Армяне построили ферму

Виктор Ремизов
В 60-х годах ещё того века каждую весну в алтайские сёла приезжали строители-армяне. Приезжали они родовыми кланамиЮ передавая по поколениям ремесло своего отхожего промысла. По началу их лупили местные мужики: боялись, что они у них жён и девок уведут. В то время об армянах много  нехорошего разговору ходило, особенно к их пристрастию к женскому полу. А причина была так говорить. Приезжали, как правило, в самой силе мужики. Стройные, подтянутые, непьющие, ходили в ботинках или туфлях, аккуратные причёски, вежливые. Этого-то как раз и не хватало нашим девчатам. Однако приезжие вели себя осторожно и на «чужую» территорию не заходили. К ним привыкли. А когда увидели, как они работают, да стали в жёны наших девок брать с увозом их в Армению, тут уж вовсе к ним родное отношение стало. Так и сжились.
Строили они животноводческие объекты, жилые и административные здания. Ими были довольны все. Я теперь думаю, что без этих ребят сельское строительство на Алтае было бы невозможно. В Кытмановском районе все животноводческие объекты были построены армянскими строителями.
Армянские строители привезли на Алтай технологию строительства животноводческих ферм из кирпича и камня. Деды в деревнях не принимали этот способ, считая, что «...ей, животине, дух наш деревянный ближе. А так она спужается хором каменных, и какое там молоко от неё будет, живая бы осталась». Вслед за добротными дворами пришли автоматические доилки «ёлочки». Вот уж где доярки обрадовались! Деревнями ходили смотреть на это чудо. Потом и русские строители научатся строить прекрасные скотные дворы, в которых будет предусмотрено тёплое поение зимой, привозная свежескошенная трава, сенажная, силосная и зерновая подкормка, что позволит резко поднять надои молока. Совхозы выйдут на рентабельное дойное стадо к середине 70-х годов. И быть бы так по веку, прирастая поголовьем да реками молочными. Некоторые армянские ребята, женившись на алтайских девчатах, остались жить здесь. У них родятся дети, которые уже никак не будут отделять себя от Алтая, не зная родины своих отцов. К 90-м годам на Алтае сложится армянская диаспора, символом которой станет храм, построенный в Барнауле на ул. Попова. Не редкостью будет видеть армян в административных структурах края и городов. Их представители станут возглавлять заводы и крупный бизнес. Национальная культура армян на Алтае будет иметь равные права с остальными национальностями. В Барнауле даже будет футбольная команда, состоящая из игроков армянской национальности.
И как-то заметным станет, что более нет среди строителей армян. Они растворились в местном населении, выбрав себе наиболее прибыльное и менее затратное занятие.
90-е годы очень сильно напомнили об армянах, когда стало рушиться всё. И в первую очередь животноводство. И больно было смотреть, как разрушали местные жители, построенные когда-то армянами скотные дворы. Тащили всё – камень, кирпич, шифер, железо, дерево...
Печальное зрелище осталось сегодня от тех строений. Проезжая по сёлам края, я не нашёл ни одного хозяйства, где бы осталось хоть какое-нибудь приличное строение от времён строительства армян. Грустно.
Однако напоминанием того, что когда-то построенные прекрасные здания домов культуры, больниц, магазинов живы и служат людям до сих пор являются советские армяне, построившие всё это по чести и совести своей нации. И не корысти ради ехали они на Алтай. Как бы не пытались ретивые политики опошлить то время, я знаю одно – на моих глазах всё это происходило. И я благодарен истории, что она не отделила меня от этого процесса, а позволила быть в ней.