Почти ни о чем

Виктор Еремин
Сегодня я наконец-то заполучил в руки книгу "100 великих интриг", которую сдал в издательство ровно год назад. Вышла в свет она в феврале этого года, но никак не могла придти ко мне. И вот встреча наша все же состоялась - 14 июня 2013 года, . Любой автор знает, что это за праздник на душе со слезами на глазах, когда уже ничего поправить нельзя.
Как это обычно бывает, текст сокращен более чем на треть. Бедняжка. Зато сокращен талантливым и чрезвычайно чутким редакторов. Так что не бедняжка, а торжествующая победительница технологических требований. Бумага хилая, отчего отличные иллюстрации смотрятся не достаточно эффектно, зато 99 процентов иллюстраций - мой выбор и проиллюстрирована каждая глава, так что читатель сможет воочию увидеть о ком я веду рассказ. Так что и этой удаче я рад.
Но главная удача для меня - ни слова не убрано издательством из моего Вступительного слова. И это тоже огромная для меня победа.
Поскольку эту книгу я на Прозе.ру выкладывать не буду еще очень-очень долго, то считаю возможным опубликовать здесь и сейчас именно Вступительное слово к "100 великим интригам". На мой взгляд, оно интересное. Не для каждого, но для любителей истории - вполне.

От автора

Интригами пронизана наша жизнь, и выделить среди них великие и главные оказалось невероятно трудно. Более того, рассказывать об истинно великих интригах я не стал. На это есть свои причины. Поясню. Истинно великие и главные интриги современного мира объединены одним именем — идеологические фантомы. Главные среди них — сталинизм, фашизм, демократия, гуманизм, европейские ценности, правовое государство, репрессии 1937 года и т.д. Абсолютное большинство тех, кто использует эти термины в своем лексиконе, даже не догадываются, о чем ведут речь, и не желают понять, что в том виде, в каком они их себе представляют, термины эти навязаны обществу интригами власть имущих, а на деле каждый из них имеет совершенно иной, порой прямо противоположный ныне общепринятому смысл. Рассказывать об этом, значит, погубить книгу скукой. Но не упомянуть об идеологических фантомах здесь, в авторском слове, означало бы сознательно солгать. Сказанное особенно касается россиян. Ведь сегодня мы живем в обществе, где власть запугана демократией и заграницей.
Подчеркну, что цель этой книги — показать на примере отдельных событий, где интриги особо выпуклы и оригинальны, что человечество в духовном и нравственном отношении никогда не менялось, оставалось и остается во власти одинаково алчным, жестоким и бессмысленным. И это губит прежде всех простолюдинов. Единственное, что постоянно совершенствуется в человеческом обществе — ханжество и ложь вышестоящих, причем становятся они все более глобальными и всеохватывающими. Трагедия наша в том, что в мире много честных и справедливых людей, но они, как правило, всегда остаются на обочине жизни. Причем это одинаково свойственно всем народам и всем временам. Удалось ли мне достичь поставленной цели, судить читателям.
Почему я поставил перед собой именно такую цель? По той причине, что нас, русских, затравила наша же либеральная интеллигенция комплексом неполноценности — там и в том, где мы, как правило, равны всем народам, а порой и превосходим их. И даже на мерзкий нашим либералам сталинизм я отвечу: да, было, да скверно, ну и что? Это что, повод всю оставшуюся жизнь посыпать себе голову пеплом, унижать своих предков, свой народ и свою страну? Если обратиться к истории, такое было, есть и будет у всех народов и во все времена, для каждого в своей вариации, но было. Ну и что? С историей воевать нельзя. Историю следует принимать исключительно как данность. В противном случае тем народам, кто возьмется судить и отрицать свою историю, она воздаст по полной программе. Клио очень капризная и мстительная дама. Жестче и мстительнее Клио человечество не знает. И те, кто пытается восстановить ее против своего народа брюзжанием на собственную историю, на героев своего народа, на его вождей и даже на его злодеев, есть главные преступники против собственного общества — своими причитаниями и «разоблачениями» они добиваются национального самоуничтожения. Чем кончаются такие самобичевания, отлично известно. Надо всегда помнить: история у всех народов одинаковая, и только безграмотным людям чудится, будто где-то было лучше и по-иному. Вот об этом я и пытаюсь рассказать в настоящей книге.
Была у меня еще и узко практическая задача. Двоякая.
Во-первых, книга моя обращена к тем, кто любит историю, но не столько как науку, сколько как увлекательное повествование о прошлой жизни человечества. Именно по этой причине даты и цифры здесь наличествуют как несущие стены здания книги, но не определяют замысел, архитектуру и искусство построения. Во-вторых, труд мой предназначен тем, кто предпочитает чтение с бумажных, но не с электронных носителей, кто понимает и физически ощущает красоту и вкусность чтения с бумажного листа, от картонного переплета в руке, от уюта настольной лампы, а не холода сияющего экрана. Электронная версия этой книги неизбежно будет ущербной, поскольку понесет духовный урон от ее сугубо утилитарного восприятия.
И еще один важный момент. Есть такая лживая, убаюкивающая, но эффектная фраза: «Все тайное рано или поздно становится явным». Равна ей по пошлости только булгаковская «Рукописи не горят». На деле очень редко тайное становится явным. И рукописи если сгорают, то их уже не вернуть. Об этом следует помнить всегда и делать все возможное, чтобы тайное становилось явным, а рукописи — сберегались, если они того достойны.
В конце хочу выразить искреннюю благодарность всем, кто помогал мне в работе над этим изданием: Виорэлю Ломову, Диане Удовиченко, Николаю Смирнову, Ольге Репиде, Валентине Ластовкиной.
Отдельная благодарность Ивану Колеснику и Ивану Йорге, оказавшим мне неоценимую поддержку на самом сложном этапе моих трудов.