Марина Добрынина. Мой любимый соавтор

Архив Конкурсов Копирайта К2
Конкурс Копирайта -К2
Меня тут попросили написать о том, как работается в соавторстве. Вынудили, прямо скажем. Не скажу, кто. Все и так догадаются.

Итак, соавторство. Что же мне такое сказать о соавторстве…
Писаниной я балуюсь с раннего возраста, и сочинять мне нравилось всегда именно в соавторстве. Помню, первый мой опус создавался при участии подруги (опус в прозе, конечно, потому что стихами я балуюсь лет так с шести, преимущественно в одиночестве и чаще всего в состоянии меланхолии. В соавторстве мы разве что частушки матерные на преподавателей в универе писали). Так вот, было это что-то такое приключенческо-эротическое. Да, несмотря на мои тринадцать лет. В отношении того самого я пребывала не то, что совсем в неведении, скорее, имела некие теоретические познания, почерпнутые преимущественно из детективов и «Декамерона» Боккаччо. Однако очень нам хотелось с подружкой впихнуть что-нибудь этакое в полный перестрелок текст. К счастью, история этот шедевр не сохранила. И, увы, с тех пор меня не тянет писать ни эротику, ни приключения.

Следующий опыт работы в соавторстве приобретен лет так в семнадцать. На летние каникулы меня выслали в другой город к бабушкам и дедушкам. А вот там ночевала я, конечно, у бабушек и дедушек, а свободное время проводила на улице с собакой и компанией таких же, как я, чокнутых собаководов в возрасте от пятнадцати до двадцати трех лет. Большую часть времени  мы играли в покер, «а спорим, у меня не будет синяка, даже если ты дашь мне в глаз» и другие милые дворовые игры. Кстати, синяк был, но это так, воспоминания нахлынули.
Как-то у нас зародилась идея: а что было бы, если бы все мы попали в параллельный сказочный мир? Быстренько распределили роли, сочинили кучу историй и решили, что это должен быть роман, и его срочно нужно начать писать. И начали. Каждый по кусочку, передавая друг другу тетрадь.
Вскоре каникулы закончились, я вернулась домой, перепечатала тетрадь, дополнила ее, переработала. Этот роман остался неоконченным, несмотря на достаточно большой объем. Так и лежит у меня в компьютере. К слову, это было фэнтези. Да, я любила его уже тогда.

Потом я очень долго в соавторстве не писала. Да и не в соавторстве – тоже (курсовые, дипломные, договоры и т.д. не считаются).
До 2010 года. Именно этот год стал переломным в моей творческой судьбе.
Дело было так. Снова каникулы. Новогодние. Сижу я дома в жесткой депрессии с бутылкой шампанского в обнимку. На душе – дрянь, никто меня не любит, жизнь не удалась. Сижу и думаю, может, поболтать с кем-нибудь? Ползу на прозу, а там автор – Астральная Сказочница. Тоже вся в печали. До этого момента мы практически не общались, но были друг у друга в избранных, перебрасывались иногда благожелательными комментами и все. Ну а тут сидим, переписываемся и вдруг она сообщает, что у нее мышь под диваном шуршит. «Это заколдованный принц, - говорю убежденно, - ты непременно должна изловить его и поцеловать».

Вот с этого все и началось. Мы быстро перешли в мэйл-агент, позволяющий обмениваться мгновенными сообщениями, и стали писать историю про заколдованного мыша королевских кровей и вредину-не-красавицу, которую принцы не интересуют. Аллергия у нас с соавтором на Мери-Сью. Не лечится.
Первой проблемой было выбрать имена, потому что с характерами героев мы определились как-то сразу. Но тут выручил генератор ников. Устраивающие нас звучания согласовали быстро. А дальше просто пошел текст. Мы писали его, как играли в настольный теннис, перекидывая соавтору куски готового текста и предлагая дальше решать возникшие вопросы. Сюжет не согласовывали, что будет через пару страниц – не знали. Просто Сказочница была не-красавицей, а я принцем, но тоже неправильным. Ведь так скучно писать от имени правильных принцев!
Далее нам срочно понадобился антигерой – некто, способный существенно осложнить жизнь основным персонажам. А кто может быть в фэнтези антигероем? Ну конечно, волшебник, причем непременно некромант. Гад полный. Гад стал выползать из заданных рамок с первых же слов. Он проявлял свой мерзкий характер и когда общался с обиженным принцем и когда трепал нервы нашей вредине. Он не желал оставаться отрицательным, что бы мы с ним не делали, он изо всех сил впихивал в текст оправдательные мотивы своего недостойного поведения. Ну что же, пришлось пойти ему на поводу.
Кстати, когда пишешь вот так, без плана, персонажи постоянно проявляют самоуправство, и в этом вся прелесть. А учитывая то, что не только герои, но и соавтор твой имеет собственные представления о том, что должно происходить дальше, создание романа превращается в безумно увлекательную игру: реши поставленную задачу и заставь соавтора выкручиваться. Играли с упоением. Мне жаль было времени на сон и на работу, интересно было играться, любопытно было читать – что там придумал соавтор в ответ на брошенный вызов.

В первых написанных нами книгах самым большим удовольствием было то, что, читая присланный соавтором текст, ты никогда не знаешь, что там произошло. Это как включаешь любимый сериал, смотришь его с восторгом, а потом вдруг сам становишься сценаристом, режиссером, да заодно и одним из главных актеров.

