Школа. Цикл рассказов

Анатолий Кисельников
" Школа"Сборник рассказов

Нестандартный урок.

     Уже прошло более полвины урока истории, но ученик седьмого класса Бахарев Фёдор всё ещё не сосредоточился, лучше сказать, не стремился к вниманию слов Учителя, Дмитрия Викторовича Родионова. Фёдор Бахарев склонил круглую, несуразно, как теперь считается, по-модному, обстриженную голову над  своей тетрадкой, и, растягивая губы в ядовитой улыбке, рассматривал пёстрые наклейки, прилепленные к последней странице! 
Учитель истории, Дмитрий Викторович Родионов, давно и внимательно посматривает на Бахарева, но продолжает излагать тему урока.  Причина его долготерпения – присутствие на уроке директора школы Марины Николаевны Волович. Она сидит на последней парте, позади Бахарева, и, казалось, что её не интересует метод ведения урока учителем Родионовым. Складывается впечатление, что она заинтригованна вопросом, как же Учитель первой категории, Родионов Дмитрий Викторович, справится с Бахаревым, о котором лично она, как об ученике, не высокого мнения.
Родионов стоит у доски, указка скользит по карте, останавливается на названиях городов и Рек, о которых он повествует. Голос его звучит спокойно, уверенно, без намёка на притязания:
«В Год 1061 пришли половцы впервые на Русь войною.  И случилось это в месяце феврале. Половцы одолели войско переяславского князя Всеволода Ярославича, но и сами понесли невосполнимые потери, именно поэтому после столь кровопролитного боя половцы не решились продвигаться вглубь Руси.  Но очень скоро войско половецкое пополнилось воинами, и  кочевые степные племена, одетые в кожаные и железные кольчуги,  в течении полутора веков угрожали границам Руси. Масштаб этой кровопролитной и жестокой борьбы был продолжительным и занял целый период истории нашего государства. Сражения разворачивались на больших пространствах, от города Рязани до Карпат». Указка остановилась на кружке с названием города Рязань, двинулась вдоль южной границы на Запад.

                «Вложил Бог Владимиру мысль понудить брата своего Святополка пойти на поганых весною. И поднялись со своих мест Владимир и Святополк с сыном своим Ярославом, и Владимир с сыновьями и Давид с сыновьями. И выступили в поход во второе воскресение поста. Лета 6611. И седее Святополк с своею дружиною, а Володимир с своею в едином шатре; и начаша думати и глаголати дружина Святополка, яко: « Негодно ныне Весне ити хочем на смерды и погубити е и ролью их». И рече Володимир: « Дивно ми, дружино, оже лошади жалуете, еюже орет, а сего чему не промыслите, оже то начнут орати смерд, и приехав половчин ударит стрелою, а лошадь его поимет, а в село его ехав имеет  жену его и дети его и всё его именье: то лошадь жаль, а самого не жаль ли?!» (В год 1103. И сел Святополк со своею дружиной, а Владимир со своею в едином шатре; и стала советовать и говорить дружина Святополка, что: «Не годиться теперь, по Весне, идти, погубим и смердов и пашню их». И сказал Владимир: «Удивительно мне, дружина, что лошади вы жалеете, а о том почему не подумаете, что вот начнёт смерд пахать, а половчанин, налетев, ударит его стрелою, и лошадь его отберёт, и на село его напав, захватит жену его и детей его и все добро: эк вам лошади жаль, а самого не жаль ли?!» Прочитал наизусть учитель отрывок из произведения « Повесть временных лет», продолжил урок:
« А сейчас внимательно посмотрите на иллюстрации. Это половецкий воин, а вот это древнерусский воин. А теперь постарайтесь ответить на вопросы:
1. На чём передвигаются кинчакские воины?
2. Дайте характеристику боевого снаряжения воина – кипчака.
3. Сравнивая иллюстрации воина кипчака и русского воина, скажите,
       в чём отличие их оружия и военного снаряжения?
4. И последний вопрос: как вы считаете, почему борьба за независимость оказалась продолжительной и кровопролитной, дети?»  Учитель закрыл правое крыло доски, указал указкой на первый вопрос, повторил его. Как обычно, первыми руки подняли хорошо успевающие ученики. Дмитрий Викторович сказал:
      « Ответит Шевцова Таня»
Шевцова улыбнулась от восторга, вышла к доске, и, указывая на детали военного снаряжения, стала отвечать, по волжски певуче:
« Половецкие воины передвигались на лошадях. Лошадки их были очень быстрые и выносливые, привычные к дальним переходам. К военному снаряжению воина – половца относились кольчуга из бычьих шкур, круглый щит, волосяная верёвка, кожаное седло и попона под ним, а также…  Впрочем, у знатных воинов были железные, инструктированные серебром и золотом доспехи, очень красивое и дорогое оружие, а их шлемы украшали лисьи хвосты, волосы из гривы коня или перья степного орла». Шевцова отвечала обстоятельно, и если бы Дмитрий Викторович её не остановил, то она ответила бы на все поставленные вопросы. 
