Рай по собственному вкусу

Ал Захаров
            "Будет время, когда здравого учения принимать не будут,
            но по своим прихотям будут избирать себе учителей,
            которые льстили бы слуху,
            и от истины отвратят слух и обратятся к басням" (2 Тим. 4: 3-4).


 
- Скажи мне, что ждет меня после смерти?

- А что бы ты сам хотел?

- Разве я могу выбирать?

- Скажи, что ты хочешь, и мы постараемся реализовать твои мечты.

- Я хочу… чтоб всё было, как на земле. Чтоб родителей увидеть, чтоб… друзья все были рядом…

- А друзья-то хотят тебя видеть? Родители?

- Конечно, хотят!

- Что делать будете?

- Жить… Общаться…

- Как? Тел у вас нет…

- Пусть будет! Это же другой мир, верно?.. У нас будут молодые тела. Нам всем будет 20 лет!

- Что дальше?

- А что дальше?

- На земле вы ходили в кино, театр? Как вы общались и о чем? В раю времени нет, вся вечность впереди. Работать не надо... Вот ты кто по профессии?

- Врач.

- В раю разве кто-то нуждается в телесном лечении? Некого лечить. У тебя будет новое, как ты хочешь, молодое тело. Разве место в раю болезням, старению? Или ты хочешь рай, где можно было бы болеть и увечья наносить? Хирургические операции не хочешь проводить?

- Нет, но… что же все профессии не имеют в раю смысла?

- И хоккеистам, и футболистам, и юристам, и экономистам делать там нечего. Да и богословам тоже, пожалуй. Нет клиентуры и зрителей для актеров и артистов… Или ты хочешь футбольные матчи в раю организовать? Сборная Древнего Рима и сборная Австро-Венгрии?.. Хочешь так? Вечные чемпионаты, вечные соревнования и сборы… Хотя какие сборы. Усталости нет, травм нет. Играть можно хоть 90 минут вечных, хоть 90 тысяч. Можно и так. Или Олимпийские игры переименуем в Райские, и пожалуйста – вся «линейка» состязаний для наслаждения. Это можно сделать…

- Для меня одного?.. А знаменитости будут?

- Видишь ли, у них свой рай. Если они захотят, могут посетить и твой, но боюсь, не захотят. Но мы сделаем так, что участвовать будут точно те же звезды, что и на земле. Для тебя.

- А Бог ничего не скажет?

- Ты Бога хочешь видеть?

- Да…

- Зачем Бог в твоем раю? Там и без Бога всё по-человечески сделано. Всё придумано и настроено человеком, зачем в этом раю Бог? Надзиратель не нужен, а лишний глаз – ни к чему, своих зрителей хватает.

- Чтоб был…

- Ты в своем раю царь и бог. Зачем еще какой-то владыка нужен? Ему хочешь подчиняться? Разве не хочется уединения? Вечного отдыха от проблем и скорбей земных? Это же твой приватный рай. Захочешь ты… удалиться в спальню или на райский пляж. Например, с девушкой…

- А жена?

- Ты ее действительно хочешь в свой рай впустить?

- Но как же…

- Хочет ли она сама. Ну даже если захочет - можно устроить и так, что она в него не попадет… Сфальсифицируем твой образ в ее раю. Или можно сделать так же и в твоем. Лицо и тело твоей жены, характер тоже подберем такой же. В общем, сделаем точную копию, еще и лучше настоящей будет… А впрочем, если характер тот же, тело то же, память та же – чем она отлична будет от так называемой настоящей? Ничем.

- Да, верно… Бог не нужен… Жену… Если настоящая захочет, пусть будет.

- Что с друзьями?

- Нет, их и родителей не надо трогать…

- Но положим, они не захотят в твой рай. Или захотят в свой. Устроим между вашими раями «ангельское сообщение»? Или поездом?

- Почему же они не захотят в мой рай?

- Потому что это твой личный рай. Только для тебя. Как твой дом.

- Но я же могу кого-то увидеть?

- Если только тебя захотят увидеть. Выбирай: или ты находишься в приватном раю, или в общественном, для всех. Если ты хочешь со всеми, не обессудь, что там будут совершенно другие порядки… И… Бог там тоже будет.

- А личном раю, стало быть, никого, ни единой другой души, настоящей души?

- Нет. Дверь запирается изнутри. Бог не запирает дверь в общественный рай, но в приватный каждый сам закрывает дверь. И всегда может открыть ее и пойти к Богу. Правда, обратного пути нет.

- Почему? Оттуда не возвращаются?

- Таковы законы.

- В своем раю я могу жить, как захочу? Так ведь?

- Разумеется. Насколько хватит твоей фантазии. Всё будет так, как ты хочешь, но предупреждаю: это будет только внутри твоего рая. Захоти ты уничтожить другие раи – этого не случится. Захоти ты казнить своих врагов – ты получишь лишь их копии. Мы уважаем частную жизнь всякой души.

- Тогда я хочу замок, такой же как Нойшванштайн. Там сделать внутри, как в Эрмитаже. Спальню сделать с футбольное поле – и туда девушек, я по именам назову и какого типа скажу, список составлю… Вокруг – всё, как на земле…

- Я записываю…

- Я… Я еще подумаю, да? Можно?

- Конечно. Главное успеть сформулировать всё до смерти. Обидно будет там оказаться и увидеть что-то недоделанным или не сделанным. Поэтому додумай остальное. Подробности за тобой…

- Но когда я умру, я точно получу всё то, о чем мы договорились?

