Анн Диа о критической критике

Архив Конкурсов Копирайта К2
Конкурс Копирайта -К2
И если вдруг вы, автор, в многодневных муках и поисках создали произведение, счастливо и облегчённо выдохнули, устало размякнув в кресле, то не задерживайтесь надолго в таком расслабленном состоянии. Не поддавайтесь ласковой волне восторгов и доброжелательных отзывов. Не играйте с воображаемым успехом, кокетливо сожалея о низких потолках. Не пытайтесь смотреть сразу за горизонт, минуя привычную обыденность. Выпейте крепкого чаю. Включите яркий свет. Встаньте в доступном месте и ждите того, кто даст вам путёвку в литературную жизнь.

Ждите критика.

Если вы женщина, прикройте руками живот.

Если мужчина — область паха.

Однажды вождь древнего племени воскликнул: «Да задолбали вы меня своими сказками! Ну сколько уже можно говорить о расстоянии в лунах и солнцах!». Он поднял с земли палку и твёрдо сказал: «Вот вам единица расстояния. Отныне и навеки всё будем мерить этой палкой!». Позже её назвали метром.

Трудно поверить, но критик в своих оценках тоже пользуется палкой. Не «тёплышком» и «улыбашками», а именно палкой! Правда, называет он её несколько иначе — мэтр.

Первый удар критика всегда бывает неожиданным и болезненным.

Женщин перекашивает. Их улыбка, ещё недавно такая милая и безмятежная, разворачивается на девяносто градусов и удлиняется. Глаза выпучиваются до пятого размера груди. Боже упаси их подходить в этот момент к зеркалу!

Мужчины после удара сразу включают логику и острую, как боль, память. И согнувшись в позе горнолыжника, мысленно проносятся по своему произведению, спотыкаясь об лишние запятые, расшибая голову обо все косяки, которые они там понаставили.

Если вам хватило сил устоять и не потерять интерес к творчеству, если вам хватило благоразумия на каждый удар вежливо отвечать: «спасибо», «вы правы», «виноват, исправлюсь», то критик не бросит вас в трудную минуту и в таком помятом виде. Он обязательно доведёт вас до кондиции, исполняя своё предназначение. При этом он уже не будет использовать палку, что само по себе уже приятно, а возьмёт инструменты поточнее и поделикатнее. Такие, которыми обычно пользуются на творческих кухнях для приготовления удобоваримых произведений.

Это может быть нож. Вас порежут на главки, абзацы, предложения. Каждую часть внимательно рассмотрят, лишнее выбросят, выковыряют слова-паразиты и чужеродные элементы, отожмут воду. Оставят самую суть, самое вкусное, самое необходимое.

Если вас раскатают скалкой, то только для того, чтобы глядя на просвет, увидеть в вашем произведении пробелы, внутренние противоречия, нестыковки.

Очень полезной на творческой кухне бывает мясорубка. После неё ваш текст будет пластичным, однородным и легко усвояемым.

Вам не придётся много говорить — только думать и соглашаться. Но в случае, если вас будут обрабатывать тёркой, у вас появится шанс поспорить и даже огрызнуться. Конечно, не сразу, а ближе к концу обработки, когда неумолимые пальцы критика, сжимающие остаток вашего самолюбия, приблизятся к острому полотну. Вот тут вы его можете цапнуть и травмировать. Правда, критик в свою очередь может не доводить дело до конца и выбросить остаток вашего самолюбия в мусорное ведро. Это всё на его усмотрение и терпение.

Ваши муки, если вы не дурак, не будут длиться вечно. Обязательно настанет тот счастливый час, когда не только вы, не только ваши родные и близкие, не только ваши должники и подчинённые, но и независимые взыскательные читатели воскликнут: «Ух ты! Неплохо, неплохо. Кто же это такой умный написал?».

И не стоит огорчаться тому, что вы не самородок, что в вашем литературном блюде присутствует значительная доля труда и умения критика. И не одного! Так всё устроено в мире. Всё, что делается для людей, делается сообща.



Нет, ну а если вы всё-таки гений?

Много о таких слышала, но ни разу не встречала. О тех, кто сам печёт свои литературные блюда, несмотря ни на что и ни на кого. О тех, кто изначально велик и самодостаточен. О тех, кто светится даже в пасмурную погоду. О тех, кто посылает всех дальше, чем может себе представить.

Как определить таких гениев на просторах словотворчества?
Тут опять-таки поможет критик.

Если критик повёлся на словеса и без всякой обработки съел продукт гения, то утро мудреное покажет степень вашей гениальности. Критик будет нездорово бодр, суетлив и без всяких утренних потягушек и кофе метнётся не к рабочему столу, а к унитазу. Значит, накануне он съел кого-то не того или что-то не то, и это, гений, ваша удача!

Это ваш звёздный час!

Когда критик, после охающих впечатлений отпустит вас на свободу, вы вольётесь в широкую сеть, которой ежедневно пользуются тысячи читателей.  А ещё через некоторое время через сугубо формальные очистные препоны вы станете частью народного, а потом и мирового достояния. Это не успех — это торжество, это утверждение всего, что вы захотите!

Однако, повторюсь, гениев ещё не встречала. Поэтому, если вы вдруг создали произведение, то прикройте руками живот или пах...
 

© Copyright: Конкурс Копирайта -К2, 2013
Свидетельство о публикации №213011001929
рецензии
http://proza.ru/comments.html?2013/01/10/1929