« Очень хорошо, Танечка, садись! Но позволь сделать замечание по твоему ответу. Мне кажется, было бы лучше, если бы ты вместо слов «серебром и золотом» употребила слова «драгоценными металлами и каменьями». Эти слова заставили бы работать воображение, включить мозги. Знайте, что мозг человека обладает неограниченным потенциалом. К основным  возможностям мозга относятся  воображение, фантазия, мышление, интуиция.   Воображение и фантазия являются приоритетом Человека и движителем прогресса! Не пытаясь развивать эти качества мозга, Человек навсегда останется скучным,  он не постигнет цель своего пребывания на Земле!  Ведь вы согласитесь с тем, что каждый из нас рождается с определённой целью! Этим  монологом я  тщусь  убедить вас в том, что коллекционирование вульгарных марок не приведёт к развитию воображения и фантазии, напротив, нанесет колоссальный вред вашему интеллекту, разрушит данную Природой чистоту мыслей, светлое чувство товарищества и взаимоуважение! Поразмышляйте над моими словами, пожалуйста!» Дмитрий Викторович глянул в глаза Фёдору! В его взгляде он увидел выражение твердолобого хама, набравшегося «премудростей» из сомнительных источников!  Учитель едва заметно  улыбнулся,  воротился к своему столу, продолжил урок:
«Однако возвратимся к нашим вопросам! Кстати, ответ на третий вопрос требует небольшого напряжения ума и навыков аналитического мышления, и я считаю, что с этим заданием может справиться Бахарев Фёдор. Фёдор, подними глаза на доску, прочитай третий вопрос и постарайся на него ответить». Голос Учителя звучал мягко, с некоторой иронией. Но Бахарев был так увлечён  рассматриванием наклеек, что не сразу сообразил, что от него требуется. Глаза учеников устремлены на Бахарева Фёдора, в классе послышался смешок!
                Учитель снова обратился к Бахареву Фёдору  и повторил вопрос! Ученик с кислой гримасой закрыл тетрадь, очень медленно встал со стула, пнул его задником кроссовка, поднял на учителя вызывающе – беззастенчивый взгляд и молчал!  Рыбаков Сергей, сосед по парте, сгорбился,  прикрыл круглое лицо учебником, со смешком стал подсказывать:
« В чём отличие, хи – хи, оружия русского воина и половца, ха – ха!»  Директор сняла очки, закрыла тетрадь, сплела пальцы рук под грудью, остановила взгляд на  ухмыляющемся лице Бахарева!
                Дмитрий Викторович  вернулся к доске, указал указкой на третий вопрос, сказал мягко:
« Я надеюсь, что ты внимательно слушал моё объяснение и сможешь дать ответ на третий вопрос на положительную оценку! Прочти его и ответь».  Бахарев всё также, с ухмылочкой смотрел на учителя и молчал!
« Мне очень любопытно, чем это ты, Фёдор, так увлечён, что не  отрывал  взгляд от каких – то рисунков во время моего разъяснения новой темы? Разреши взглянуть!»  Учитель, прилагая усилие, вытащил из - под ладоней  Фёдора тетрадь, открыл последнюю страницу. На ней были наклеены толи марки, толи обвертки от жвачек и конфет. С этих ярких ламинированных клочков смотрели  уродцы, полуголые девицы с раскрашенными физиономиями, небылинные животные.
«Я, Фёдор, и не помышляю посягать на твои права, я уважаю твои увлечения, без них скучно жить. Но, Фёдор, скажи на милость, что это за приколы от Альфа?» Спросил Учитель. Бахарев густо покраснел, вырвал тетрадь из рук Дмитрия Викторовича, снова прижал её ладонями к столешнице. В серых глазах Бахарева Учитель увидел досаду, протест, неудовольствие от того, что он сделал попытку вторгнуться в область его интересов.
«Коллекцию от Альфа каждый знает, Дмитрий Викторович! У меня собрание, вот посмотрите!» Выкрикнул Рыбаков Сергей и открыл  дневник на последней странице, шумно вздохнул и стал читать:
«Темнота друг молодёжи,
В темноте не видно рожи!
Я люблю тебя!
Я тоже!
Я…» 
« Хвастун! Ни у одного тебя есть коллекция наклеек от Альфа!» С обидой в голосе выкрикнула Иванова Таня и надула полные губы. Рыбаков запнулся, со злостью ответил:
« Пампушка, ваабще, тебе слова никто не давал!» Дмитрий Викторович поднял руку, призывая к тишине, вернулся к своему столу, внимательно посмотрел на Рыбакова, набычившегося и раскрасневшегося, перевёл взгляд на Фёдора. Взгляд Родионова усталый, но доброжелательный. Вокруг крепко сомкнутых губ, на переносице утвердились резкие морщины. Светлые  волосы Дмитрий Викторович зачёсывает строго назад, и это придаёт его лицу ещё больше благосклонности.
« Тебя, Фёдор, и твоих товарищей, которые подражают тебе, я очень хорошо понимаю!  Увлечение – положительная черта характера. Однако, Фёдор, возможно, что ты этой тонкости не знаешь, но выбор хобби зависит от воспитанности. Ты, вероятно, считаешь, что все повально коллекционируют эти неприличные наклейки от какого – то Альфы! Я уверен в том, что ты не поинтересовался, кто же такой Альфа, и какую цель он перед собой поставил, продавая  клочки бумаги, броские, но с пошлыми стишочками!» Дмитрий Викторович подумал, предложил:
« Фёдор, давай вместе подумаем. У Человека не рожа, а лицо, лик, облик.  Эти слова светлые, ласковые, как и слово Человек.  Фёдор, прислушайся к звучанию слова Человек! Это слово чистое, высокое. Этим словом называют обладателей  самых лучших интеллектуальных и моральных качеств, значит нас, присутствующих в этом классе! Слово Человек состоит из двух составляющих: Чело, что значит лоб, голова, мозг, и Век, то есть сто лет. Произнеси слово «Человек», Фёдор, и задумайся, поразмысли, почему именно это слово подобранно для обозначения нас, живых существ, обладающих интеллектом!  Я просто советую тебе, Фёдор,   не стоит увлекаться этими гадостными стишками, смысл которых, я уверен, ты даже не понимаешь!»  Фёдор захихикал,  ответил:
« А что тут понимать! Голубая луна!» Класс ахнул! Некоторые девочки стыдливо опустили глаза, некоторые хихикнули, стремясь выпятить осведомлённость.
