КарА-арчА-САй -РекА ЧЁРНая арчА -я ЗНАЛ 2 КарАарчИ

Крыленко Владимир
КарА-арчА-САй - РекА ЧЁРНая арчА - я ЗНАЛ ДВЕ такИх рекИ - КарА-арчАИ!
ФОТО Автора; Каньон в известняках КарА-арчА-САя - приТОКа Ак-БулАка

    Да, - в САМом деле:
КарА-арчА-САй - Это в переВОДе = "РекА ЧЁРНая арчА"
и в САМом деле - я ЗНАЛ (и ТАМ побыВАЛ!) ДВЕ такИх рекИ - КарА-арчАИ:
   одну - исТОк ГавА-САя, стеКАющего с Южного склона АнгрЕнского плато в Ферганскую долину,
   а другУю - приТОКа Ак-БулАка, впадАющий в реку ЧаткАл.

И Обе Эти КарА-арчАИ - пропиЛИли себЕ - Узкие тесНИНы-каньоны в известняках.

На Ферганской КарА-арчЕ я побывАл САМ и ОДИН РАЗ.
ТАМ - НИЖе Озера Кёк-АЛА (КугалА) - из-под ЕГО заВАЛЬной плотИны -
вытекАет прилИчный потОк голубовАтой водЫ - Кёк-АЛА-САй,
а ОН через "<1 км - впадает в речку КарА-арчА, -
текУщую в каньоне, где НЕ нашлося МЕСТа для тропЫ
и тропУ пролоЖИли по оврИнгу - виСЯЧей тропке -
подВЕшенной на прилИчной высоТЕ над рекОй -
на ВКЛИНенных в отВЕСную скалУ -
кронштЕйнах - брусьях из арчИ - ВЕЧного дерева, НЕ подВЕРженного гниЕнию...

А у КарА-арчА-САя - приТОКа Ак-БулАка - я побывАл 5 РАЗ:
ПЕРВый РАЗ - САМ, 2 РАЗа - наПАРу (по отДЕЛЬности - с ЖЕНей и ТамАрой)
и 2 РАЗа - в группе из 4 человек.

САМый интересный был поход с ТамАрой.
МЫ вдвоЁм проШЛИ Ангрен-плато, перевал Кум-бёль и почтИ ВЕСЬ Ак-БулАк.
     Ночь под 2 июля 1962 мы проспали под кустом у бурного каскада Акбулака. А днём Тома чуть не захлебнулась на тросе-переправе,через Акбулак (ниже устья Терекли-сая), но мне удалось вытащить Её. Перед устьем Кара-Арчи мы, чтоб обойти скалы прижима, полезли на крутющий западный склон и там заночевали в уютной беэрлоге ("ложе медведя" по-немецки) - единственном ровном месте. 3 июня, выйдя на северный гребень горы Пулат-Хан (2860м), Тома предложила мне спускаться (к пенящейся в 600м ниже речке Кара-Арча) по абсолютно непроходимой тёмной, узкой теснине-щели, куда меж мокрых зализанных скал падал мощный водопад. Я отказался, мы попили из водопада, Тома собрала вишен (с кустов по-колено) и мы до заката лезли (над пенящейся внизУ речке Кара-Арча) по скальному гребню на гору Пулат-Хан (карты у нас не было и орографию я узнал  много позже, когда осенью 1991 по Акбулаку прошёл наш сын Ваня Крыленко - уже профессионал-гидролог). Мне жутко хотелось пить (солнце обжигало), я с трудом полз по отвесам скал (тут мне мешал рюкзак, цепляясь за острые кромки).
     А справа внизу всё пенилась речке Кара-АрчА! Под скалами вершины лежали снежники и тут я вдосталь поглотал снега и обтёр своё разгоряченное тело и морду лица. Верх горы оказался обширным (2-3 км в попе0 рек), слегка всхолмленным лугом с плешинами светлых известняков. Там пасся скот, а в 200м от нас стояли 3 круглые юрты. Мы подошли к ним и казахи, сидящие на травке вокруг дастархана за ужином, пригласили нас сесть у скатерти, накормили нас вкусным (Тома 2 суток не ела ничего, кроме жменьки горных вишен, так как мой хлеб, намокший при ТОЙ переправе, Тома есть отказалась наотрез) бешбармаком ("Пять пальцев") - горячий мясной бульон в больших пиалах и мягкие куски хорошо проваренного теста и жирной баранины. За едой мужики спрашивали, а Тома отвечала им. Они сказали:
     "- Откуда вы поднялись, - ещё НИКТО не приходил - там НЕЛЬЗЯ пройти - круто! Оттуда только птицы могут прилететь!"
     А Тома ответила, что Она - женА (не сказав - чья!) и нас уложили в одной юрте вместе, на одной кошме (а одеяльце было моё).
     А в 6 часов 4 июля нам рассказали, как пройти с горы до автодороги у Ходжикента (80 км) и дали нам 2 лепёшки. В пути очень пекло Солнце, было жарко, но нас от перегрева спасала речка Нурек-Ата (Огня Отец), всю дорогу текущая рядом - каждые 10-15 мин мы полоскали рот, обливались, смачивали рубаху.
     С утра 2 июля мне уже было не до обнимания - отвлекали мысли об опоздании и спешка скорее идти. А Тома, возможно, была разочарована мной, так как я (в отличие от Кобца) не знвл, как можно забраться в ЕЁ ПИПку, а моих поглаживаний Ей бвло МАЛо!
     В 8ч вечера мы вышли на автодорогу, вскоре нас подобрал попутный грузовик и в 22ч высадил нас у жел-дор вокзала Ташкента. Я там купил 2 "городские" булочки (по 6 копеек), предложил Томе, но Она отказалась, я буркнул "Ну и дурная!", Тома обиделась и убежала в темноту южной ночи. Минут через 10 Тома подошла ко мне и сказала, что таксист предлагает отвезти нас домой. И мы поехали. Дома я доплатил таксисту, так как моих денег не хватило.

     А 29 апреля 1965-го - я, Косов Владимир, Рожнев Геннадий и Ткачёва Людмила - пройдя по ТереклИ-САю, поднялись на Пулат-Хан с ЮГа, потом спустИлись в ущелье КарА-арчА-САя, там переночевАли, проШЛИ ВВЕРХ по каньону и поднялись на вершИну Большого ЧимгАна по ЕГО ЮЖному ГРЕБНю - Это заЧЛИ - КАК ПЕРВо-прохождЕние! - СТРАНно!
     Приведенное ВЫШе ФОТО - из Этого поХОДа!
        КрылEнко Владимир  13 июня 2013