Швартовка в один реверс

Дмитриев Юрий Владимирович
Реверс - (англ. reverse - от лат. revertor - поворачиваю назад ,возвращаюсь), реверсивный механизм, служащий для изменения направления движения машины (или отдельных ее элементов) на обратное.

«Талант от Бога», - так иногда говорят о командире, который пришвартовал свой корабль «в один реверс». Корабль нужно чувствовать: «железо», которое при швартовке, становится, чуть ли не одушевленным предметом.
***
…Полетели концы на стенку, потянули огромную махину на себя, и вот - у пристани.
   Классический пример блестящей швартовки – это заход советского крейсера «Свердлов» в английский порт Портсмут. Было это в 1953 году во время первого заграничного плавания корабля ВМФ СССР после Великой Отечественной войны.  "Свердлов" встал на якорь способом фертоинг за 12 минут. Капитан Рудаков единственный сделал это без лоцмана за время в три раза меньшее,  чем было отведено на подобную процедуру в Британском флоте,  и этим произвёл  сенсацию. Фото командира крейсера оказалось на обложках всех британских газет.
Грамотная швартовка – это демонстрация  высокой морской выучки. В 1991 году в германский Киль заходил корабль БФ под командованием молодого тогда офицера Алексея Тузова. В последствии он стал контр-адмиралом. Самостоятельно, без лоцманской службы,  ошвартовался  в бухте в назначенный срок. Грянул оркестр,  жители и гости германского города рукоплескали российским морякам, впервые прибывшим на празднование знаменитой Кильской недели. Сенсации тогда не было, но военно-морскую выучки россияне показали, заслужив к себе уважение, казалось бы, недавних врагов по войнам и военно-политическим блокам.
- Каждая швартовка имеет свои особенности, - в этом убежден бывший командир соединения надводных кораблей Балтийского флота контр-адмирал Игорь Валентинович Белоглазов. - Мне приходилось швартоваться в разных местах. В Балтийске – сложные швартовки…И потом,  швартовка с буксирами негласно, - это сродни позору. Нужно швартоваться без буксира. Если командир ошвартовал корабль без буксиров, ювелирно точно, это – и аплодисменты, и уважение.
    Если не война, то корабль в море можно потерять только в случае форс-мажорных обстоятельств: столкновения, посадки на мель, тайфунов. А швартовка – это всегда, заведомый риск. Можно разбить корабль. Я был командиром корабля, на корме которого была специальная гидроакустическая станция, ее можно было бы повредить при швартовке. Дай лишни 5-10 оборотов линии вала, и корабль пошел бы так, что мама не горюй!
   Игорь Валентинович поделился случаем из своей командирской практики, когда успешная швартовка стоила ему «хорошей» оценки во время итоговой проверки. Когда на корабле проверяющий нашел массу недостатков. Исписал толстый блокнот замечаниями по вопросам устройства службы. Мол, койки не заправлены, обувь не начищена, гюйсы у моряков не глаженные. Все, думает, с должности снимут! И вот корабль заходи в Балтийск. Разворот на месте,  кормой назад. Встал четко к причалу. Проверяющий подходит к Белоглазову и говорит:
- Командир, как вы не боитесь так швартоваться? В Североморске служил, был командиром корабля, но у нас там – пространство, а у вас – все сжато. А что вы буксир не вызвали?
-Что, вы! Буксир – это позор… - с грустью говорит тот.
Проверяющий почувствовал щекотливый момент. Достал свой «талмуд» с замечаниями по кораблю. И так:
- Будет время, почитайте!...Но швартовкой потрясен!
Этот «талмуд» Игорь Валентинович хранит до сих пор. Но так его не разу и не открыл.
Когда ты стоишь на мостике, и отдаешь команды:«Вперед!», «Назад!», «Полный веред!» и так далее, когда переводится ручка телеграфа,  это вовсе не означает, что у тебя команда пошла на машины и на линии валов. Это означает, что  в машинном отделении сидит матрос, который принимает эти команды (его называют пультистом)… и насколько он подготовлен, как выполняет их, зависит успех швартовки. Ведь он может дать больше или меньше оборотов. И тут жди чего угодно.
