Народный календарь, 13 - 19 июня. Всесвятская неде

Александр Мишутин
   Всесвятская неделя (неделя Всех святых), следующая сразу после Троицы, совпадала с народным празднованием «ярилок». Гуляния проходили широко и повсеместно: в городах и сёлах. Провожали («хоронили») Ярилу.
  Современная наука не нашла ему устойчивого  места в пантеоне язычес-ких славянских богов. То он бог, то он дух и символ праздника. Но языческие гены народа сохранили его как символ плодородия и сексуальной мощи. Июньское растительное буйство связывалось именно с «работой» Ярилы. А сам Ярила представлялся этаким забулдыгой-повесой с легким характером, но целеустремленным и неукротимым в своем назначении: в оплодотворении всего сущего — растущего и живущего. «Волочился Ярила по всему свету, полю жито родил, людям детей плодил» (из хороводной песни).
  Появлялся Бог весной с венком полевых цветов на голове, в холщовой рубахе — босоногий, красивый, праздный. Никто не мог перед ним устоять. Ждали в томлении и нетерпении. И земля, и люди.

  Время празднования «ярилок» зависело от местности и местных обычаев. Но обязательно «ярилки» проходили в июне, перед Петровым постом (начало поста — второй понедельник после Троицы). Вот как характеризовал этот народный праздник в 18 веке ярый борец против язычества  и народных суеверий святитель Тихон воронежский: «А ныне праздник сей, как я от здешних старых людей слышу, называют игрищем, которое издавна началось и год от года умножается, так что люди ожидают его, как годового торжества. И когда он приспеет, убираются празднующие в лучшее платье. Начинается он в среду или в пяток по сошествии Св. Духа и умножается через следующие дни, а в понедельник первый поста сего (Петрова) оканчивается».
 
  Ещё в конце 18 века родители отпускали своих дочерей «поневеститься» на ярилиных игрищах. А на этих гуляниях отношения молодёжи между собой было весьма свободным и носили «разнузданный характер». Церковь вынуждена была очередной раз «толерантно» отступить и подстроиться под обычаи народа. По сути – «ярилки» ведь проводы весны, как масленица – проводы зимы. И в 19 веке продолжалось празднование «ярилок», но уже более благопристойно: парни «высматривали» себе невест, а не «умыкали». Да играли «в горелки». «Чего горишь? – спрашивает какая-нибудь девица-красавица водящего. – «Красной девицы хочу!» - «Какой?» - «Тебя, молодой!» (А.А. Коринфский).
  Теперь понятно, почему мужики уходили в «русальную неделю» «русалить».
  В дни празднования где-то наряжали молодую красивую девушку Ярилой и водили вокруг нее хороводы; а где-то ряженый Ярила был похож на скомороха: в колпаке с бубенцами, набеленным и нарумяненным лицом.
  Похороны Ярилы символизировали, по всей вероятности, окончание «работы» Ярилы: мавр сделал своё дела, мавр может уходить.
  Свой буйный характер в городах праздник проявлял в пьянстве, кулачных боях, кончавшихся иногда убийствами. Буен Ярила.

  13 ИЮНЯ. ЕРЕМЕЙ-РАСПРЯГАЛЬНИК.
  «Еремей сев начинает (14 мая), Еремей сев и кончает». Обязан крестьянин за месяц посеять хлебные злаки. Должен сосредоточиться, извернуться, даже при непогоде. Рвя жилы, изнемогая от бессилья – должен. Иначе – впустую год, и голод – явен.


