Бытие

Сергей Корягин
Бытие – интересный предмет для философского размышления. На первый взгляд может показаться, что размышление о бытии  никакого отношения к реальной жизни не имеет, но это лишь на первый взгляд. Бытие есть, а небытия нет. Или: есть бытие, и есть небытие. Два суждения – это уже два отношения к жизни. Мыслю, следовательно, существую (под существованием Декарт подразумевал бытие). Здесь быть   означает – мыслить. Не все с этим согласятся. Из понятия ста талеров не выцарапаешь ни одного реального талера –  это кантовская тонкость. У него бытие – вещь в себе, и так глубоко спрятано от мышления, что достать его практически невозможно. Но есть постулаты, предположения, которые должны убедить нас, что оно все-таки есть. Вещь в себе – прекрасное научное обоснование для мистики. А объективность у Канта понимается как всеобщность понятий, произведенных субъектом. У материалистов бытие ощущается чувством, познается разумом, оно наше, близкое. Но далекое близкое, ибо бытие и мышление нетождественны, принципиально разные феномены: мышление рождено лишь высоко развитой материей и является инструментом познания. Мир познаваем, но какие он нам может принести сюрпризы, никто не может знать. Материализм – самая простая философия, понятная для всех, даже малограмотных, людей. Маркс «улучшил» его и  совсем не случайно положил в основание своей экономической теории.

Гегель: полная революция в трактовке бытия и мышления –  они тождественны. Истина состоит в том, что субстанция не только объект, как мыслил Спиноза, но и субъект. У Спинозы все атрибуты и акциденции существуют в субстанции от века, присуще ей, у Гегеля – порождены путем развития. Гегель ввел в философию идею развития, где главным двигателем, «мотором» является субъект, мышление, «Я», абсолютная идея, абсолютный дух, мировой разум. В природе разум спит, а в общественной жизни ведет развитие и как инстинкт, и как наука, и как идеология. Наша жизнь – это и наше мышление и наше реальное бытие; в своей глубине, в сущности они тождественны. Я бы сказал: в общем и целом, с учетом поправок на подсознание, как мы мыслим, так и живем. Разумное мышление ведет к разумной действительности, неразумное – к существованию, которое долго не продержится. Известна формула Гегеля: «Все разумное действительно, все действительное разумно». Первую половину фразы студенты Берлинского университета понимали, а вторую половину просили растолковать. (У Гейне есть записи на этот счет.) Оказалось: действительное не вечно остается разумным, когда оно переходит в статус существования, то теряет свою прочность.

В логической лестнице категория бытия – первая, самая бессодержательная и отвлеченная. Она содержательна и наполнена пока лишь в-себе, в понятии, в зерне, в зародыше, в потенции. А чтобы стать для-себя содержательной, конкретной, она должна пройти длинный логический путь саморазвития. Но начинать философию с чего-то надо. Непосредственность бытия тоже весьма условная, поскольку в движении она будет опосредоваться, пока не станет абсолютно конкретным понятием, которое тоже станет непосредственным бытием для нового цикла развития. Круги развития примыкают друг к другу и входят друг в друга, каждый из них становится новым началом, пока в абсолютном круге они не соединятся все в один абсолютный дух. Таков образ гегелевского понимания развития, прогресса. Сложный образ, на бумаге его не изобразишь.

Поскольку бытие по содержанию – самая отвлеченная категория, настолько отвлеченная, что в ней ничего нет кроме того, что она обозначает просто бытие, постольку она есть то же, что и ничто. Здесь можно спорить, можно доказывать, что бытие есть, а небытия нет, можно на абсолютном бытии создать специальную философию, но перед познающим субъектом все равно встанет вопрос, как в понятиях (а у философии нет других инструментов) изобразить, описать движение, развитие, прогресс. Можно предположить, что мир – это абсолютный покой, а движение всего лишь видимость. Но эта позиция давно изжита философией. Поэтому Гегелю, чтобы преодолеть статичность, рядомположенность понятий в системе (а понятия являются сущностями бытия и в пространстве), пришлось ввести ничто и, соответственно, – становление, обозначивших начало диалектики в логике.  (Я бы сказал, что бытие и ничто в философии Гегеля играют ту же роль, что плюс и минус в электрической цепи.) Оппоненты могут сказать, что движение, развитие, совершенствование в мире объясняются переходом одного бытия в другое бытие, без использования ничто. Однако в этом случае останется непонятным происхождение самого бытия, а также необъясненным религиозный миф о сотворении мира Богом из ничего.  Среда, 12 июня 2013 года