ГорА БобО-и-Об 3768м - НЕ БабАй-Ёб, а ДЕДушка ВОД!

Крыленко Владимир
ГорА БобО-и-Об (3768м) - НЕ БабАй-Ёб, а ДЕДушка ВОД!
ФОТО Автора; ГорА БобО-и-Об (3768 м - ИЮНЬ) - ВОДу жиВИтельную -
             ВСЕМ окРЕСТностям ФергАнской доЛИны даЁт!

Карта-схема речной СЕТИ  Западного Тянь-Шаня (составлена Автором) -
приведена в моём Опусе <СЕТЬ РЕК, озёр, болОт в ландшафтах Западного Тянь-Шаня>  -
   http://proza.ru/2013/06/07/1284

СЛОВо <БаБА> (приСТАВка к СЛОВу-Имени или же - просто в качестве ВЕЖЛивого обраЩЕНия к уважАемому пожиЛОму человеку) - у тюркских народов - ознаЧАет - поЧТИТельное <ДЕДушка>, в отЛИчие от преЗРИтельного <бабАй> = <старик>, а <бабАй-акА> = <старый дядько>, отЧЕГО во временА татАрского <ИГа> - произоШЛО слово <бАба-ягА>) = НЕ ПРОСТо <старая бАба>, - а бАба-страшИЛище, котОрой пугАли-стращАли - НЕ ТОЛЬко ДЕТочек МАЛых, но и ДЯДечек - ВОВСе НЕ МАЛых!

Так что название горЫ "БабАй-Ёб" - означает преЗРИтельное <бабАй Ёб> = <старик Ёб!>, -
    в отЛИЧие от поЧТИТельного ВЕЖЛивого "БобО-и-Об" = "ДЕДушка ВОД"!

А почемУ - Именно "ДЕДушка ВОД"? -
Да потомУ что БобО-и-Об - САМая высокая в Этих местах горА,
на которой выпадАет МНОГо СНЕГа и ЛЕТом с НЕЁ - стеКАет МНОГо водЫ - ТАк необходИмой для ЖИЗНи в Этих мало-ВОДных ЖАРКих местАх!

На карте Тащкентской области в БСЭ - на тёмном коричневом фоне высоких ГОР -
была виднв чёрная точка и подпись "БобО-и-Об 3768".
А я в 1959-60-том жил в казарме на склоне горки АлчалИк (2000 м) - в каких-то 10 км от Этой чёрной точки "БобО-и-Об 3768"!
    А я работал тогда на крупнЕйшей в МИРе - АнгрЕнской станции "Подземгаз", - располОженной КАК РАЗ на склоне горки АлчалИк и мне на вторник 1 июня 1960-го - выпал отгул! - Ну КАК же в ТакОм положении - НЕ сходИть на Этоу чёрную точку!
    А делать МНЕ было НЕчего и вот - в понедельник ВЕЧером - я после работы пошёл (сам - поПУтчиков ТОГДА у меня ЕЩЁ НЕ было!) вверх по склону горки АлчалИк - с двумя палками в руках - для устОйчивости. Я перевалил через окрУглую травяную вершину Алчалик, по тропе траверснУл склон горЫ БасмАч, спустился в долину ЛоЯк-САя, прошёл вверх по течЕнию несколько КМ (НЕ МОГ перейтИ через бурный в Этот период Лояк-сай!) и в 21 час я улёгся спать - уже у устья ПарАк-сая - левого притОка Лояк-сая. А вокруг - ПЫШная ЗЕЛень (арчЁвый лес на склоне, надо мною цветУт яблони), поЮт солОвушки!
А на рассвете 1 июня я без троп прошёл пару КМ ввер по валунной пойме Парак-сая, потом поднялся наПРАВо по крутому склону на ребрО Парак-сая и по его поЛОгому каменИстому гребню - спокойно ВЫшел на такой же поЛОгий, покрытый снегом гребень Кураминского хребтА (3700 м над уровнем моря),
    По всему гребню (длиной "3-4 км - от вершины Ак-Шуранг (3740м)
до перевала ПангАз) свиСАЛи шикАрные снежные карнИзы. ТЁМно-коричневые камни были поКРЫТы блестЯщей плЁнкой высокоГОРНого заГАРа.
     А на ЮГе и на ЮГо-Западе по всемУ горизОнту протянулась ЦЕПЬ ГОР - скалИстых и снежных: АЛАйский и ТуркестАнский хребты, ЧЁТКо различИмые в бинокль - за 200-300 км от меня!
     А вот ФергАнская долина поКРЫТа МАРевом, сквозь которое поблЕскивает только гладь КайрАк-КУМского водо-хранИлища!
     А ПРЯМ передо мной - жуткоВАТая ГорА - ТОТ "БобО-и-Об 3768" (смотрИте ФОТО)! Но мне нв НЕГО - НЕкогда ЛЕЗТЬ - ЗАВТРа надо на работу!
     И я поплЁлся ВНИЗ - с НЕ покоРЁНных вершИн...