   14 ИЮНЯ. УСТИН. ДУХОВ ДЕНЬ.
  Дождливый и пасмурный Устинов день – урожай на лён и коноплю.
  Понедельник после Троицы называется: День святого духа или Духов день. А вся неделя после Троицы называлась в народе – русальной. Кое-где эта неделя была до троицына дня. Некоторые этнографы (С.В. Максимов) считают русальной десятую неделю после Пасхи, а иные (А.Н. Афанасьев) переносят её на июль перед Петровками (12 июля).
  Как бы там ни было, по народным поверьям с наступлением устойчивого тепла и долгого светового дня русалки выходят из водоёмов, переселяются на деревья. Деревья у славян-язычников считались душами утопленниц, проклятых матерями детей.
  Чтобы им не сидеть в воде? Тепло, светло, вольготно. Но в том-то и дело, что русалки, как и всякая нечисть, боятся света: в водоёме от солнца не спрячешься. Вот они и перебираются под густую тень листвы – на радость лешему и на печаль крещёному люду. Ни одна крестьянская девушка не пойдёт без подружек в лес в русальную неделю: встретит русалка – защекочет. Хотя, конечно, и есть средство-оберег: полынь, но всё равно опасно.
  А мужикам – хоть бы что! Именно в эту самую пору «мужики принимаются «русальничать», т. е. гулять на все лады и пить целую всесвятскую неделю (неделя после Троицы) до самого заговенья на петровский пост (пост начинается со второго понедельника после Троицы)» (С.В. Максимов).

  В народных поверьях русалок, жителей водоёмов, связывали с влагой и дождём, а значит, и с урожаем. «Где поводят хороводы русалки – трава лучше растёт».

  Есть в крестьянском труде непостижимая городским человеком философия. А если в постижимая, то недоступная сердцу: земля и человек — едины:
     Я — раб твой и хозяин.
     И  паства, и Бог;
     у ног твоих замер,
     А ты — у моих ног.
  Тончайшие волоски нервных окончаний-начал в форме кореньев пронизывают и человека, и землю; жилы-стебли прокачивают жизнь сквозь плоть всего сущего: и человека и злака; нарушение равновесия и гармонии рвет общие жилы. Тысячелетия знает землепашец о существования этого незыблемого закона. А если не знает, то чует, как зверь, как неразрывная часть живого.
  А потому и труд для него естествен. Труд — это жизнь, а радости  идут параллельно. И накапливаются — в праздники, а потому и праздники не в тягость, они не бывают лишними. Праздники созревают, как колос, как жатва и плод.

     16 ИЮНЯ. ЛУКА-ВЕТРЕННИК.
  По старому стилю июнь только начинался. А по нему и приметы. Но приметы-заметы в этот день делались почему-то по ветрам. Наблюдай весь день, а к вечеру делай выводы. «Тянет ветер с полуден (с юга) — яровому хороший рост». «Дует с гнилого угла (северо-западный) — жди ненастья» — к сырому лету. Северо-восточный — тоже «ржи дождями зальёт». Восточный ветер в этот день еще страшней — к поветрию (повальным болезням). Наши предки были уверены, что колдуны напускают болезнь, мор по ветру, посредством его. Потому слово «поветрие» имело значение «мора», эпидемии.

  А кто позаботится о благотворных ветрах? Кто их «накличет»? Да и кто знает, как это сделать? Старухи. У них опыт и милосердие.
  И сходились старухи для этого дела вечером за околицей и, воздев руки или размахивая ими, заклинали: «Ветер-Ветрило! Из семерых братьев Ветровичей старшой брат! Ты не дуй-ка, не плюй дождем со гнилого угла, не гони трясовиц-огневиц из неруси на Русь! Ты не сули, не шли-ка, Ветер-Ветрило, лютую болесть-комаху на православный народ!..»
  Богу неподсудны, потому и просим: «Дай-то, Бог!»

