Время под солнцем

Ирина Васильева 5
Белое южное солнце стремительно  приближалось к зениту, когда Димка проснулся от сильной боли. Голова гудела, как колокол, пустой внутри и сотрясаемый равномерными ударами: «Бом, бом, бом». Всё тело ныло. Ясное синее небо приветливо смотрело на незадачливого путешественника, а рядом наперегонки бежали к берегу ласковые и игривые, как маленькие котята, волны Чёрного моря. Димка попытался подняться, но небо и море неожиданно поменялись местами, и земля ушла из-под ног, которые напрочь отказывались слушаться  хозяина. Димка рухнул мешком на песок и неслышно заплакал.
Он никогда не видел море, потому в свой самый первый отпуск купил билет на поезд и поехал в Адлер. В вагоне к нему подсели двое молодых парней, которые также ехали позагорать, покупаться и подышать чистым курортным воздухом. Они достали водку и предложили выпить за знакомство. Как не хотел Димка пить! Но отказать не смог, поддался на уговоры, да и ребята казались вполне компанейскими, предложили вместе жильё недорогое снять и хорошо отдохнуть. Пили за дружбу, за девушек, за Родину и ещё за что-то, а потом парни неожиданно заявили, что Димка украл у них деньги. Ночью на станции стащили его с поезда, стали разбираться, отобрали сумку, документы, избили и бросили на пустыре, который оказался морским побережьем.  Димка никогда и ни за что на свете, даже в самых ужасных кошмарах, не мог себе вообразить, что именно так произойдёт его знакомство с морем. Он лежал и тихо плакал от боли, бессилия и фатальной несправедливости жизни, ещё совсем недавно казавшейся такой замечательной, увлекательной и многообещающей в светлом и счастливом  будущем.
Вдруг, откуда ни возьмись, появилась огромная собачья морда, она склонилась над Димкой, обнюхала его и начала  шершавым языком лизать лицо. Парень похолодел. Этого ещё не хватало, чтобы ему ко всему прочему голову откусили! Он пошевелил запёкшимися от крови губами, пытаясь прогнать псину, но вместо слов получилось невнятное мычание, более походящее на звуки, издаваемые только что родившимся телёнком. Морда свысока  равнодушно посмотрела на Димку и гордо отвернулась, из открытой пасти свешивался увесистый розовый язык, слегка прикрывая идеально белые, огромные клыки «собаки Баскервилей».
 Послышались торопливые шаги, и на смену собачьей морде над Димкой водрузилась лохматая голова с длинной бородой и в странном вытянутом колпаке, похожем на шляпу звездочёта из старого детского мультфильма.       « Вот чучело! Привидится же такое!» -  подумал парень и снова потерял сознание. Но чучело никуда не пропало и не растворилось в воздухе. Когда Димка открыл глаза, лохматая голова по-прежнему была рядом, только теперь вместо морского песка, под ним был матрац, а небо заменил низкий потолок бедной лачуги с гирляндами паутины по углам. Лохматая голова беззубо улыбнулась. Из-под густых бровей на парня пристально смотрели озорные и проницательные  пуговицы-глаза.
- Где я? – с трудом вымолвил Димка.
- В раю, мой друг, в раю, - ответила лохматая голова.
Это было сказано таким тоном, что молодой человек в замешательстве решил уточнить:
- Я умер?
Голова засмеялась:
- Это вряд ли. Хотя выглядишь ты, прямо скажу, не совсем респектабельно.
- Как? – начал приходить в себя Димка.
- Неважно, мой друг. Есть хочешь?
Димка попытался подняться, но голова по-прежнему кружилась и всё тело жутко болело. Он застонал.
- Ты лежи, лежи. Я тебя сам покормлю. Сегодня у меня королевский суп из черепахи и красное вино из лучших сортов винограда.- Хозяин лачуги снял с головы колпак и торжественно произнёс: - Позвольте представиться, Артур, верховный маг и звездочёт Мидии, герцог Черноморский, принц Ассирийский, по совместительству правитель этой Земли.