     А через 2 ГОДа - 20 июня 1962-го - в пятницу после работы - я и ТОМа Кодрянская пошли на горку Алчалик (2000м), обнимались, целовались в ярко-алых маках и по ущелью Джигиристан засветло вышли к кишлаку Джигиристан. Тут Тома предложила мне пройтись по селепропускному лотку. Тома с тропы спрыгнула на плиты кровли лотка, а у меня в миг толчка-прыжка нога скользнула по крошке-гравию, я потерял равновесие и с высоты 3м прибетонился на одну правую ногу и подвернул стопу в щиколотке. Шиколотка сразу вся раздулась и потемнела от внутренних кровоизлияний. У меня от жгучей боли потемнело в глазах, словно множество иголок закололо в голове и я чуть не потерял сознание. В полубессознатеьном состоянии Тома провела меня 200м до автобуса и в таком же состоянии я час трясся в заду автобуса, пока мы ехали. Спал я плохо - очень больно было.
     А Утром в субботу 21 июня я собрал рюкзачок (еда, простынка и одёжка для ночлега - мы ведь договорились с Томой и Ваней после работы сразу идти в горы) и поехал на "Подземгаз". А Тома не собралась - сочла, что я не смогу пойти.
     Но я в 15 часов - всё-же - пошёл - САМ - с двумЯ палками, - как с костылями, я пошкандыбал (темно в глазах от боли!) вверх по склону, опираясь на палки, как на костыли. Первые 2 часа при плавном, но крутом подъёме на горку Алчалик я терпел и превозмогал острую боль при каждом шаге. Потом боль стала утихать. Через 2 часа жгучая боль сменилась острой, ещё через 2 часа - тупой.
     Я перевалил Алчалик, по тропе спустился в долину Лояк-сая (перепад высот 1000м) и в 21ч я улёгся спать - уже у Лояк-сая. Ночью боль почти не мешала спать, я хорошо поспал и на рассвете 22 июня без троп, с терпимой болью прошёл по Парак-саю на Кураминский хребет (3700м), на Ак-Шуранг (3740м), спустился на перевал Бобо-и-Об (3000м), и по скальному ЛЕВому ГРЕБНю (смотрите ФОТО) - без осОбого трудА поднялся на гору Бобо-и-Об (3768м). ТУТ ДЕЛать было НЕчего (ВИДы - ДЫМкою приКРЫТы!) и я спустился в долину ШайтАн-Ашт (2000 м н.у.м.), поднялся на перевал Пангаз (2500м), а потом на гору Бабай-Читен (3360м), спустился в долину Гуш-сая (2000м), где проспал ночь. Утром 23 июня я спустился по долине Гуш-сая, поднялся на перевал Лашкерек (1800м), спустился по долине Лашкерека и Нишбаша, поднялся на перевальчик Кайрагач (1300м) и в 10ч пришёл на "Подземгаз" на работу.
     И ЧТО САМое ГЛАВНое - БОЛЬ и страшная тёмно-фиолетовая Опухоль вокруг щиклотки - ПОЛностью исчезли, нога имела обычные формы и цвет. Я бы ни за что никому не поверил этому, если бы сам это не проверил на себе. Мне интересно, ЧТО (или КТО!?) застАвило-принудило меня пойти в этот, - по сути - сумасбродный поход!?