  17 ИЮНЯ. МИТРОФАН.
  В этом году – это седьмой четверг и седьмой недели после Пасхи. Или последняя неделя перед Троицей. Эту неделю в народе называли семицкой, а седьмой четверг после Пасхи называли Семик.
  В большом сложном комплексе обрядов, знаменующих собою проводы весны и встречу лета (как в своё время Масленица – проводы зимы и встреча весны), густо, неразделимо смешаны языческие и христианские обычаи. Причём эти обычаи в каждой области и даже деревни – со своими особенностями. Но основные элементы обрядов и обычаев сохраняются везде: выбор и украшение дерева, совместная трапеза под ним, завивание венков и кумление, срубание дерева, хороводные песни и игры под ним, уничтожение дерева, гадание на венках, брошенных в воду.
   Кто не сеял — сей гречиху. Пока сухо и пыльно. Да и полнолуние подошло, земляника начинает краснеть.

  18 ИЮНЯ. ДОРОФЕЙ.
  Смотри ветра как на Луку, только с утра. Начинаются самые короткие ночи. В народе их называют воробьиными

 19 ИЮНЯ. ЛАРИОН.
 «Пришел Ларион — дурную траву с поля вон». Начинается (а где и продолжается) время прополок.

  20 ИЮНЯ. ФЕДОТ.
  «Говорят, например, что у крестьян много праздников, а между тем это неправда: у крестьян праздников меньше, чем у чиновников. Крестьяне празднуют, как и чиновники, все годовые праздники с той только разницей, что на светлое воскресение (Пасха) празднуют всего три дня, а во многие другие праздники не работают только до обеда, то есть до 12 часов» (А. Н. Энгельгардт).
Так и на Троицу: сходит к обедне – и за работу, а празднует молодёжь. И, может быть, к вечеру позволит себе посмотреть на молодёжные игрища и хороводы.
А «зелёные святки» (Троица), разогретые и подготовленные семицкой неделей, в полном разгаре. Вкусный запах, тёплый, хлебный стоит над деревнями: выпекаются троицкие караваи. Кому недосуг было до воскресенья «озеленить» двор и двор, занимаются этим сейчас: дети усланы за чабрецом – духовитой, ароматной травой. Не найдут чабрец – принесут любой зелени: она сейчас вся хороша и в радость. Старшие дети украшают ветками берёзы дом, двор и ворота.
  У всех – праздное приятное дело. И девушкам нашлась работа: плетут венки для всех своих близких. Вечером их будут пускать по воде.
А после посещения церкви (если она есть) и после обеда все устремляются в лес. В разных областях праздничные группы в лесу выглядят по-разному: где-то собираются семьями на общей поляне, а где-то на поляне только девушки. Девушки развивают венки, завитые в Семик (четверг перед Троицей), срубают одну из берёзок, украшают её лентами и цветами и водят вокруг неё хороводы. До вечера. До сбрасывания в воду венков.
  Семейные же люди на общей поляне основательно трапезничают, а затем под гармошку или без неё начинают водить хороводы. Девушки и парни, симпатизирующие друг другу, обмениваются венками. И начинаются «горелки», игра очень целенаправленная по симпатиям и сердечной тяге. И возникают «любовные треугольники»: водящему нравится девушка, которая держит за руку свою симпатию. А той «симпатии»…и т. д. Но конфликты, в конце концов, разрешаются благополучно, и все устремляются к мостам и крутым берегам бросать в воду венки.
Венки в воду сбрасывали все: каждый мог прочесть свою судьбу по поведению венка. Завертится венок на месте – не быть девице замужем в этом году, а парню – оставаться неженатому. Для семьи в этом предзнаменовании ничего худого не было. А вот если венок потонет – великое несчастье грядёт: смерть родных или суженого.
День заканчивался, но праздник продолжался до утра.

  Федот: «тепло ведёт – в рожь золото льёт» . А коли «на дождь ведёт», то «к тощему наливу».

   Я желаю именинникам недели дней светлых, трудов праведных и результатов добрых..
  13 июня: Еремей, Ерофей. 
  14 июня: Денис.
  15 июня: Никифор, Иван, Ульяна.
  16 июня: Дмитрий, Павлина.
  17 июня: Митрофан.
  18 июня: Дорофей, Игорь, Константин, Леонид, Федор.
  19 июня: Виссарион, Илларион, Сусанна,