- Кто-кто? – переспросил Димка, силящийся понять, на самом ли деле обладатель лохматой головы является сумасшедшим или же, просто на просто, водит его за нос.
- Конь в пальто, как зовут тебя, спрашиваю? – в свою очередь спросил хозяин лачуги.
- Дмитрий Донской, - пошутил парень, довольный хотя бы тем, что его оппонент оказался в здравом уме.
- Где-то я это имя уже слышал, - задумчиво произнёс «принц». – Вот тебя угораздило! Сам-то откуда будешь?
- Из Воронежа, - ответил Димка. – В отпуск ехал, хотелось на море побывать, да попутчики недружелюбные попались. А куда это я попал?
- Сочи тебя устроит? – с ухмылкой спросил хозяин. – Самое, что ни на есть, морское побережье.
- Сбылась мечта идиота, - вздохнул парень и отвернулся к стене.
Пришла «собака Баскервилей» и легла рядом, дразнясь своим языком. Через какое-то время в лачугу залетел крупный чёрный ворон, сделав круг почёта под потолком, важно воссел на край стола и начал клевать хлеб, заранее покрошенный для него заботливым хозяином. Вслед за птицей появился чёрный кот с белым галстуком, настоящий пижон с наглой мордой и походкой старого боцмана. Наконец, в дверном проёме нарисовалась голова осла и дважды громко икнула. Семейство было в сборе, королевская еда разложена по мискам, все дружно приступили к трапезе.
Димку кормили с ложки супом, как ребёнка, впрочем, именно таким он себя и ощущал, беспомощным и маленьким. Вспомнилось детство, мама, ангина, горячее молоко с пенками, горькие таблетки. Только сейчас вместо мамы над Димкой хлопотал лохматый, неопределённого возраста, чудак с длинной бородой. В полуметре от парня смачно чавкала «собака Баскервилей», чуть далее лакал свою порцию «боцман», пижон с белым галстуком, а у самого входа из большого ведра важно хлебал осёл, шевеля ноздрями и тщательно пережёвывая пищу натруженными челюстями. Удивительно, но суп, сваренный непонятно из чего, действительно, был очень вкусным, а после нескольких глотков красного вина приятное тепло разлилось по всему телу и накрыло Димку мягким ватным одеялом. Он уснул, и ему снилось безбрежное Чёрное море и белый корабль с парусами, которым управлял лохматый капитан в колпаке звездочёта.   
Прошло несколько дней, как канатоходец над пропастью. Димка то приходил в себя, то снова проваливался в бессознательное.  А когда открывал глаза,  рядом с ним лежала огромная собака с очень внушительной пастью и равнодушно смотрела перед собой. Оставалось только догадываться, охраняла ли псина Димку или наоборот. Иногда он просыпался, чтобы проглотить еду, которую с ложки накладывали прямо в рот. Порою, кот важно проходил по одеялу, урча, как паровоз, сворачивался калачиком и дремал, во сне шевеля усами, но более всего «пижону» нравилась подушка и, разумеется, человеческая голова с мягкими волосами, об которую было приятно потереться, поиграть кудрями  и затем отбить весёлую чечётку сразу всеми четырьмя  лапами. Постепенно самочувствие парня стало улучшаться, он пошёл на поправку. Тело болело, но уже не так сильно. Димка начал самостоятельно передвигаться и помогать по хозяйству своему «спасителю», чему тот был очень рад, да и остальные жители лачуги попривыкли к парню, приняв его в свою дружную компанию.
Вечерами всё семейство собиралось во дворе. Артур надевал свой колпак, извлекал из сундука всякую всячину и начинал показывать представление. Иногда в гости к нему заходили местные жители и отдыхающие. Тогда возле калитки ставился сундук, в который зрители бросали монеты. Когда-то давно Артур был известным фокусником, объездившим полмира. У него было всё, о чём можно только мечтать. Но однажды случилась беда, он попал в автокатастрофу и сломал руку. Лечение длилось долго, да и восстановить функции суставов никак не удавалось. Выступать в полном объёме уже не представлялось возможности. Денег стало не хватать. Молодая жена Артура, привыкшая к красивой жизни, бросила его и ушла к богатому бизнесмену. От горя мужчина запил, а когда протрезвел, было поздно, его выписали из собственной квартиры и выставили за дверь с двумя чемоданами вещей  и большим сундуком, в котором хранились сценические костюмы и цирковые принадлежности. Он мог бы отсудить жильё, но не стал. Просто ушёл.