« Но я предполагаю, что ты, Фёдор, знаешь хорошее стихотворение о молодёжи, или я снова ошибся!?» Ученик моргал глазами, крутил головой, подмигивал соседу по парте, Рыбакову, прося  подсказку. Но и Рыбаков тоже хихикал и прятал круглое лицо за учебником истории!   
« Хорошо, Фёдор, продолжим разговор об увлечениях. Когда мне было столько лет, сколько тебе, я коллекционировал почтовые  марки, любил читать книги, но особенно мне нравилось посещать туристический кружок, и кружок археологии. Ты, я надеюсь, знаешь, что мы живём в крае, сплошь усеянной древними захоронениями, потому что половцы господствовали на южнорусских просторах, а это значит в местности, где мы проживаем,  с половины одиннадцатого века, вплоть до нашествия монголов, которое произошло в сороковых годах тринадцатого века. Так что твоя Родина, Фёдор, очень богата древними курганами, которые являются захоронениями знатных воинов кипчаков и монголов. Кстати, Фёдор, очень увлекателен процесс раскопок: не знаешь, что окажется на лопате вместе с землёй! В школе, в которой я учился, наш туристический кружок основал краеведческий музей. В нём можно было рассмотреть все находки: ножи, мечи кривые, половецкие, и обоюдоострые, прямые,  славянские. В музее любители – нумизматы могли рассматривать  монеты.  Статуэтки из бронзы, глиняную утварь, серебряные и медные украшения очищали от патины и ржавчины сами кружковцы».  Вспоминая школьные годы, Дмитрий Викторович не сводил глаз с лица Бахарева.  Он увидел, что ученик сунул с раздражением свой дневник под учебник истории, стал разглядывать дождевые капли на стекле.
«И ещё об увлечениях.  Как ты думаешь, Фёдор, какое хобби у Шевцовой Тани?»  Родионов снова обратился к Фёдору. Он попытался отвлечь мысли Пожарского от этих дрянных размалёванных клочков бумаги с примитивными пошлыми стишками! Именно поэтому      Родионов заговорил об увлечении Шевцовой, о котором он и сам узнал совершенно случайно. А случилось вот что: в конце мая шел он  по улице села, возвращаясь,  домой после проведения кружка. Нравилась Родионову его улица, потому  что она  вилась почти по берегу Волги! Был Вечер. Солнце касалось правого берега Реки, и было густо красным, словно первоклассник выбрал самые насыщенный оттенок в своих красках и залил ими солнечный диск. В всё вокруг: и улица, и дома, и стёкла в окнах, и Вода в Волге были залиты этим насыщенным красным цветом! И даже  Вязы и Клёны казались рубиновыми и тянулись в золотисто – розовое Небо и отбрасывали нескончаемые чёрно – красные тени!
                Неожиданно из–за перекрёстка выплыла лошадь огненной масти! Вечерний ветер трепал гриву и хвост, и они красными космами плыли за лошадью! И наездница одета в розовый спортивный костюм. В ней Дмитрий Викторович узнал Шевцову Таню! Ученица увидела Учителя, заулыбалась, глаза её переполнились задором и весельем! Как сильно захотелось ей показать умение отлично держаться на лошади и без страха галопировать! Именно поэтому Шевцова взмахнула рукой и воскликнула:
« Пошла, красавка, эх!»
« Наша Шевцова Таня прекрасная наездница! Я думаю, что это не тайна для вас». Сказал Родионов. К удивлению, он стал свидетелем разнородной реакции на сообщение. Класс ахнул, взгляды учеников устремились на Шевцову. Некоторые из одноклассников смотрели на любительницу верховой езды с интересом, некоторые безразлично, а Пожарский вперил в Шевцову удивлённый взгляд.
« Танька, где же ты коня отхватила!?»
« Никого я не отхватывала. Это лошадь Абдуралиевых! По вечерам я Красавку в Реке купаю, в золотой Воде!» С восхищением воскликнула Таня Шевцова.  В её глазах восторг!
« Ха-ха-ха, в золотой! В болоте с бутылками и консервными банками!» Засмеялся Бахарев, его поддержали Рыбаков и ещё несколько учеников из тех, которые захихикали только потому, что посчитали своевременным поддержать веселье, так как  смеяться легче, чем думать над вопросами, поставленными учителем.
«Вместо попытки высмеивания увлечения Татьяны, попытайся сообразить, Фёдор, симпатия Шевцовой к лошадям появилась из ничего, или для её возникновения послужили совершенно определённые, закономерные предпосылки. Например, дед, или прадед Шевцовой был потомственным фермером и разводил лошадей, или, возможно, кто – то из её очень дальних родственников был владельцем породистых беговых лошадей, а это уже не просто увлечение, это страсть, любовь к этим грациозным, умным  и очень преданным животным! И второе, Фёдор, возможно ли, что увлечение логически переродится в смысл жизни, и будущая профессия будет связана с животными. Например,  Таня станет прекрасной дрессировщицей». Дмитрий Викторович помолчал, пристально глядя на Фёдора, задал логический вопрос:
« К чему приведёт тебя, Фёдор, твоё увлечение?!» Голос Учителя прозвучал излишне эмоционально, даже претенциозно.