- Разумеется.

- Но истинно ли то, что ты предлагаешь?

- Тебя заботит истина? В современном мире говорят: истина относительна. Это ж постмодернизм. Верь, во что хочешь, и твоя вера и будет критерием истинности. Кто может доказать свою веру? У кого есть неопровержимые доказательства ее подлинности? Если не веришь моему слову, доверься своему сердцу. Что оно хочет? Не того ли, что ты сказал мне? Значит так тому и быть.

- Я сам есть истина?

- Человек - мера всех вещей. Существующих - что они существуют, несуществующих - что они не существуют... Помни об этом. Не сомневайся в том, что избрал. Ибо сомнения подтачивают веру, и она дает трещины. Тогда твой рай может быть разрушен.

- Нет, я не хочу этого!

- Продолжай верить, и эта вера спасет тебя.

- Всё ведь будет так, как я пожелал?

- Главное верь, и всё образуется. Смерть не страшна, если ты веришь в свой собственный рай. Верь, что именно он будет после твоей смерти для тебя, и именно в нем ты и окажешься.

***

- Кто б пожелал чего-то нового! Всё то же самое, что и на земле. Все те же впечатления и те же стандарты. Кто-то желает, впрочем, узреть драконов, создать рыцарские миры… Разве может это наскучить? – думает человек.
 
- Разве придумаешь что-то новое? Это какой же мозг нужен! Вот ты и я сидим здесь и слушаем десятки подобного рода просьб... А так, если взглянуть: перед человеком вся вечность. И перед ним его фантазия. Спроси его: ты хочешь вечно прожить в том, что придумал сам во временном и непостоянном мире? В мире причин и скорбей, в мире боли и страданий. Ты хочешь чистоты и свежести, счастья и неземной радости? Но выдумаешь ли ее ты? Придумаешь ли ее ты и сформулируешь ли ее самостоятельно? И будет ли она действительной радостью, окажись ты в ней и с ней один на один?

Ты хочешь книг с земли? Ты получишь только то, что прочитал и ровно в том объеме, что прочитал. Ты хочешь узнать, что творится на земле сейчас? Кто тебе это даст сделать?

Если б Бог был в твоем мире, Бог, который пронизывает все миры и все «раи», то Он бы дал тебе это знание. Он дал, быть может, тебе и встречу – хотя бы в их земном сне – с родными, оставшимися там. Он открыл бы тебе новые неисчерпаемые знания, потому что Он это Личность и может научить тебя. Вы могли бы общаться, и Он мог бы раскрывать тебе книгу вечной мудрости, и ты мог бы строить рай вместе с Ним.

Что же избрал ты? Свой мир, закрытый и обезбоженный. Мир, где ты бог. Мир копий, повторений, мир отживших образов. Реальный только лишь для тебя мир. Ты хочешь жить в нем один. Ты хочешь править в нем один, замкнувшись в собственной гордыне. И это ли не ад, в котором замыкается человек, - мир, в котором правит фантазия, личность самого человека? Человека, купающегося в своих страстях, но не могущего насытить их. Ибо если весь мир – твой, что еще пожелать? Если твои враги повержены, что еще желать? Если твоя душа пресыщается каждый день одними и теми же видениями прошлого, что еще желать?..

Не захочешь ли ты скоро покинуть такой мир, в котором ты вечен, но одинок, пусть и окружен тенями-роботами? Не захочешь ли ты выйти, наконец, из своих мыслей, обид и памяти? Не захочешь ли ты нового, что не есть твои воспоминания, не твоя придумка и не твоя мысль? Сколько еще неизвестных, неведомых тебе вещей, но они закрыты, потому что ты можешь знать только то, что знал и быть тем, кем был… Захочешь ли ты быть с кем-то, кроме себя?

- Славно ты загнул... И почему-то никто не спрашивает о тех, кто был злодеем на земле. Никого не интересует их участь, все думают только о себе и о своих близких. Конечно, мир сосредоточен только вокруг них! А кто бы задумался: неужели и им, злодеям, предлагается такой «рай»? Неужели и им предоставлена возможность творить собственный, по своему вкусу рай? И неужели они там могут продолжать свои злые дела, пусть и в рамках ограниченного мира?

- Ха, я вот что тебе отвечу: она, душа эта злодейская, знает, что она попала в рай для одиночек. Она-то понимает, что это все вокруг - оловянные солдатики! Пусть она рвет на части игрушечных воинов, пусть она уничтожает терабайты людей и земли… Но главное - она никогда не забывает о том, что этот «рай» всего лишь мир, созданный ею самой. И все те демоны, все те жестокие мысли, терзавшие ее на земле, здесь, наконец, обретут бессмертие и вечность. Они, не подавляемые отныне ни сном, ни немощами тела, уже по полной программе примутся за эту душу… Кто спасет ее от себя самой?

Достаточно открыть дверь и выйти из собственнического рая. Но зло не может переступить порог. Только очистившись, можно сделать шаг и выйти из собственных рамок, из мрака своей души. Потому что зло не может созидать, зло не может устоять, ибо оно всегда стремится разрушить всё, в том числе и самое себя. Если на земле был ад в душе, если на земле были разрушения и страдания, то что может создать такая душа в собственном «раю»?.. Впрочем, уж на что Бог милосерд, и ей – какой бы она ни была – оставлено покаяние. Хотя бы и из огня…

- Это верно. Дверь в ад заперта изнутри... Пора закрывать контору... Уже вечер.