Так Артур стал бомжем. Фея Виртуозность покинула гения. Цирковые и эстрадные подмостки превратились в маленькие и тесные помещения  сельских Домов культуры и прокуренные, полутёмные залы ресторанов. Впрочем, всё было не так уж и плохо. Ещё оставались друзья. Они помогали Артуру в сложившейся ситуации, но со временем друзей становилось меньше и меньше, а выпитого вина больше и больше, пока артист окончательно не стал марионеткой в руках проходимцев, которые зарабатывали на нём деньги, забирая себе весь заработок, оставляя жалкие крохи на дешёвую водку и еду. В один прекрасный день у Артура случился сердечный приступ, а так как у него не было ни прописки, ни регистрации, «заботливые» работодатели оставили артиста на произвол судьбы в маленьком южном ауле, в пригороде красивого города Сочи, раскинувшегося вдоль побережья Чёрного моря.
Местные жители не дали погибнуть заезжему фокуснику. Не смотря на различие культур и многонациональность, южные люди оказались на редкость дружелюбными и милосердными. Артура приютили, выходили и дали возможность продолжать заниматься своим любимым ремеслом. Он поселился в заброшенной лачуге на берегу моря. Целебный морской воздух укрепил пошатнувшееся здоровье, море дало силу, песок залечил раны, а волны смыли следы прошлого  и унесли слёзы потерь в бескрайний океан. У Артура началась новая жизнь, свободная, как ветер, и мудрая, как звёздное небо.
Зимы на Черноморском побережье тёплые. В районе Адлера снег – большая редкость. Только деревья скинут старые листья, смотришь, а на них уже новые зеленеют. Вообще, Сочи – удивительный город, где непостижимым образом тесно переплетаются разные обычаи и традиции, тропические пальмы и канадские тополя, лавровые деревья и ели. Здесь мирно уживаются приверженцы различных религиозных конфессий и вероисповеданий,  потому что понимают, прежде всего – они люди, и над ними одинаково светит одно на всех солнце.
Каждое утро Артур отправлялся на работу. За небольшую плату он показывал фокусы в парке, где всегда собиралось множество зрителей. Постепенно мужчина обзавёлся хозяйством и даже приобрёл осла, на котором перевозил свой знаменитый сундук. Однажды ему в голову пришла оригинальная идея, Артур решил стать "волшебником". Новшество имело успех. Теперь это была не просто цирковая программа, а целая сказка, в которой участвовали практически все зрители. Фокус состоял в том, что каждый желающий мог загадать желание и бросить в волшебный сундук монету на счастье, а великий "маг и звездочёт" обещал его обязательно исполнить. Конечно, это был обыкновенный розыгрыш, но людям свойственно верить в чудо. Тем более, если хорошо постараться, заручившись поддержкой "настоящего волшебника", то любое желание  непременно можно воплотить в жизнь. Ведь именно так происходят все чудеса на свете. Популярность фокусника росла, а с ней увеличивалось благосостояние, и день ото дня тяжелел сундук. Вместе с материальным благополучием у артиста появилась возможность купить себе хороший дом, но сам он мечтал о кругосветном путешествии и большом фургоне.
Артур был очень удивлён, когда нашёл на пляже изрядно побитого  парня. Никому ничего не сказав, он решил сам выходить молодого человека. Он понял, что тот попал в беду. Артист хорошо помнил, как сам оказался в подобной ситуации, брошенный на произвол судьбы. Несколько дней он боролся за жизнь Димки и был несказанно рад, когда парень пошёл на поправку. Теперь каждый вечер Артур спешил с работы домой, доставал из сундука цирковые принадлежности и показывал своему гостю различные фокусы. Будучи одиноким, мужчина привязался к Димке, стал относиться к нему, как к сыну. Он хотел передать ему своё мастерство, чтобы  вместе путешествовать по миру в большом фургоне. Парень оказался на редкость смышленым, обучался с лёгкостью и Артур, довольный учеником, частенько восклицал: « Да ты – настоящий талант! Из тебя выйдет замечательный артист!» Иногда к «волшебнику» заходили местные жители и отдыхающие, чтобы посмотреть его представление. Всем Артур говорил, что Димка – его сын. Возможно, он сам этого хотел или верил в вероятность невероятного, но такого желанного для него, что найденный на берегу моря парень мог бы оказаться его сыном.