« А это не твоё дело! Ты кто такой мне!? Отец, брат!? Я не просил тебя лезть в душу! Свались эта ваша школа с кручи в Реку! Чтоб на её месте аттракцион построили, с макаками и черепахами! » Огрызнулся ученик, и метнул на учителя презрительный взгляд!  Присутствующая  директор школы давно опустила глаза и скрестила руки на груди. Дмитрий Викторович знал, что это недобрый знак,  что будут последствия.
« Напрасно ты, Фёдор, разговариваешь со мной на « ты», и так агрессивно. Ну да ладно, время нас рассудит. Подведём итог. Вы на уроке истории узнали, что в 1061 году степное кочевое племя  половцев впервые вторглось в южные пределы Руси. В неравном, жестоком и кровопролитном  бою было иссечено войско переяславского князя Всеволода Ярославича, и он погиб в этой брани. Эта сеча ознаменовала собой начало продолжительной войны древней Руси с половцами, которое продолжалось вплоть до вторжения ещё более кровожадного врага, войска монгольского. Дома постарайтесь ответить на вопросы, которые написаны на доске. Запишите их, если кто этого ещё не сделал».
                Прозвенел звонок. Ученики соскочили со своих стульев, заскрежетали молниями на сумках, заспешили из класса. Бахарев Фёдор демонстративно медленно запихивал учебник истории в сумку, кривя в презрительной улыбке губы. Наконец и он зашаркал подошвами кроссовок по полу, и, прежде чем хлопнуть дверью, выкрикнул:
« Все учат жизни: папка, мамка, учителя! В порядке ли ваши мозги, а!?»
  Директор, Волович Марина Николаевна, передёрнула плечами, словно Ноябрьская сырость внезапно пробилась через старые окна и прожгла её тело, засеменила к выходу. Открыв дверь, она сказала:
« Довёл до белого каления ученика! Зайдите ко мне в кабинет, не мешкая, Дмитрий Викторович!» Грубо произнесла Волович!
               
Гл .2.
                Директор школы, Волович Марина Николаевна – ухоженная и полная женщина со слегка старомодной причёской. В её карих глазах усталость, опущенные плечи и фиолетовые мешки под глазами говорят о нервном истощении и хронической бессоннице. Она сидит  в кресле, трёт ладонью высокий лоб, молчит. Молчит и Родионов, стоя у дверей.
« Признаться, я не только удивлена, я просто шокирована вашим уроком, Дмитрий Викторович. Ваши дискуссии, приведшие к конфликту с Бахаревым, не придали уроку оригинальности! Понимаете, Дмитрий Викторович, я не увидела в этом вашем стремлении подражать урокам-беседам по образцу древнегреческой милетской школы оригинальности! Нет новаторства в этой вашей манере, воспитывать по любому поводу!  Ваша неуклюжая попытка влезть в душу Бахарева  спровоцировала выброс негативной энергии со  стороны этого строптивого и неуравновешенного ученика! Неужели вы до сих пор пребываете в прошлой жизни и не понимаете, что современный ученик непомерно амбициозен, чрезмерно завысил самомнение и не допускает в этот выдуманный мирок кого бы то ни было! Ваш профессионализм в моих глазах очень сильно подорван, Дмитрий Викторович! Кто вам дал полномочия лезть в самое заветное ребёнка – увлечения! Ваше дело простое – вдолбить ученику материал урока, а воспитывать в школе есть кому! К тому же вы не классный руководитель в этом классе!» Волович отвернулась от Родионова и несколько секунд смотрела в окно.
« Вы напрочь забыли о том, что школа взяла обязательство работать по методике личностно – ориентированного обучения, и вы, согласно этой методике, должны выступать на уроке в роли координатора творческого процесса обучения, направлять работу учеников в нужное русло, и самое главное, при этом учитывать индивидуальные способности каждого ученика!»
