Сталкер и Я тоже хочу

Александр Самоваров
Посмотрел, наконец, фильм Балабанова « Я тоже хочу». У нас в городе в продаже на дисках его не было, вообще этот фильм прошел как-то незаметно. Но я подходил к продавщицам и спрашивал: « У вас есть такой фильм - «Я тоже хочу»?  И по их реакции я понял, насколько это  веселый фильм, начиная с  названия. Уже в самом названии стеб. Продавщицы слышали «Я тоже хочу» и на секунду устремляли на меня… странный взгляд. Т.е. для современной женщины слова «я хочу» несут  понятный код. Через секунду дамы понимали, о чем речь, и говорили, что такого фильма нет. И вот, все-таки, нашелся у одной на диске с еще десятком  других фильмов, как ни странно, в хорошем качестве.

Поскольку этот фильм Балабанова по своей идее и даже в мелочах сходен с фильмом Тарковского «Сталкер», то после просмотра фильма Балабанова я пересмотрел и «Сталкер». И был поражен. Конечно, Тарковский создал шедевр, а Балабанов просто снял хороший фильм. Но при этом, какой же слабый сценарий у «Сталкера», там авторы сценария братья Стругацкие. Фильм сделан по их книге. Книгу я не читал, не могу я читать этих ребят,  хотя уверен, что они в чем-то талантливы. Ибо не могли их книги быть столь популярными не у самых глупых людей, если бы они были бездарны. Но сценарий они написали бездарный.

Во-первых, совершенно не ясно для чего герои идут в эту саму зону. И это не «задумка» авторов, это именно плохо прописанный сценарий. Во-вторых,  в фильме нет движения, скажем, довольно много минут отведено тому, как на Сталкера, Профессора и Писателя ведут охоту охранники. Но это так скучно сделано. В-третьих, очень плохие диалоги и монологи, они банальные абсолютно!

Хотя в фильмах Тарковского с текстом всегда был напряг, слово ему было не интересно. Он создавал образы как художник, «карандашом и красками». У него даже не 90%, а на 99 все решает зрительный ряд.

Так в чем главная мысль фильма «Сталкер»? В том, что все хотят счастья? Ну вроде это и так понятно.

Тогда о том, что человек внутри себя, в своем подсознании может желать такое, в чем себе отчета не отдает? Это ерунда. Подсознание у нас у всех одинаковое – это  опыт предков.
Так в чем драма? Вот шли, рвались люди в зону, зная точно, чего они хотят, а пришли и не стали добиваться своих желаний, в чем-то прозрели? Но и это как-то не четко выражено в фильме. Мы видим двух вялых мужиков Профессора и Писателя, которые вяло переругиваются между собой, и совершенно не понятно за каким лешим они  идут в эту Зону.

А когда приходят, то вообще начинается цирк. Выясняется (тут только), что сбываются не просто желания, а наши подсознательные желания. И Писатель боится этих желаний. А Профессор достается небольшую атомную бомбу и хочет   взорвать зону,  этот мир подсознания, что совершенно не мотивировано никак, Профессор объясняет, что мало ли кто может сюда прийти и чего пожелать? Ну если бы пред этим походом Профессор вспомнил Гитлера и холокост, то это хотя бы логично было. А так ведь у него из всех бед,  какой-то конфликт на работе и не более того.

Образы в фильме не прорисованы, не созданы. Так и не понятно, что это за Писатель, что это за Ученый. И сам Сталкер вроде задуман блаженным, но в исполнении  Кайдановского он таковым не выглядит.

И между тем, фильм шедевр. Почему? Потому что Тарковский гений.  Личность. Видимо в этот период он испытывал драму.  Вот он признанный в мире  режиссер, режиссер мирового уровня, говорят, что он и чувствовал себя гением. Деньги у него были, наверное. Не могло не быть. Самые красивые женщины, тоже без проблем. Друзья, поклонники, прихлебатели и пр. И что?
Т.е. человек достиг своего потолка. У него все есть. Но чего-то нет. Счастья нет. А в чем оно? Вот об этом фильм. Счастья нет, потому что он не знает, чего на самом деле хочет.
 
Думаю, что  счастья не было, потому что была депрессия. Но склонный к усложнению этого мира Тарковский создает вот такую вещь как «Сталкер».

Фильм Балабанова вроде бы об этом же. Но это стеб. И тут все просто. Тут нет никаких тайн подсознания, просто можно проехать в зону, в которую, к слову, спокойно пускают, и душу твою заберут туда, где есть счастье. Здесь проблема в том, что не всех к себе забирают эти неведомые силы.

Фильм Балабанова в два раза короче, чем у Тарковского, там мало чего происходит, но как мастерски он выписывает, вылепливает  характеры героев!  У Тарковского русские люди в «Андрее Рублеве», а так у него просто люди без национальности. Тарковский был русским и вполне патриотом, только  собственно русские характеры его не очень интересовали.
Балабанов  очень любит русских людей, очень. Пожалуй, это единственный современный режиссер,  у которого русские люди «живые». Не зря его Данила Багров просто реальный персонаж, как и его брат в исполнении Сухорукова. Другое дело, что в его фильмах сплошь бандиты. Ну уж что есть.

Очень нежно Балабанов относится к женщинам,  даже к отрицательным персонажам женского рода он великодушен. К той же тусовщице и ****и Кэт из «Брата». Баланов ласков к проституткам, у него их много во всех фильмах. У него женщины просто самки и их стоит ценить хотя бы за это. Типа того, что ****ство – это и есть функция женщины.

Хотя в фильме «Мне не больно» у него есть и вполне благородный образ женщины. Да и в «Брате» подруга Данилы такая же.

Вот и в «Я тоже хочу» не обошлось без дамы, проститутка, которую герои подбирают на дороге.

На самом деле, женщины в отличие от мужчин прекрасно знают, что им надо в этой жизни. Это одно из их коренных отличий. И не очень верится, что женщина, пусть даже такая умученная как у Балабанова захотела бы добровольно на небо. Но зато Балабанов долго показывает, как эта крупная дама с большими сиськами бежит по снегу, а сиськи болтаются, и даме холодно, ей сочувствуешь, и думаешь – скорей бы добежала до мужиков, и она добежала, и ее накрыли шубой, и все было хорошо.

 А потом ее без проблем забрали на небо, как и стареющего музыканта. А вот бандита и режиссера не забрали. Особенно смешно с режиссером (пародия Балабанова на самого себя?),  он вопит, что он режиссер, что член такой-то европейской академии… а не взяли.
Мораль этой притчи Балабанова проста – не все прощается. Очень такая своевременная мораль. Ибо все люди сейчас живут в уверенности - что ни сотвори, все сойдет.