- Я был сторонником, что подготовкой пультистов должен заниматься лично командир корабля. Постоянно и персонально. Один пультист – на правой линии вала, другой – на левой линии вала. От того, как они правильно будут манипулировать кнопками, зависит обороты винтов. Пультисты у меня даже картошку не чистили, у них пальцы должны быть, как у пианистов…
   Задаю вопрос: можно ли обучить командира корабля всем этим тонкостям? Но прямого ответа не получаю.
  - У меня был такой случай, - продолжает бывалый моряк. - Мы ходили в ГДР. Это был последний визит в еще Германскую Демократическую Республики. Буквально через несколько дней произошло объединение Германии. Начали рушить Берлинскую стену. 1989 год. Со мной на борту – командующий БФ. Мы зашли в Варнемюнде. Это очень неудобная гавань. Мой корабль был  зажат. Мне нужно было от причала отойти. А у нас тога не было подруливающих устройств. У меня до других кораблей – 15-20 метров. Нужно отойти, не задев. Потом зайти в ковш гавани, там развернуться…Там стоят плавучий док, корабли. До них – 15 метров. Вот развернись! На причале – масса народу. Правительственные делегации, играет оркестр. Чуть переборщишь и корабль можно серьезно повредить. Не дай бог такого позора!
Я хотел отходить на буксире. Но командующий говорит: «Мы можем выйти без буксиров?» Мол, вон корабли снялись без буксиров, а нам что «слабо»? Отвечаю, «Товарищ командующий, как прикажите!». И мы пошли. Опасный момент был, когда «сдох» форсажный двигатель. То есть у меня на левой линии вала упала мощность. Говорю:  «Давайте без воплей, без криков, тихо…закончим разворот». Вышли. Ко мне подходит «гэдээровский» боцман, с удивленными глазами и говорит: « Первый раз такое вижу!». Снял значок с груди и мне подарил. У командира должно быть чутье. А для этого их надо любить. Я всегда к кораблям относился, как к живым существам. Ведь их строят люди.  Вкладывают в них свою душу. Кто-то больше, кто-то меньше. Вот поэтому и корабли разные. Казалось бы, один и тот же проект, один и тот же завод, а у каждого корабля затем складывается своя судьба. Самые большие переживания для любого моряка, когда корабль режут.  Хотя, это не обратимый процесс. Корабли стареют. Их выводят из строя.  Многие рабочие говорят, что когда корабль режут, слышно, словно он плачет. Словно убивают живое существо.
   У каждого флота есть свои традиции. Среди крупных морских держав, Россия позже всех приобрела флот. Многое переняли у коллег. Для голландцев, швартовка буксирами, не проблема. Для англичан – не есть хорошо. Они ценят умение командиров швартоваться самостоятельно. Поэтому когда-то крейсер «Свердлов» вызвал такой фурор, ошвартовавшись за 15 минут способом фертоинг. Но техника развивается. Правда, мы не всегда успеваем за новшествами. Ну, например, подруливающие устройства, позволяющие кораблю самостоятельно отходить и подходить к причалу. Это сейчас на всех кораблях они есть, а раньше не было. Потом уже появились. На таких, как «Настойчивый», «Беспокойный». И вот тоже – как же по-разному у этих кораблей сложилась судьба. Прав, Игорь Валентинович. Когда-то «Беспокойный» считался боевым кораблем, а «Настойчивый» был для визитов. Но…сейчас «Беспокойный» стоит у стенки.
     Однажды на  корабль пришли в гости астрологи вместе с Павлом Глобой. Гости сидят за столом, пьют чай. Высчитывают в каком созвездии находится Марс, где расположилась Венера. Моряки ничего не понимают. Анекдот. И тут Глоба говорит, что у «Беспокойного» - тяжелая карма, что на нем будет катастрофа, корабль взорвется и погибнет масса людей…Мол: «Это же надо было назвать корабль «Бес» и «Покойный»… Ждали год.  Потом – другой. Катастрофы никакой не произошло. Но в итоге корабль – у стенки так и стоит, никуда не ходит. Ждет…? Перешвартовывается от одного причала к другому и все.