 Волович заученно процитировала выдержку из рекомендательных документом, отвернулась к окну,  помолчала, стараясь подавить в себе раздражение.  Немного успокоившись, резко развернулась, заговорила снова, но  слова её всё по-прежнему жестокосердны:
« Вы не первый год работаете с детьми, и поэтому, я уверена, прекрасно знаете, что обучение на современном этапе ориентировано на реализацию принципа гуманизации, и этот принцип закреплен законом! Но на данном уроке вы, Дмитрий Викторович, даже не попытались показать своими действиями, что помните об этом! Из–за этой вашей неуместной дискуссии вы не довели урок до конца: не продиктовали ученикам домашнее задание, не выставили оценки, не расписались в дневниках…»
                Дмитрий Викторович слушал директора школы, стоя у двери. На его лице выражение удивления, смятения, и решимости одновременно! Родионов заговорил:
« Дорогая вы моя Марина Николаевна, уж не списать ли вы меня хотите? Или хуже того, зачислить меня в ряды пожирателей хот-догов,  сочли меня эдаким полоумным чудаком, вздумавшим обсуждать с учениками вопросы из области высоких материй!? Не думаю, что традиции милетской школы навсегда похоронены. В беседах учителя и ученика этой школы присутствовал ярко выраженный Космизм! Целью этих бесед являлось объяснение закономерностей явлений Природы, определение роли человека в этих глобальных процессах! Вспомните, наконец, русский Космизм и его ярчайших представителей Чижевского, Вернадского! Не предполагаю, что вас не восхищали  картины Рериха, зовущие к пониманию, что мысли Человека невозможно удержать в  околоземном Пространстве!  И второе: не очерствело моё сердце, и разум мой чист, и ум мой ясен, и совесть моя чиста и перед учениками, и перед родителями, и перед Богом!  Претензии  ваши ко мне состоят в том, что я во время урока заговорил об увлечениях,  попытался разъяснить,  что означают эти наклейки от Альфа, и многое другое. Уверен, что вы прекрасно понимаете, чем заполняется ум наших подростков, и чего добиваются заинтересованные стратеги, подбрасывающие ложные ценности, кстати, с нашего молчаливого согласия! И как вы прикажете поступить в данном конкретном случае? Промолчать, ласково улыбнуться и погладить Фёдора по головке со словами: « Какой же ты молодец, продолжай ненавидеть школу и коллекционировать  эти красочные клочки бумаги с пошлыми рисунками и вульгарными стишками».  Или мне нужно было сделать вид, что ничего не происходит, и таким образом избежать конфронтации с учеником и не  нарушить его права! Не слишком ли мы увлеклись изучением законов? Да не верю я в то, Марина Николаевна, не верю, что юридическое и административное регламентирование отношений между учеником и учителем даст положительные результаты!  Отношения такого рода не могут базироваться на доверии, взаимовыручке! Вы же прекрасно видите, что Бахарев и его подражатели пребывают в глубочайшей депрессии ума! Они увязли в болоте из грубых, убийственных слов, заскорузнули духовно, призрели традиционные нормы поведения, каноны морали и элементарной этики! Молодежь всё дальше отдаляется от нас с вами, Марина Николаевна! Что не так мы делаем!? Об этом стоит задуматься, об этом! »
« С вашими доводами невозможно не согласиться, Дмитрий Викторович! Но вы забыли о том, кем являются родители Бахарева! Они не менее амбициозны и своенравны, как и их сынок! Семейка…! Ведь уже не раз случалось, что Фёдор наговаривал на нас, учителей, и его папаша приходил вот в этот кабинет и устраивал разборки! Скажите на милость, Дмитрий Викторович, мне это надо! Мне до пенсии осталось пять лет! А что будет, если сор вынесут за школьный порог! Да это же сплошные комиссии на обозримую перспективу!»
« Если случится, что отец Фёдора предстанет перед вашими глазами и устроит скандал, пригласите меня в кабинет, если даже я буду на уроке!»
« Прекрасно, просто великолепно! Вы осознаёте, к чему могут привести ваши действия по отношению к Бахареву,  всё же идёте на это!»
« Совершенно верно, Марина Николаевна, иду на конфликт ради того, чтобы поставить Бахарева перед необходимостью  мыслить. Осознаю и  неопровержимую истину, что чувства и эмоции детей изменчивы и противоречивы, поступки их продиктованы сложившейся на данный момент ситуацией. Понимаю и то, что путь к познанию истины труден, извилист и неокрепший ум ищет её в случае, если сердце не ожесточилось и разочарование не вселилось в сердце! Но этот факт никак не является приглашением к соглашательству и потаканию, даже в случае, который произошёл сегодня на уроке.  Да и нам, учителям, не подобает быть зацикленными на шаблонах. Уж давно следует поверить в то,  что трафаретный урок не раскрепощает мыслительный процесс. Ученик  пребывает под прессом будущих опросов, оценок, поэтому стремится выхватить из учебника информацию, и ровно столько, чтобы её хватило на оценку по пятибалльной системе. Именно поэтому я стремлюсь всеми силами понять экспериментально, заинтересует ли учеников обсуждение глобальных вопросов, которые напрямую влияют на качество их жизни, способствуют его духовному и физическому совершенству, которые подвели бы сознание ученика к понимаю, что самое ценное у Человека-это Жизнь, и поэтому её надо ценить! Уж слишком разгулялась смерть по Планете, по нашей голубой Красавице!  Как Земле это перенести!?»
« Дмитрий Викторович, поясните, как вы собираетесь проходить программу курса истории, если вы на уроках ведёте философские беседы с учениками? Поясните мне это, не увиливая, и не лукавя!»
« Лукавить мне не позволяет  профессия учителя.  Я, Марина Николаевна, не считаю нужным повторять учебник, потому что убеждён в том, что дети сами в состоянии усвоить этот материал. Уж лучше сосредоточиться  на дополнительной информации». Волович бросила ручку на стол, скрестила руки под грудью. В этот неподходящий миг затрезвонил звонок. Директор выдохнула через просторные ноздри, разжала пальцы рук под грудью, встала со стула и отвернулась к окну. Дмитрий Викторович вышел из кабинета. Сегодня директор не удосужился предложить ему сесть.
                К счастью Родионова его уроки кончились. Учителя уже вышли из учительской с журналами  в руках. Родионов сел на диван, устремил взгляд в окно. Дождевые капли стучали в стекло, и по нему струились ломаные ручейки. Прямые попадания дождинок разлетались по стеклу пылью, некоторые из них оставляли кляксы. Через эту рябь Родионов разглядел горлицу! Она сидела на  оконном карнизе! Птица  вжалась в самый уголок. Вероятно этот уголок  сухой и тихий.
«Скучно, холодно и одиноко ей, холодно и одиноко…» Родионов последние годы всё чаще стал замечать, что в его память нежданно вкрадываются унылые мысли,  и жалят в самые чуткие, изболевшиеся точки, теребят душу! И являются эти не прошеные гостьи в минуты неблагоприятные, похожие на эти! Разговор с директором оказался трудным,  трудным в плане взаимопонимания и поддержки.