Общались, да и сейчас продолжаем, через мейл-агент. К слову, между нами пять часовых поясов, так что приходилось ухитряться, чтобы провести время в сети друг с другом и нашими героями подольше. Я, помню, вскакивала по утрам, включала компьютер и смотрела, что там мне соавтор написал. И всегда отлавливала несколько листов любопытного текста. Быстро глотала кофе, хихикала, шла на работу, а там либо удерживала себя от продолжения, либо, наплевав на все, садилась и печатала то, что лезло в голову. А лезло активно. За две недели мы подошли к финалу первого романа, а потом я уехала в отпуск на один славный далекий тропический островок. Вы даже не представляете себе – как хорошо сидеть поздним вечером на террасе в халате, держа в одной руке сигарету, а в другой карандаш и править текст, а потом дописывать его и снова править. Пить коктейль маленькими глоточками, смотреть на фонарь и белых крошечных мотыльков, а потом снова писать и править. И слать соавтору смс со своими мыслями по поводу текста, наплевав на то, что ты в международном роуминге. Здорово.

После того, как мы закончили первый роман, приступили к его правке. По очереди. Не помню, кто из нас был первым, да это и неважно. Эта технология выдерживается и сейчас. Если тебя что-то смущает в тексте соавтора, шлешь ему сообщение, согласовываешь правку. Если правка незначительна, можно и не спрашивать, но выделить цветом исправленный фрагмент в тексте нужно. Иногда кому-то из нас кажется, что какой-то из описанных соавтором персонажей не мог сказать или сделать что-то. И тогда действует правило: если это основной персонаж соавтора, тот сам решает, мог или не мог. Если второстепенный – определяемся, какие изменения могут быть внесены, коллегиально. Схема работает: ни разу еще не поругались. Так мы насочиняли очень много текста. В основном – про тех самых вредину и мыша, а также их потомков. Просто нам нравилось находиться в созданном нами мире.

К слову сказать, уверена, в соавторстве хорошо работать только с человеком, который хорошо тебя понимает, с кем имеются общие ценности, общие интересы. Нет, я не утверждаю, что два разных человека не могут написать что-то общее. Могут. И даже качественную вещь. Но вот получат ли они удовольствие? Скорее всего, нет. А я не понимаю, зачем писать что-то, если тебе это не в радость. Хотя бывало со мной и такое.
Для нас же со Сказочницей написание романов – это не работа, это отдых и удовольствие. Мы не мним себя великими литераторами и не ставим перед собой цель создать что-то выдающееся. Балуемся и отдыхаем. Ну и, совсем немножко, хотим, чтобы читатель тоже баловался и отдыхал.   

Последний наш роман (не выложен еще) мы писали несколько иначе. Во-первых, он не из предыдущей серии. Она закончена, герои поднадоели, и даже от мира мы устали. Потому решили создать нечто новое. Причина: очень хочется писать, зудит прямо. Ну а что именно? Фэнтези, конечно.
Итак, первый вопрос, который встал перед нами: какой у нас мир? Создаем принципиально новый или нет? Здесь определились быстро. Моментально нарисовали одного из героев. А кто второй? Я выдвинула пару предложений, Сказочнице они не понравились. И тогда она предложила своего – неожиданного. По крайней мере, для меня. У нас традиционно не было плана и цели, и мы нырнули в воду, позволив героям творить то, что им захочется.
Но тысяч сто знаков напечатали и ушли в творческий кризис, любовно называемый нами «неписух». И сидели мы в этом неписухе месяцев восемь. Отчего-то в этот раз избранная тактика не срабатывала. Сюжет не шел. Герои крутились на месте, занимались  ерундой и ничего не делали для развития сюжета. Ничего. Выходило, что кроме тактики, неплохо бы и стратегию использовать, да вот в голову ничего не шло. Вот серьезно: открываю файл, любуюсь на него и закрываю. И так почти каждый день. Соавтор, судя по всему, тоже. Списались мы с ней и решили воспользоваться старым способом: забыть о тексте. На время. И забыли.
Месяцы шли один за другим, а роман так и лежал заброшенным, пока однажды я не захотела его перечитать. Просмотрела, удивилась. Оказалось, он не так плох, как я помнила и, в общем-то, заслуживает того, чтобы его доделали. Я постучалась к соавтору, мол, давай. И продолжение пошло. Может быть, не так быстро, как раньше, но пошло. Правда, на сей раз мы имели некое представление о том, чем, примерно, должно закончиться произведение.
Представление это далось нелегко. К тому моменту, как мы продолжили работу, текст напоминал клубок шерсти, из которого торчало много-много ниток. Следовало свести их вместе, придумать логичную теорию, объясняющую их возникновение.
Решение задач. Чистая математика. Увлекательно, но тяжело.
Работа над этим текстом уже больше напоминало работу, чем баловство. Впрочем, ничего страшного: работать я тоже люблю. Сейчас мы его правим. Вернее, пока я правлю. Первая. Процесс идет тяжело, но в этом не текст виноват, а моя трудовая деятельность. Она у меня тоже творческая, увлекательная, требовательная и ревнивая. Как наши со Сказочницей герои.
Вот так мы работаем с любимым соавтором. Может, я написала не все, но вы же помните, никакого плана, никакой идеи. Просто пишу то, что лезет из головы, и с любопытством наблюдаю за результатом.      


© Copyright: Конкурс Копирайта -К2, 2013
Свидетельство о публикации №213022101928
рецензии
http://proza.ru/comments.html?2013/02/21/1928