Ноосфера - через призму симметрии

Светлана Будяшкина
С появлением на нашей планете одаренного разумом живого существа планета переходит в новую стадию своей истории. Биосфера переходит в ноосферу [1:185].

Таким образом, ноосфера (греч. ;;;; – ум, разум, мысль, образ мыслей) представляет собой сферу разума, которая формируется при появлении человека разумного и его социальной деятельности.

Понятие «ноосфера» ввел французский математик и философ Эдуард Леруа. С одной стороны, это понятие было разработано Э. Ле Руа совместно с французским ученым – философом, геологом и палеонтологом Тейяром де Шарденом. А с другой – Владимиром Ивановичем Вернадским.

Исследователи противопоставляют их подходы, но при внимательном рассмотрении в них нет противоречий, хотя заметны различные акценты.

«В ноосфере решающим и определяющим фактором является духовная жизнь человеческой личности, в ее социальном выявлении» [2:497].

По Тейяру де Шардену человек с его внутренней жизнью является структурной основой ноосферы. Началом внутренней жизни человека является рефлексия. Разумное существо характеризуется «рефлектирующей способностью».

«Рефлексия – это приобретенная сознанием способность сосредоточиться на самом себе и овладеть самим собой как предметом, обладающим своей специфической устойчивостью и своим специфическим значением, - способность уже не просто познавать, а познавать самого себя: не просто знать, а знать, что знаешь». [3:136]

Свой главный акцент в развитии своих взглядов на ноосферу В.И. Вернадский делает на роли коллективного разума, развитии науки и научного мышления, т.е. на внешней деятельности человека. В противоположность ему Шарден обращает особое внимание и на внутренний мир человека, считая его началом пути к ноосфере.

В.И. Вернадский:
«Биосфера ХХ столетия превращается в ноосферу, создаваемую прежде всего ростом науки, научного понимания и основанного на ней социального труда человека» [4:10].

«Ноосфера – биосфера, переработанная научной мыслью…» [5:277]

«С процессом философского размышления связан вопрос…: существует ли особая область философского познания, особое проявление разума – «внутренний опыт», позволяющее философии вскрывать новые проявления реальности.» [6:356]

«Хотя это до сих пор спорно, в действительности всегда философы, вдумываясь в реальность, правильно вводили в нее и собственный аппарат познания – разум – и подвергали его тому же процессу размышления о нем, какой обращали на другие стороны „внешней им реальности”» [6:356].

«Такая работа не происходит в науке прежде всего потому, что она требует чрезвычайно много времени и специальных знаний и ее ведение в текущую работу ученого не оставило бы ему места для его основной научной мысли» [6:356].

«Философ, углубляясь в себя и связывая с этим своим систематическим размышлением картину реальности, в которую он захватывает и многие глубокие проявления личности, едва затронутые или совсем не затронутые наукой, вносит в нее, как я уже упоминал, своей методикой, поколениями выработанной, логическую углубленность, которая недоступна в общем для ученого, Ибо она требует предварительной подготовки и углубления, специализации, времени и сил, которые не может отдавать им ученый, так как его время целиком захвачено его специальной работой. Поскольку анализ основных научных понятий совершается философской работой, натуралист может и должен (конечно, относясь критически) им пользоваться для своих заключений. Ему некогда самому его добывать.  [6:360]

Тейяр де Шарден:
«… Я хотел бы показать, что для выявления естественного положения человека в мире, каким он нам дан в опыте, необходимо и достаточно принять во внимание как внешнюю, так и внутреннюю стороны вещей» [3: 135].

«Под геохимическими, геотектоническими, геобиологическими пульсациями всегда можно узнать один и тот же глубинный процесс – тот, который материализовавшись в первых клетках, продолжается в созидании нервных систем». Геогенез переходит в биогенез, который в конечном счете, не что иное, как психогенез».

«Психогенез привел нас к человеку. Теперь психогенез стушевывается, он сменяется и поглощается более высокой функцией – вначале зарождением, затем последующим развитием духа - ноогенезом. [3:148]

«Неверно искать продолжение нашего бытия и ноосферы в безличном. Универсум – будущее – может быть лишь сверхличностью в пункте омега» [3:205].

«Все наши трудности и взаимные отталкивания, связанные с противопоставлением целого и личности, исчезли бы, если бы мы только поняли, что по структуре ноосфера и вообще мир представляют собой совокупность, не только замкнутую, но и имеющую центр» [3:205]

Если в центре поставить человека и его сознание …, то его внутренний и внешний миры, окружающие этот центр, будут представлять собой ни что иное, как центрально-симметричную модель, моделирующую целостность человека и его синтезирующее мышление, синтез миров с бесконечными возможностями их организации. Игнорирование какой-либо из сторон человеческой жизни неизбежно приведет к утопичности ноосферы, к асимметрии познания и применения знаний, к разрушению того, что называется моралью. Синтез же – к пониманию сложности формирования ноосферы и к конкретным задачам ее конструирования и синтезирования на внутреннем и внешнем плане.

Например, к задачам познания взаимосвязей сознания и подсознания, разумного и интуитивного и управления ими. К задаче различения ума от разума. Задаче – быть хозяином своего внутреннего хозяйства – жизнедеятельности своего организма, хозяином себя как личности, хозяином Земли как планеты. Задаче взаимодействия с другими разумами, как на Земле, так и  за ее пределами. Задаче понимания порождения сознания на основе геометродинамики внутреннего и внешнего пространства времени и их симметрии и асимметрии. Задачам самообразования, самосовершенствования и самотрансформации как основы преображения Земного пространства и наращивания человеком своей геологической силы. 

Следует отметить, что мысли Тейяра де Шардена о переходе от геогенеза к психогенезу и далее – к ноогенезу перекликаются с идеями современного нейрофизиолога Вадима Швыркова: «Психическое выступает как системное качество организации физиологических клеточных процессов» [7]. Упрощенно можно сказать, что психическое является результатом организации и усложнения физического.

Все эти высказывания становятся более наглядными и понятными при использовании гороскопа Алфреда Витте, который ввел принцип симметрии в наблюдение за временем – как внешним, так и внутренним временем человека [8]. 

Литература:
1. Вернадский В. И. Биогеохимические очерки. – М.: Изд-во АН СССР, 1940.
2. Вернадский В. И. О науке. Т. 1. Научное знание. Научное творчество. Научная мысль. Дубна. 1997.
3. Тейяр де Шарден. Феномен человека. – М.: «Наука», 1987.
4. Вернадский В. И. Биосфера и ноосфера. – М: Айрис-пресс, 2003.
5. Вернадский В. И. О научном мировоззрении. .//В.И. Вернадский. Биосфера и ноосфера. – М: Айрис-пресс, 2003.
6. Вернадский В.И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. –М: Наука, 2001. – 376с.
7. Швырков В. Б. Введение в объективную психологию. www.keldysh.ru/pages/mrbur-web/misc/efs_book/
8. http://astrogenetika.narod.ru/simplui.html Будяшкина С. Гамбургская школа астрологии: Идеи Алфреда Витте.