« Неужели стал жалеть себя, старею?»  Усмехнулся Родионов, встал с дивана, подошёл к зеркалу, взглянул на облик: лицо слегка вытянутое, белое, измождённое, крепко сжатые губы, однако лоб высокий и чистый, и взгляд серых глаз ясен и непреклонен. Левая бровь всё ещё едва заметно дергается в нервном тике. Учитель трёт мизинцем бровь, поправляет выцветший галстук. Пытается ладонью разгладить складки сильно поношенного костюма. Наконец он достает из нагрудного кармана расчёску и пытается привести  волосы в порядок. В это неподходящее время в учительскую впорхнула  Ольга Борисовна Волжанинова, преподаватель русского языка и литературы.
                Волжанинова Ольга Борисовна работает в школе всего несколько лет. Ольга Борисовна энергична и доброжелательна. Её карие глаза смотрят на Мир восторженно! Дмитрий Викторович повернулся к Волжаниновой,  попытался улыбнуться.
« Дмитрий Викторович, выглядите вы неважно! Уверена, что вы снова имели разговор с директором, и разговор оказался трудным! Угадала!?».
« Разгадала причину моего неважного настроения, Олечка. Уж такой я человек, что тут поделаешь? Не научился в свои почти сорок лет кривить душой! Характер и привычки сформированы, не перелепить».
« Вот именно, однако, я уверена, что вы и сами не особо стремитесь поработать над привычками, изменить их!  Я также убеждена ещё и в том, что вам необходим отдых! На выходных днях отреклись бы от размышлений, выпили бы вина, отоспались! Вам, Дмитрий Викторович, нужно позаботиться о здоровье, просто необходимо!»
Дмитрий Викторович покачал головой, ответил, ласково глядя в тёмные глаза Волжаниновой:
« Олечка, ну как тут отоспишься, как отречёшься от размышлений. Разум неподвластен уму, он требует осмысления действительности и поступков! Наша беда ещё состоит и в том, что мы слишком много болтаем, и самое странное состоит в факте, что эту бесполезную болтовню мы считаем работой. Сколько бумаги переводим на принятие законов, решений, предписаний, а  «воз и ныне там»»!
«Внушите себе, что эмоциями и нервами делу не поможешь! Оказывается, что вы, Дмитрий Викторович, не владеете собой, поэтому я вынуждена,  как любящая вас женщина, принять меры! Вот приду к вам в гости, на чай!» Ольга остановила ласковый, упрямый взгляд на лице Родионова, застенчиво улыбнулась.  Румянец разлился по её миловидному лицу! Ольга попыталась обелиться:
« Любящая вас как хорошего учителя!»
« Не следует оправдываться, Оля. Я ведь не робот и давно всё чувствую. Оля, я был женат, пойми и то, что душа  моя болит, в ней  разочарование, и раны сердца от развода ещё не зарубцевались». Но Волжанинова слушала Родионова с восторженной улыбкой, которая говорила о том, что это обстоятельство не существенно, и надо положиться на Время. А Дмитрий Викторович заторопился, сказал, выходя из учительской:
« Олюшка, ну зачем я тебе нужен!? Ты молодая, красивая, а я! Ты посмотри, посмотри на мою головушку, она почти седая! Подумай над моими словами, а мне надо торопиться. У меня кружок «Краеведение». Дети ждут!»
                В кабинете сидела Татьяна Шевцова. Лишь только Родионов сел за учительский стол, вошли ещё несколько учеников. Они сели за парты.
« Дмитрий Викторович, я не понимаю слово «интуиция», и  выражение « Земля не может экситировать в одиночку».  Это Таня Шевцова задала вопрос. Готовясь выслушать разъяснение, Таня открыла тетрадь, приготовила ручку.
« Я рад, Танечка, что ты запомнила эти слова, и что они тебя заинтересовали. «Интуиция» - это способность мозга считывать информацию с базы данных Космоса! Учённые убеждены в том, что ход истории предопределён, как и судьба каждого отдельного живого существа. И если работать на собой, то можно предвидеть надвигающиеся события. Но, я думаю, что возможна ситуация, когда Человек, предугадывающий события, усилием воли может повлиять на них.   Тебя также смущает слово «эксистировать», Танечка! Это слово можно заменить словами « жить, существовать, быть» Я намеренно употребил это ёмкое слово, потому что оно призывает нас к совершенству мышления. Обратимся к работам современных философов. Совершенство мышления – «это способность человека рассуждать, представляющая собою процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях».  Это определение мы находим в работе Н. Мурашева « Язык, речь мысль, мышление». Совершенство мышления обязательно предполагает совершенство жизни. Думаю, что совершенство жизни есть не что иное, как разумная деятельность, направленная на поддержание экологического равновесия не только на Земле, но и во всём Мироздании. Отчего мы стали неуравновешенными и почему перестал доверять друг другу? Оттого, что всё дальше удаляемся от Природы. Я уверен в том, что только осознание факта, что мы живы до тех пор, пока живы Леса и Поля, Травы и Животные. В единение с Природой,  забота о ней способна восстановить наше здоровье, укрепить психику! И главное заключается в том, что Душа наша осознает Истоки! Как Создатель задумал привести нас к размышлениям о Вечном? Очень просто: Он сотворил цветы красивым, Дерева могучими, Небо бездонным, Реки чистыми и Моря безбрежными! Человек, восхищаясь Миром, почувствует музыку Сфер, музыку беспредельно красивую, и Гармония посетит его! Об этом надо помнить нам, и не просто помнить, но и стремиться к возрождению Природы, а значит, и Себя! Мою гипотезу легко проверить. У каждого найдётся у дома неухоженный клочок Земли. Позаботьтесь о нём! Вместе с возрождённым уголком Природы воскреснет к новой Жизни  и ваша вечная, а по Льву Толстому, бессмертная Душа!» Дмитрий Викторович помолчал, внимательно вглядываясь в лица учеников. Он всегда несколько минут молчит после высказанной мысли, считает, что этот приём позволяет поразмышлять о словах, лучше усвоить сформулированное воззрение.
