистому лбу.
- И что же, купили машину, бес их раздери? – служитель тира не отрывал взгляда от маленького красного запорожца, ярким  пятном выделявшегося  на панели.
- Тут-то и произошла осечка. Однажды меня прямо с работы увезли в больницу. Спасибо врачам, вытянули с того света. Прибежал Павлик в больницу. Посмотрев на него, я увидел,  что  он встревожен, огорчен, я понял, наконец, что я ему небезразличен, он привязан ко мне. Но после первых же его слов я испытал боль. Сын говорил о размене нашей  квартиры, сказал, что у них уже есть варианты  . .
Значит  пока я валялся в больнице, мой умник и его женушка задумали такое .
-  Папа, мне очень жаль, но  у нас растет сын, да и тебе будет спокойнее...- говорил сын, глаза у него были беспокойные. Я понял, что это ее происки,   Павлик страдает, и  согласился.
Старик махнул рукой, выстрелил по оставшейся мишени, промахнулся и ссутулившись побрел к двери.
- Эй, старина, не забудь свои игрушки,-  служитель тира непривычно  для себя хлюпнул носом, нашарил на стойке ключ.
Они вышли на скупо подсвеченную фонарями улицу  и направились каждый в свою сторону.