      Подобное лечение-исцеление (без кавычек иронии и сарказма!) мне довелось повторить ЕЩЁ ДВА РАЗа:
1. Сорок лет спустя - 28-29 июня 2002-го - меня у Глав-Почтамта г.Донецка сшиб и переехал (продольно) ногу чёрный лимузин НАШего тогДАшнего губернатора - В.Ф.Януковича,

2. А ЕЩЁ подобное лечение-исцеление мне довелось повторить - ещё полторА ГОДа спустя. В сентябре 2003 я шёл по тротуару вдоль заднего фасада Дворца Спорта в г.Донецке. Я переходил проезд от проспекта Ильича, когда снизу на меня с рёвом и с большой скоростью помчался грузовик. Я успел выскочить из-под колёс на тротуар, но там оказались торчащие (на пол-метра наверх) две трубы (воздушки подземнного тепло-пункта) диаметром 10 см, прикрытые сверху колпаками-полу-цилиндрами из труб. Я зацепился носком за первый цилиндр, споткнулся и, падая, ударился коленом об другой цилиндр. Боль (постоянная - днём и ночью) не проходила полтора месяца. А 7 ноября 2003 я залез по крутому кулуару на террикон у металл-завода и 7 часов без остановок копал на склонах ямки, сажал саженцы, орехи, косточки персиков, абрикос, огрызки яблок, гоуш и т.п. А когда вечером шёл домой через раздолбоечные трущобы, то обратил внимание - мне чего-то нехватает. Потом до меня дошло - нехватает уже привычной БОЛИ! Вот так большая 7-часовая нагрузка на ноги ИСЦЕЛИЛА болезненное повреждение в колене! - Хвала ВСЕВЫШНЕМУ! Барух Эль-Яхве!

     А Тома тогда (22 июня 1962-го) неплохо и приятно провела воскресный день с Валерой Кобцем "под райскими кущами" у речки Ахан-Гаран у 14-го км дороги в Коканд. И я ничуть не ревновал - мне было приятно, что Томе приятно! И так всегда - до сих пор! Мне словно Кто-то внушал: "- Не беспокойся - всё хорошо, что хорошо, и всё приятно, что приятно!"

     А я ещё два раза поднялся на Этот БобО-и-Об:
в июле 1964-того (втроЁм: Владимир Косов, КамАль НазЫров и я) - по тоМУ же путИ,
и 4 июня 1966-го (об Этом восхождЕнии по моемУ сообщению - даже в журнале <Турист> 1966, №7 - ЕГО в 1966-том - только начали издавать!) - написАли!) - всемеРОм: КАТя Хохлова, Юрий Якубов, Юрий КонОшко, Людмила Андреевна КаралУпова, Тамара Татаринова и Венера Ахмедовна ГумЯрова-КотелЕвская -
подъЁм по простому каменИстому ПРАВому гребню (смотрите ФОТО),
а простЕйший спуск - на Восток - в долину Ашт = БобО-и-Об, о которой упомянУл Сергей Фёдорович Машковцев - в своём отчёте (Машковцев С.Ф. Описание геологического маршрута в Юго-Западный Тянь-Шань по линии Ангрен-Чаткал-Касан-озеро Кукала-Гудас-Майдантал. 1930; Машковцев С.Ф. Геологическое описание восточной части Ташкентского листа. 1930. -Ташкент: Гос. публич. библ.):

""Местность всё время - безвОдной остаётся, пересеченной неглубокими сухими логами.     ТЕ же чертЫ носит местность и далее - до кищлака Ашт - на всём пути встречается щебЁнка, спАянная глИнистым материалом. На правом берегу Пунык-сая эти отложения образуют высокие стены.
    Горы в этой области - резко делятся на 2 части:
скалистые обнажения коренных пород вверхУ
и мАнтия мощных нанОсов, образующих предгорные, - поперечные основному направлению, уВАЛы - длиной "10 км. Граниты, обнажЁнные вЫше, - пятнисты - из-за окисления местами обильного пирИта, в других местАх - неполной каолинизации породы.
    В 4 км выше ГудАса - на высоте "1700 м - выходит кварцевая барИто-флюорИтовая рудоносная жИла. От неЁ - по небольшой тропке - МЫ пересекаем речку БабАй-Ёб (БобО-и-Об) и вершины правых притоков Ак-ТАша, отправляемся к перевалу НаугарзАн. Отроги главного гранитного массива Бабай-об значительной высоты, так что из 2 перевальчиков - один оказался выше главного перевАла Наугарзан. Название Ак-таш ("Белый Камень") - благодаря мощной жИле белого цвета - кварцевого обнажения на левом берегу речки, км на 2 ниже перевала. Начиная с перевала Наугарзан, - попадаем в область распространения порфиров...""

     ВОТ ТАКОВ ОН - Этот БабАй-Ёб = БобО-и-Об = ДЕДушка ВОД!
               КрылEнко Владимир  12 июня 2013