« Я вижу, что вопросов не возникло, поэтому вернёмся к нашей теме. На прошлом занятии мы говорили о деревянном зодчестве древней Руси. Мы усвоили, что большинство княжеств Руси были очень богаты лесами. Вспомним названия этих княжеств». Предложил Учитель. Руку подняла беловолосая, голубоглазая, худенькая девочка, ученица шестого класса, Беликова Маша. Это очень застенчивая, в одежде с чужого плеча ученица. Взгляд её глаз печален и в тоже время ясен и доверчив. И отвечала Маша бойко, грамотно:
« Из летописей нам известно, что княжества древней Руси, такие как Великий Новгород, Московское, Владимиро - Суздальское, Тверское, а также Киевская Русь были богаты лесами. Именно поэтому Русичи строили жилые избы из бруса деревьев. Но не только жилые избы. Русичи возводили из этого лёгкого в обработке и доступного материала церкви, колокольни, часовни. Некоторые из них до наших дней сохранились на Северной Двине, Онеге, Печоре. Они всё ещё поражают наше сердце архитектурой, заставляют нашу душу трепетать по причине осознания величия и многозначимости для Русича личности Иисуса Христа, в честь которого, собственно, и строились церкви».
 Родионов слушал очень внимательно ответ ученицы. Вот она вздохнула глубоко. Учителю показалось, что Маша намерена продолжать ответ! Но она выдохнула и села на стул.
« Машенька,молодчина! Твой ответ полный и компетентный. Но мне кажется, что слово « собственно» в последнем предложении неуместное. Это слово не обладает потенциалом общности, оно более узкого значения. Сравни: вы, собственно, кто такой есть? Понятие « собственный» значит личный, принадлежащий конкретному лицу. Итак, я предлагаю вам напрячь ум, заставить работать фантазию и воображение. Скажите, дошли ли до нас памятники деревянной архитектуры в нашей местности. И второй вопрос: в чём выражается мастерство, талант строителей, умельцев работы по дереву?» Первым руку поднял ученик восьмого класса Иванов Никита. Никита - вечно улыбающийся, круглолицый, тёмноволосый мальчик. При ответе он торопится, поэтому его речь сбивчивая, нелогичная. Дмитрий Викторович сказал:
« Никита, прошу тебя, постарайся не торопиться. Прежде чем высказать мысль, обдумай, какими словами её лучше оформить. Отвечай». Иванов встал со стула, раздул щёки, выдохнул, начал отвечать:
« В нашем поселении все старые дома срублены из сосны и лиственницы. Это говорил мой дед. Он говорил ещё и о том, что наше поселение возникло на берегу Солёного Ерика, потому что это было самое красивое место! Вот…. А потом большевики взорвали церковь. Она была каменная, а фундамент её до сих пор виден из воды!» Иванов запыхтел, снова раздул щёки, сел, выпучив на Учителя глаза.
« Ну что, Никита, твой ответ удовлетворительный. Замечания вот какие: дом не только  рубят, но и строят, возводят. Но ты правильно употребил слово. В памяти людей крепко засело  слово «сруб» то - есть изба, срубленная из стволов дерева. И ещё, учись отвечать на поставленный вопрос.  Ты затронул историю нашего поселения, поэтому на следующем занятии  мы более подробно поговорим об этом. Тебе, Никита, особое задание: порасспроси основательно дедушку о факте. От кого он слышал, что именно Петр первый повелел построить поселение у ключа Солёный Ерик.  Я не исключаю, что это достоверная информация, потому что раньше поселение называлось Солёный Ерик. Итак, в чём же проявляется мастерство, талант строителей, если внимательно рассмотреть старинные дома нашего поселения?» Повторил вопрос Родионов. На этот вопрос ответила Шевцова Таня.
« Я считаю, что мастерство строителей деревянных домов проявляется не только в архитектуре собственно дома, но и в его украшениях. К украшениям можно отнести резные наличники, оконные ставни. Примечательны также дверные косяки и сами двери. Они покрыты узорочьем из цветов и листьев, множество птиц сидят на ветвях деревьев. Углы дома и карнизы, ветровые доски и резное панно на фронтонах. Панно содержит различные пейзажи. Самое распространённое украшение панно – восходящее Солнце».
« Молодец Таня! Скажи, твои родители совсем недавно меняли в доме окна. Сохранили ли они резные наличники?» Спросил Родионов.
« Сохранили. Папа сказал, что все украшения дома сделал дедушка, и поэтому их надо беречь как память».
« Очень хорошо, Таня, садись. Но у нас еще один вопрос. Как вы думаете, почему в русской глубинке, в частности в нашем поселении, так много домов украшены узорочьем?»