****
- Я встречал командиров, которые во время швартовки, как драные коты, бегали с одного борта на другой, матерились и кричали на всех, - говорит бывший командир крейсера «Грозный» контр-адмирал в отставке Михаил Федорович Пинчук. - Некоторые даже успевали на ют прибежать. Я скажу так, это не швартовка. Командир должен быть уверенным, спокойным. Да, нужно выйти посмотреть, как корабль швартуется кормой, посмотреть ориентиры. Можно отойти, подать бросательные. Есть швартовка лагом. Можно пришвартоваться одним реверсом. Бывает, ветер мешает. Я швартовался в 1985 году с главным инспектором ВС РФ генералом армии Третьяком, в 4 часа утра, с вертолетом на борту, снять вертолет не позволяла погода. Нормально зашли в Балтийск, пришвартовался по ходу. Все прошло успешно.
   Был Михаил Федорович свидетелем и другой швартовки. Смотрел за ней в качестве наблюдателя. Заход эсминца «Безбоязненный» Северного флота и «Бдительного» Балтийского флота в Антверпен(Бельгия). Было это в июне 1991 года. Визит проходил под флагом командующего БФ адмирала В. Иванова. И случился навал «Безбоязненного»   на причал. Повреждение кормы!
    -Я тогда был начальником штаба эскадры, - комментирует событие минувших дней Федор Михайлович. - Там осуществлялся заход корабля с лоцманом. Буксиры начали раньше разворачивать, и они не слушали команды. Один тащил в одну сторону, другой – в другую. Корабль был не наш, не балтийский.  Команда на нем была не достаточно подготовлена. Были возражения против захода этого корабля в иностранный порт. Но к ним не прислушались.  Повреждением кормы дело не закончилось. С корабля во время стоянки в столице Бельгии сбежал казначей с 50 тысячами франков. Его потом отловили в каком-то кабаке, где он успел спустить  часть кассы. Позже получил за это срок…
    Это был один из последних визитов советских тогда еще кораблей в иностранный порт. Потом стал формироваться Российский Военно-морской флот. Печально, что один из последних визитов  прошел с таким стыдом, создав общий фон отношения к мощной военно-морской державе.
    - Сейчас корабли Балтийского флота швартуются различными способами. Но, конечно, способ фертоинг не используется. - Отмечает главный штурман Балтийского флота капитан 1 ранга Герман Забродин. Вот недавний пример. Заход в Балтийск подводной лодки Северного флота «Липецк». Она дошла до Скаггена, там встретилась с нашим буксиром, на котором находился опытный офицер капитан 2 ранга Александр Звягин. Театр ей не известен. Поэтому пришлось способом навигационного лидирования (впереди находится лидер, который дает рекомендации на сзади идущую в кильватере единицу) помочь ей преодолеть Балтийские проливы. Пришли безопасно.
    Недавно эсминец «Настойчивый» был в Ленинградской области, на праздновании 310-ой годовщины БФ. Вставал на бочках в средней гавани Кронштадта. На одну бочку в носу, на две бочки по корме. С учетом длинны эсминца, и с учетом размеров гавани, это довольно не простая операция. Там ведь есть молы, небольшие ворота, развернуться в гавани площадью 600 кв.м на 300 кв.м. такому кораблю , как эсминец 965 проекта, не легко. Это работа, так же как и работа по постановке бочек,  весьма точная. Тут работают и гидрография, и МИС, и суда обеспечения. А при швартовке – и работа машины, и работа подруливающих устройств, и работа расчета, и работа командира с буксирами… 
   Я помню, как на БДК «Калининград» мы самостоятельно, без участия лоцманской службы, зашли в Картахену(Испания). Это было в 2006 году. Тогда испанские лоцмана просто проспали наш утренний заход, и мы зашли в гавань , самостоятельно произвели швартовку. Без единой помарки. Лоцмана прибыли позже, и были удивлены, что мы уже стоим у причала.
