Будь, что будет

Екатерина Бадмаева
               

Мы выгоняем из себя и из зрителей тему смерти
Наталья Когут

         Сказав "будь, что будет", Гамлет - Дарья Цыпляева выходит на бой с Лаэртом - Надеждой Луцкой. Мы смотрели в театре "Луна", художественным руководителем которого  является С. Проханов, народный артист России, заслуженный деятель искусств, спектакль "Гамлет - точка G", в которой все роли играли семь девушек! Конечно, и схватка их была не на шпагах - они размахивали красной тканью, выражая чисто женское отношение к убийству вообще.
Вначале думаешь, что выход девушек - это только вступление, потом понимаешь -  трагедия В. Шекспира идёт полным ходом в исполнении только девушек. Возникает неловкое чувство неприятия феминизма, ограниченности действий и художественных возможностей спектакля. Но постепенно, вслушиваясь в эмоциональный текст трагедии, начинаешь искать смысл того, что же хотят нам сказать режиссёр и актеры. "Знаешь, в японском театре долгое время на сцене играли только мужчины. Они прекрасно исполняли и женские роли - так образно передавали все ощущения, которые хотели показать зрителям. И тут я сразу поняла, что "Гамлета" будут играть только девушки. Как видишь, у них это получилось очень интересно!" - сказала Алевтина Цой. На самом деле зрители на одном дыхании смотрели спектакль, интуицией чувствуя, что девушкам есть что сказать словами героев "Гамлета". Женское сердце и ум желали по-своему выразить свои эстетические представления о "быть или не быть" в наше сложное время.
Режиссёр Наталья Когут после спектакля поделилась своими идеями. "Я училась у Олега Павловича Табакова с Любой Полищук, моей подругой. Мы с ней много говорили о состоянии Гамлета - его вопроса "быть или не быть". Она считала, что на сцене должен быть женский Гамлет. Я загорелась этой идеей - почему бы не показать и не выразить женские ситуации через стриптиз-пластик?!" 
"Нам понравилась Дарья Цыпляева, наверное, она из всех девушек больше всего подходила для роли Гамлета?" "Дарья - моя ученица. Она училась в ГИТИСе в группе С. Проханова. Она энергетик, сразу погружается в глубину драматизации, эмоционально подхватывает и выражает замысел", - ответила режиссёр. Мы спросили у Дарьи, как она сама ощущала и видела Гамлета. "Можно, я не буду говорить о своём личном видении? Оно у меня, конечно, есть! Следование указаниям режиссёра для меня более важно. Тема смерти, трагедия семьи, близких затрагивают нас, об этом каждый задумывается". По взволнованному виду Дарьи поняла, что она столько сил и энергии вложила в роль, что  находится в состоянии человека после завершении чего-то очень сложного и трудного. Выразить состояние души Гамлета - совершить над собой невероятное усилие - дело не простое, молодой девушке - тем более.
Режиссёр Наталья Когут после спектакля продолжала ощущать творческий подъём  - на суд зрителей она вынесла пережитые ей и артистами идеи женского "Гамлета" с женской пластикой, способной передать самые серьёзные вопросы, которые до этого решали мужчины. Размышления Гамлета "быть или не быть" определились здесь и сейчас для Натальи Когут эстетически однозначно. И это своего рода  выход на дуэль - "будь, что будет!".
Уверена, зрители мысленно будут снова и снова возвращаться к увиденному "женскому  Гамлету", думать не только о том, что их пластика удивительна по силе воздействия на окружающих, но и о том, что современной женщине, может, больше, чем мужчинам, приходится отвечать на вызовы времени - жить в постоянном тонусе "быть или не быть". Выгонять из себя и зрителей тему смерти означает по замыслу режиссёра однозначное неприятие убийства и зла, освобождение от агрессии. Браво, Наталья Когут и её молодые актрисы! Посмотрите спектакль, не пожалеете.
               
Екатерина Максимова
                (Екатерина Бадмаева)