Ландшафты ГОРного массива Большой ЧимгАн у ТашкЕнт

Крыленко Владимир
Ландшафты горного массива Большой ЧимгАн Очень свое-образны!
Фото Автора; Долина рекИ ЧимгАн в урОчище "12 ключЕй"
             На заднем плане - гора Большой ЧимгАн

    Ландшафты горного массива Большой Чимган очень своеобразны и сочетают на небольшой территории разнообразнейшие местности, урочища и высотные ярусы:
    от ПОйменно-нижне-террАсовых - до высокоГОРных.

    Его рельеф изменяется: от равнинного в нижней части - к мягким, округлым формам предгорий и низкоГОРий, - а затем - к изРЕзанным ущельями, каньонами, кулуАрами, лавИнными лоткАми и желобами, крутым и отвЕсным скальным склонам среднеГОРий и, наконец, - к Острым гребням высокоГОРья.

    Подобные контрасты свОйственны - и растительному миру, и микроклимату Чимгана:
    от знойных, засушливых, поросших янтаком ("верблЯжьей колЮчкой") предГОРий - через заболоченные лужайки урочища "Двенадцать Ключей" - к вечным снегАм;
    от жаркого ЛЕТа - к морозной, много-снЕжной зимЕ!

    Так же контрастны тут и реки: от маловодного, подавленного оползневыми и селевыми выносами Сули-сая до Обикашки (каскадами низвергающейся в крутых скальных лотках) и мощного Чаткала (см. фото 39-40; 44). Разнообразные величественные горные пейзажи с множеством (здесь в верховьях р.Реваште нами отмечена очень высокая (для региона) густота речной сети с постоянным водотоком ~2,43 км/км2) бурных рек характерны для Акбулака (см. фото 49; 63-64), в почти не заселенном бассейне которого расположен Чаткальский заповедник (см. фото 22). Не менее грандиозны прорезанные в известняках теснины Коксу (см. фото 41) (с ее изумрудного цвета водой), величественные ущелья полноводных (с наивысшим в регионе модулем стока - до 40-45 л/(с*км2)) Ойгаинга и Майдантала с нивально-гляциальными урочищами и ледниковыми формами рельефа в верховьях. В руслах многочисленных малых рек в бассейнах Чаткала, Пскема, Угама и др. интенсивно протекают эрозионные и денудационные процессы, обуславливающие большие массы и высокие модули стока наносов и растворЁнных веществ.

     ВОТ ТАКОВ ОН - Этот Большой ЧимгАн,
         ГДЕ я ТамАру своЮ -
             НАД ПРОПастью -
         пойМАЛ и удержАл!

                *********

            На АльпиниАде в ЧимгАне

28 апреля 1962-го Тома Кодрянская, я, 6 парней и 1 девица с шахты-9 через Ташкент приехали на традиционную (а для нас - первую) Альпиниаду в урочище-луг "12 ключей" у подножия горЫ Чимган (3277м).

Поставили 2 палатки (я впервые это делал), Тут Тома сказала, что Ей осталось жить 1,5

(полторА) года (до 24 лет) и вечером сама ушла в горы, ничего никому не сказав. Вернулась Тома к полуночи с ободранными (до крови) ладонями и ПОПкой: хотела спуститься по крутому обнажению-щебёнке, но поломался ЕЁ "альпен-штОк" (сухая полая тростинка от травинки югАна) и Тома Ехала сотню метров на 3-4-5-6-тых точках опоры.

     С 6 до 14 часов 1 мая мы без ЧП сходили на Чимган (подъём по западному гребню, а спуск - по западному лавино-сбросу).
     Потом 3 мая МЫ ВСЕ гуляли по предгорьям, на Малый Чимган и к Гуликам-саю.
     А 5 мая я и Тома (прочие не захотели) поднялись на седловину "Малый Чимган" и полезли вверх по северному гребню на юг - к вершине Большого Чимгана. Но для нас отвесные, зализанные (без зацепок) скалы оказались слишком опасными, возвращаться назад - на седловину - страшно! И тут я впервые почувствовал, что после моей Матери Тома - самое близкое мне существо (хотя у нас не было ни малейщих намёков на <близость>!). Мы начали спускаться по очень крутому кулуару, где местами заклинились глыбы камней. В одном особо крутом месте я остановился и повернулся к Томе ПЕРедом, а к пропасти - ЗАДом. И тут в 3м выше меня Тома сорвалась! Но я успел Её поймать обеими руками и удержался виесте с Ней (мои кеды оказались очень удачно расклинены так, что я даже не качнулся). И мы "с горы спустились ЦЕЛы и ЦЕЛки"!

     Вечером 6 мая мы уехали на грузовике Алмалыкцев. Они пели:
           "Жила-была на Свете Кися Мурочка
            И жил на Свете Васька Кот.
            Любила наша Кися Мурочка
            Сидеть подолгу у ворОт..."
    Ночью мы приехали на жел-дор вокзал Ташкента. Там и ночь провели, сидя на рюкзаках.
    А я с Томой (Тома водила меня) всю ночь до 6 часов утра - прогуляли по городу под цветущими каштанами. Утром 7 мая мы все автобусом приехали домой в Ангрен.
    А вечером я зашёл к Томе узнать, как ЕЁ НОГи (Тома подморозила в снегу щиколотки и выше из-за коротких штанин), Тома усадила меня, подошла ко мне в тоненьком платьице и тут я неожиданно для себя (словно Кто-то меня подтолкнул!) обнял Томиньку за ПОПиньку и долго не мог отпустить Её - так сверх-приятно оказалось это объятие!
    И с Этого момента пошло развитие наших отношений. Тома тёмными вечерами несколько раз заходила в мою квартиру и хвалилась мне и Вите Кону, как крепко Её обнимает и целует Валерик Кобец, как Они вдвоём провели ночь в Его квартире. Вечером 31 мая я зашёл к Томе домой и попробовал ЕЁ поцеловать: "- Ааа - ничего тут особенного! А я то думал...." И это я выдал Томе сразу после ПЕРВОГО в моей жизни поцелуя! До чего же я беспредельный и неисправимый БолвАн!

      В походах по горам (почти каждый выходной) Тома весь поход "пилила" - критиковала меня за всё так, что я себя и человеком переста считать!
      А наши попутчики её одёргивали:
      "- Что ты "пилишь" его? На себя погляди!"

    Тогда - в начале апреля 1962 я обратил внимание, что с Томой я не чувствую скованности (как с другими). Тома читала мне свежее письмо от Её друга детства и студенчества - Владика Панченко и я понял, что никогда не дорасту до такого умения выражаться (ведь я не умел мыслить!).
     Мне с Томой было приятно и легко ходить на базар, в магазин (готовясь в походы в каждый выходной) - всегда бы так! Я предложил Томе пожениться - Она мне: "- Нет!" - и так - 3 раза!
     У НЕЁ ж тут в Ангрене уже были Вовочка Рылеев и Валерик Кобец, что ТАК крепко ЕЁ обнимает и целует!
     А в Новосибирске в Академ-городке Тому ждал Владик Панченко - очень умный и приятный друг её детства и юности...
               КрылEнко Владимир  12 июня 2013