   У нас много отлично подготовленных офицеров. Лучшие командиры  по штурманской подготовке это -  командиры СКР «Ярослав Мудрый» капитан 2 ранга Алексей Суглобов, СКР «Неустрашимый» капитан 2 ранга Сергей Липский.  Командиры малых кораблей ракетного катера Р-2 капитан-лейтенант Александр Сокол, МРК «Ливень» капитан-лейтенанта Артура Татарко. Не мало важна работа флагманов соединений - флагманского штурмана Балтийской ВМБ капитана 2 ранга Владимира Логинова, флагманского штурмана бригады надводных кораблей капитана 2 ранга Максима Филинова и ряда других.
   Капитан 1 ранга Г. Забродин , тем не менее, не скрывает, что ситуации бывают разные, и главное, учиться на ошибках. Как недавняя нештатная ситуация на корвете «Сообразительном» при выполнении работ по замене звена цепи в Кронштадте. Нужно было понять якорь, заменить звено. Безопасно подойти к стенке. Но, может быть из-за молодости командира, из-за неопытности, он не вовремя отдал якорь, не вовремя подал команду реверс, и произошел навал кормы на стенку. Об это стоит говорить по одной причине: учиться не допускать подобных ошибок. К слову,  сейчас в  дальней  морской зоне находятся около десятка кораблей Балтийского флота. А впереди предстоят походы, визиты в Руан(Франция), Киль(Германия), Зебрюгге(Бельгия), Ден Хелдер(Нидерланды).
     Ждут морские просторы и флагман Балтийского флота эскадренный миноносец «Настойчивый». Поднимаюсь на борт корабля. Он поражает своей статью. Выхолощен, выглажен, отутюжен(если так можно про корабль сказать)….
     Командир «Настойчивого» - капитан 1 ранга Андрей Набока.  На Балтике он недавно. До этого командовал кораблями на Северном флоте. На эскадренных миноносцах с 1995 года, когда молодым офицером прибыл на ЭМ «Безудержный». Затем были «Адмирал Ушаков», «Гремящий». На Балтийском флоте оказался по ротации кадров. Делится своими мыслями по поводу  того, как швартуются на Балтике, и как на Северном флоте. Здесь, по его мнению, мало места для маневра. Площади не позволяют. А основные характеристики эсминца: полное водоизмещение 8000 тонн, максимальная длина 156,5 метра, максимальная ширина 17,2 метра, осадка 5,96 метра. При таких габаритах попробуй, развернись в гавани. Нет такой возможности, и если что-то пошло не так, развернуться, отойти, и начать швартовку заново не получится.
   - Я всегда волнуюсь перед швартовкой, и переживаю, как и что пойдет. Такой я человек. Корабль должен быть полностью исправен! - В этом я убежден. – Должна быть 100-процентная гарантия, что у тебя в самый ответственный момент не подведет механика. Ну, и отработка швартовых команд. Не только на борту корабля, но принимающей, которая может просто не правильно концы завести. Поэтому  - нужно быстро оценивать обстановку. Может быть лучше безопасно пройти под буксиром и не рисковать?... Швартовка не просто сложный элемент мореплавания, это опасный элемент.
   У меня были разные швартовки. Сложные – в ночное время, когда командовал кораблем на Севере. Мы заходили после отработки задач боевой подготовки, после длительного похода. Видимость была минимальная. Но подошли без буксиров. У нас был выбор либо оставаться на рейде на якоре, либо  идти домой. Очень хотелось домой. И мы зашли. Тогда был отработан экипаж, швартовые команды….Здесь на Балтийском флоте , если что-то при заходе не получается, то вправо-влево ты никуда не уйдешь. Поэтому здесь нужно сразу все соизмерять, куда и как идти…И еще я убежден, что научить офицера правильно, грамотно швартоваться можно. Для этого нужно только одно – желание!