« Простой вопрос! Наши предки жили во времена, когда Природа была богатой. Росли Леса, Реки были чистыми, луга красивыми. Что люди видели, то и отображали!» Не выдержал Никита, выпалил с места. Прокомментировать ответ Иванова Дмитрий Викторович не успел: дверь кабинета внезапно открылась, в проёме возник Бахарев Фёдор со своей неповторимой причёской. 
« Танька, ты сегодня идёшь купать коня?!» Задал он идиотский вопрос, сжал губы и уставился бессмысленным взглядом на Шевцову. Таня покрутила пальцем у виска, ответила:
« Сам ты, Федька, конь! Осмотрись, Бахарев, Ноябрь наступил, дождь!» Бахарев заржал не тише лошади, хлопнул дверью. Было слышно, что он со всех ног бросился к выходу. Дмитрий Викторович потёр лоб, покачал головой, но оставил поступок Бахарева без комментария. Внезапно навалилась усталость, сжала виски стальным обручем,  голос вдруг стал глухим, неузнаваемым. Родионов  решил закончить урок.
« На следующем нашем заседании мы остановимся подробнее на истории нашего поселения, послушаем сообщение Иванова Никиты. Но не только Никита готовится, найдите время, порасспросите бабушек, дедушек, родителей. Запишите их воспоминания, если наберётся достаточно материала, мы оформим альбом». Родионов  произнёс привычное «урок закончен, все свободны». Ученики задвигали стульями, завизжали молнии на сумках….

Гл.3.

                Через несколько минут Родионов вышел из школы. Шел мелкий нудный дождь. По плиткам школьного двора растеклись лужи. За скрипучей калиткой началась дорога, разбитая колёсами автомобилей и мотоциклов. Родионов шёл по обочине, размышляя о почти прожитом дне. Он не хотел думать о неприятном разговоре с директором школы, Волович Мариной Николаевной, но утомлённый мозг работал независимо от воли Родионова. Слова сами звучали:
« Урок, разве это не экспромт? Даже если проведён урок в седьмом классе «А», а следующий в седьмом «Б», то урок в седьмом «Б» не получится калькированным, похожим как две капли воды на урок предыдущий. Это бесспорно, это правильно. Уроки  не походят друг на друга потому, что ученики в классе разные, уровень подготовки их различен, настроение детей не одинаковое, отношение к предмету отличное.  Ни один из учителей не застрахован от неприятной ситуации, которая случилась нежданно сегодня на уроке в седьмом классе, героями которой стал Учитель и ученик Бахарев Фёдор.  Каким же толстокожим надо слыть, чтобы не заметить, что Ученик заплутал, заблудился, и не среди трёх сосен, нет! Ум его пленили обещания красивой жизни! Когда же придёт к Человеку понимание, что время для удовольствий иссякло, и что пора задуматься о Вечном! Да-да, делу время, потехе час, а Душе всю Жизнь! К тому же, не логично упорно излагать тему, если знаешь наверняка, что один из учеников ввиду природной рассеянности не усвоил материал, не проникся смыслом фразы. Оставить ученика в неведении, или повторить материал, фразу, растолковать, разжевать? Но, возможно, это вопрос Совести Учителя? Вероятно, это высшая ступень общения, отношения учителя и ученика складываются не спонтанно, но осознанно, и итогом этого общения станет жизненный успех …».  Мысли прервались не оттого, что иссякли! Мысли, словно крикливые чайки, бросились в рассыпную, завидев в Небе степного орла! Родионова неожиданно обдало холодной осенней жижей, поднятой из лужи колесом бешено промчавшегося мотоцикла. Тёмные струи стекали с плаща, шляпы, брюк и сапог. Муть залепила очки! Родионов снял их, вынул из кармана платочек и стал протирать стёкла очков, близоруко щурясь и стремясь распознать мотоциклиста! Напрасно! Мотоцикл скрылся за поворотом. Было слышно его тарахтение…
« Дмитрий Викторович, не покалечил вас этот бешеный наездник!? Я видела всё из окна! К сожалению, я не смогла разглядеть лихача, была без очков!» Наконец Родионов протёр стёкла очков, надел. Перед ним в одном халатике стояла Волжанинова Ольга Борисовна. Она выхватила из рук Родионова платочек, стала вытирать его щёки, лоб, бороду!
« Оля, дайте сюда мой платок, я сам о себе позабочусь. Извините, мне надо спешить, мне необходимо переодеться!»  Почему то выкрикнул Родионов. Он вырвал из рук Волжаниновой платок, не взглянув ей в лицо, повернулся спиной и зашагал прочь!
«  Дима, мы ведь с тобой не дети, и всё прекрасно понимаем. Не мучай, прошу тебя,  ни меня, ни себя!» Резкая, почти в отчаянии произнесённая фраза остановила Родионова. Он потёр лоб подушечками пальцев, повернулся в этой хрупкой женщине в домашнем халатике.
« Оля, ну что ты стоишь под этим нудным холодным дождём! Ты простудишься, заболеешь, и кто же вместо тебя будет сеять доброе и вечное детям?»
« Дима, зайди в мой дом, обсушись, я тебя чаем напою! Ну что ты так торопишься в свою пустую, холодную комнатушку?!» Ольга улыбнулась! Её милое лицо озарила нежная улыбка. Возможно, что именно эта ласковая улыбка возымела магическое действие! Родионов замедлил шаги, потом и вовсе остановился, повернулся к Волжаниновой и произнес тихо:
«Ты права, Олечка!  Пожалуй, я зайду к тебе, но только на часок!»
      
      Продолжение следует.
       Волгоград, 2013 Год, 8.06.