Шло время, Димка поправился. Он загорел, окреп и возмужал. Его отпуск подходил к концу, пора было возвращаться домой. Артур понимал, что у молодого человека свои планы на будущее, но в тайне надеялся, что парень останется с ним. Всякий раз, когда Димка начинал разговор об отъезде, мужчина пытался его отговорить. Артур видел в молодом человеке большого артиста и своего сына. Эта мысль настолько глубоко проникла в его сердце, что он не мог даже представить себе иной сценарий развития событий. Во что бы то ни стало, мужчина  решил не отпускать от себя парня, который стал частью его души.
В вечнозелёном парке одного из районов Сочи каждый день шло представление, и рождалась сказка, участниками которой становились все зрители. Для этого нужно было только загадать желание и бросить монетку в старинный сундук, и тогда «великий маг Артур» поднимал  высоко над головой свою волшебную палочку и вершилось чудо. Сколько таких чудес сотворил фокусник! Скольким людям помог осуществить мечту! А теперь не знал, что делать. Димка не хотел в кругосветное путешествие, не думал о карьере артиста, он хотел домой и не поддавался ни на какие уговоры.
- Хорошо, катись в свой Воронеж! – вспылил Артур. – Только сначала заработай себе на билет, потрудись вместо меня эту неделю!
- Я могу тебе выслать деньги почтой! – парировал Димка. – Как вернусь домой, сразу вышлю.
- Куда вышлешь? На деревню дедушке? Или на Черноморское побережье? Может, мне номер дома повесить на свой сарай? – возмущённо вопросил  мужчина и вынес безоговорочный вердикт:  - Нет, так не пойдёт! Вот отработаешь, тогда поедешь!
И тут Димка сказал такое, от чего у «волшебника» подкосились ноги, и он, держась за сердце, медленно опустился на старинный сундук.
- Не буду я за тебя работать неделю! – выпалил Димка. – Ты же людей обманываешь! Ты их своими обещаниями за нос водишь! А я обманывать никого не хочу! И не буду!
Широко открытыми и полными слёз глазами, словно двумя морями, смотрел Артур на парня, который вдруг стал для него абсолютно чужим. Он многое мог бы сказать ему, но не хотел, больше ничего не хотел. Стоило ли доказывать что-либо человеку, который его не понимал и не слышал? Но и подобные обвинения без ответа Артур просто так оставить не мог.
- Глупый мышонок! Я никого не обманываю, я даю людям надежду, - грустно сказал он. – Знаешь ли ты, что люди живут, пока у них есть надежда? Как это важно – иметь надежду! Потому что, когда надежды нет, люди, просто,  умирают, им незачем больше жить. Вот поэтому и нужны волшебники, чтобы придумывать сказки, и давать людям то, чего у них нет. Я больше не держу тебя. Ты мне не интересен. Прощай!
С этими словами Артур достал из кармана пачку денег и протянул Димке, который стоял, потупив взор, и сконфужено перебирал пальцами пуговицы на расстегнутой рубашке.
- На, бери, потом когда-нибудь вернёшь, - холодно добавил мужчина и, встав, медленно пошёл прочь от лачуги, от Димки и ещё от чего-то, непередаваемого словами, но очень понятного, за что парню было стыдно и больно одновременно.
- Артур, спасибо! Я верну! – крикнул он вдогонку «волшебнику». – Я приеду, я обязательно приеду! В следующий отпуск…
Ветер унёс последние слова в горы, волны, ласковые, как котята, слизали следы человеческих ног. Белое южное солнце неуклонно приближалось к западу. Кончалось лето.